Теоретические основы органической химии. Углеводороды. Моно- и полифункциональные
Органические соединения
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
С.Н. Рягин
О.В. Атавина
ПРАКТИКУМ
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
ХИМИИ
Часть 1.
Теоретические основы органической химии.
Углеводороды. Моно- и полифункциональные органические соединения
Учебное пособие для студентов II курса
очной формы обучения по специальности 060108 - фармация
ОМСК - 2010
УДК 547 (075.8)
|
Р 98
Рягин, С.Н.Практикум по органической химии. Часть 1. Теоретические основы органической химии. Углеводороды. Моно- и полифункциональные органические соединения:учебное пособиедля студентов II курса очной формы обучения по специальности 060108 – фармация /С.Н. Рягин, О.В. Атавина – Омск: изд-во ОмГМА, 2010.– 171 с.
Авторы-составители:
О.В. Атавина,кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и биоорганической химии Омской государственной медицинской академии,
С.Н. Рягин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и биоорганической химии Омской государственной медицинской академии, Почетный работник образования РФ
Рецензенты:
Заведующий кафедрой органической химии ОмГУ им. Достоевского, доктор химических наук, профессор А.С. Фисюк
Заведующая кафедрой общей и биоорганической химии ОмГМА, доктор биологических наук, профессор И.П. Степанова
ISBN …
Пособие содержит упражнения, задачи и лабораторные работы к разделам «Теоретические основы органической химии», «Углеводороды», «Моно- и полифункциональные органические соединения». Предложенные задания носят медицинскую и фармацевтическую направленность.
Предназначено для студентов II курса очного отделения фармацевтических факультетов (специальность 060108 – Фармация) медицинских высших учебных заведений.
Печатается по решению научно-методического совета фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии
ÓОмская государственная медицинская академия, 2009 | |
ISBN … | Ó Рягин С.Н., 2009 Ó Атавина О.В., 2009 |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.. 6
Глава 1. 8
Теоретические основы органической химии.. 8
Лабораторно-практическое занятие № 1. Техника безопасности и оборудование лаборатории органической химии (2ч) 8
Лабораторно-практическое занятие № 2. «Классификация и номенклатура органических соединений: углеводороды» (3ч) 17
Лабораторно-практическое занятие № 3. «Классификация и номенклатура органических соединений: производные углеводородов» (3ч) 23
Лабораторно-практическое занятие № 4. «Теория строения органических соединений. Структурная изомерия» (2ч) 30
Лабораторно-практическое занятие № 5. «Теория строения органических соединений. Конформационная изомерия» (2ч) 33
Лабораторно-практическое занятие № 6. «Теория строения органических соединений. Конфигурационная изомерия» (3ч) 37
Лабораторно-практическое занятие № 7. «Электронная строение атомов органогенов и химической связи» (2ч) 42
Лабораторно-практическое занятие № 8. «Сопряжение. Ароматичность» (3ч) 47
Лабораторно-практическое занятие № 9. «Взаимное влияние атомов в молекуле и электронные эффекты» (3ч) 50
Лабораторно-практическое занятие № 10. «Типы реакций и реагентов в органической химии» (2ч) 53
Лабораторная работа № 2. «Качественный элементный анализ органического соединения». 54
Лабораторно-практическое занятие № 11. «Кислотно-основные взаимодействия» (3ч) 58
Лабораторно-практическое занятие № 12. Контрольная работа по теме «Теоретические основы органической химии» (2ч) 63
Глава 2. Углеводороды... 65
Лабораторно-практическое занятие № 13. «Предельные углеводороды: строение и свойства» (2ч) 65
Лабораторно-практическое занятие № 14. «Предельные углеводороды: получение и идентификация» (3ч) 70
Лабораторно-практическое занятие № 15. «Непредельные углеводороды: строение и свойства» (2ч) 75
Лабораторно-практическое занятие № 16. «Непредельные углеводороды: получение и идентификация» (3ч) 80
Лабораторно-практическое занятие № 17. «Моноциклические ароматические углеводороды: строение и свойства» (2ч) 86
Лабораторно-практическое занятие № 18. «Полициклические ароматические углеводороды: строение и свойства» (3ч) 90
Лабораторно-практическое занятие № 19. «Ароматические углеводороды: получение и идентификация» (3ч) 95
Лабораторно-практическое занятие № 20. Контрольная работа по теме «Углеводороды » (2ч) 100
Глава 3. Моно- и полифункциональные соединения.. 102
Лабораторно-практическое занятие № 21. «Галогенопроизводные углеводородов: строение и свойства» (2ч) 102
Лабораторно-практическое занятие № 22. «Галогенопроизводные углеводородов: получение и идентификация» (3ч) 106
Лабораторно-практическое занятие № 23. «Спирты и тиолы: строение и свойства» (2ч) 109
Лабораторно-практическое занятие № 24. «Спирты и тиолы: получение и идентификация » (3ч) 113
Лабораторно-практическое занятие № 25. «Фенолы. Ароматические спирты. Хиноны» (2ч) 117
Лабораторно-практическое занятие № 26. «Простые эфиры и тиоэфиры: строение и свойства, получение и идентификация» (3ч) 123
Лабораторно-практическое занятие № 27. «Карбонильные соединения: строение и свойства» (2ч) 127
Лабораторно-практическое занятие № 28. «Карбонильные соединения: получение и идентификация» (3ч) 132
Лабораторно-практическое занятие № 29. Контрольная работа по теме «Галогенопроизводные углеводородов, гидроксильные и карбонильные соединения» (2ч) 138
Лабораторно-практическое занятие № 30. «Амины: строение и свойства» (3ч) 139
Лабораторно-практическое занятие № 31. «Амины: получение и идентификация» (3ч) 143
Лабораторно-практическое занятие № 32. «Азо- и диазосоединения: строение и свойства» (2ч) 148
Лабораторно-практическое занятие № 33. «Азо- и диазосоединения: получение и идентификация» (3ч) 152
Лабораторно-практическое занятие № 34. «Карбоновые кислоты: строение, свойства, получение и идентификация» (2ч) 158
Пример 1. Как осуществляется образование галогенангидридов, каковы их свойства? 158
Лабораторно-практическое занятие № 35. « Производные карбоновых кислот» (3ч) 163
Лабораторно-практическое занятие № 36. «Контрольная работа по темам «Амины. Азо- и диазосоединения. Карбоновые кислоты» (2ч) 167
Предисловие
Практикум по органической химии предназначен для студентов фармацевтических факультетов медицинских вузов (специальность 060108 – Фармация) и разработан в соответствии со стандартом и типовой программой. Он включает в себя разделы: «Теоретические основы органической химии», «Углеводороды», «Моно- и полифунциональные органические соединения».
Первый раздел «Теоретические основы органической химии» направлен на формирование умений называть органические соединения в соответствии с номенклатурой IUPAC, определять особенности химического, пространственного и электронного строения органических соединений, прогнозировать реакционную способность органических соединений.
Второй и третий разделы пособия раскрывают особенности таких классов органических соединений как углеводороды и моно- и полифункциональные соединения.
Для каждого класса органических соединений приведены упражнения по номенклатуре, изомерии, строению, свойствам и способам получения. Важным элементом практикума являются ситуационные задачи прикладного характера, предполагающие понимание взаимосвязи «строение –свойства» метаболитов и лекарственных препаратов. Тем самым создаются условия для успешного овладения курсами биохимии, фармацевтической химии, токсикологической химии, фармакологии, фармакогнозии, фармацевтической технологии и биотехнологии.
Многообразие задач и вопросов по каждому классу соединений дает возможность использовать материал задачника для составления индивидуальных домашних заданий, для проведения семинаров и для осуществления текущего контроля.
Лабораторные работы включают опыты по проведению химических реакций, отражающих свойства изучаемых соединений. Большое внимание уделено качественным реакциям на основные функциональные группы органических соединений.
Процесс обучения строится таким образом: прослушав теоретическую часть, студент самостоятельно по заданиям пособия занимается дома, разбирая обучающие задачи и отвечая на контрольные вопросы. Успешно выполнившие это задание (80% правильных ответов), допускаются до лабораторных работ. После выполнения лабораторной работы предусматривается ее защита с применением контрольных заданий с готовыми ответами.
На заключительном этапе осуществляется самоконтроль и текущий контроль, результаты которого позволяют провести коррекцию результатов процесса обучения.
Рубежный контроль со стороны преподавателя осуществляется по завершению темы или раздела. Студенты, успешно выполнившие рубежную контрольную работу, допускаются до изучения следующей темы, если же рубежный этап не пройден (тема не зачтена), то студент возвращается к проработке теоретического материала пособия и лекционному материалу или направляется на консультацию к преподавателю.
Большой выбор задач и вопросов по каждому классу соединений дает возможность использовать материал задачника для составления индивидуальных домашних заданий, для проведения семинаров и контроля текущей успеваемости.
Все критические замечания по содержанию и структуре учебного пособия будут приняты авторами с благодарностью.
* * *
Глава 1.