Биосинтез белка. Этапы белкового синтеза. Строение рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Носителями наследственной информации являются нуклеиновые кислоты, обязательные компоненты живой клетки. Как правило, информация закодирована в дезоксирибонуклеиновой кислоте (ДНК), лишь у некоторых организмов она хранится в составе рибонуклеиновой кислоты (РНК). Именно в последовательности нуклеотидов (азотистых оснований) одной из цепей ДНК и заключена наследственная информация.
Реализация информации осуществляется в процессе, именуемом транскрипцией, под которым понимают перенос информации с двуцепочечной молекулы ДНК на одноцепочечные молекулы РНК. Матрицей для синтеза РНК служит лишь кодирующая нить ДНК, называемая смысловой. Транскрипция включает стадии инициации, элонгации и терминации. Основным ферментом, ответственным за проведение транскрипции, является РНК-полимераза, осуществляющая синтез в направлении 5' к З'-концу растущей цепи. В момент транскрипции двунитевая молекула ДНК расплетается и по механизму комплементарности на смысловой нити ДНК синтезируется молекула РНК. При этом вместо Т включается другой нук-леотид, имеющий основание урацил (У). В клетке синтезируется РНК трех видов: иРНК (информационная, или матричная), рРНК (рибосомная) и тРНК (транспортная). Синтез РНК осуществляется дискретно, а не по всей протяженности молекулы ДНК.
Далее иРНК участвует в процессе трансляции — синтезе белка на матрице РНК. При этом информация с языка азотистых оснований нуклеиновых кислот переводится на двадцатибуквенный алфавит аминокислот, что приводит к формированию полипептидов (белков). Основные компоненты трансляции — это иРНК, рибосомы, тРНК и ферменты, осуществляющие этот процесс. Молекула тРНК имеет сложную конфигурацию, т.к. образуются водородные связи, и молекула по форме становится похожей на клеверный лист. Он состоит из верхушки, на кот. расположен триплет свободных нуклеотидов, кот. по своему коду соответствуют данной аминокислоте и носит название антикодона, и аминоацильный участок (черешок), к которому присоединяются аминокислоты. В результате комплементарного взаимодействия кодона и антикодона происходит присоединение нужной аминокислоты к растущей полипептидной цепи. Этот процесс осуществляется в рибосомах, с которыми ассоциирована иРНК. т-РНК уходит из рибосомы за следующей ам-к-той, а рибосома перемещается на один триплет, и процесс повторяется. Так постепенно наращивается молекула полипептида, в которой ам-к-ты располагаются в строгом соответствии с порядком кодирующих триплетов.
Химически рибосомы представляют собой нуклеопротеины, состоящие только из РНК и белка и состоят из двух субъедениц- малой и большой.
Химический кабинет в школе.
Кабинет химии позволяет реализовать в обучении химии важнейший принцип дидактики-принцип наглядности.Кабинет химии имеет важное значение для воспитания учащихся.Формируются качества:бережность,аккуратность,волевые качества,решается задача формирования научного мировоззрения,политехнизации,эстетического воспитания.
Группы учебного оборудования:
1. Натуральные объекты(реактивы,посуда,приспособления)
2. Изображения натуральных объектов(рисунки,кинофильмы,видеофильмы)
3. Схематические изображения натуральных оюъектов(схемы)
Учебное оборудование должно быть:безопастным,простым в обращении,отвечать эстетическим и экологическим требованиям.
Размещение и хранение учебного оборудования должно обеспечить:
-соблюдения правил хранения согласно особенностям каждого вида средств обучения
-сохранение материальных средств обучения и их надежность в работе
-быстрое проведение учета и контроля для замены старых пособий
Хранение реактивов:Реактивы хранят в специальных шкафах.По своей квалификации делят на:химически чтстые,чистые для анализа,чистые,особо чистые.Лаборант должен хорошо знать свойства реактивов!
Способ хранения реактивов выбирается в зависимости от свойств самих реактивов.Реактивы подразделяются:гигроскопические,летучие,ядовитые,огнеопастные.
Класс-лаборатория:
-должно быть определенное место работы ученика
-стол учителя на расстоянии 1 м и выше ученических,иметь 2 части:высокую(для демонстраций) и низкую
-основные таблицы:П.С,ряд электроотрицательности,табл. растворимости веществ,ряд активности
-уголки:по профориентации,по внеклассной работе,по ТБ.
Все хозяйство кабинета предназначено для успешного выполнения учебно-воспитательных задач школы.
При работе необходимо соблюдать Т.Б. по охране труда.В обязанности лаборанта входит преобретение,закупка,ремонт и изготовление учебного оборудования под руководством учителя.Документальную отчетность фиксируют в материальной ениге.
Техника безопастности:
Пожарная безопастность:В кабинете химии в лаборанской должны быть огнетушители воздушно-пенные,песочницы с песком,ткань,пропитанная противовоспламеняющейся жидкостью,резиновый коврик.
При воспламенении жидкостей-спирта,бензина используют песок.
ТБ при подготовке и проведении опытов:Перед проведением опытов учитель инстуктирует лаборанта на рабочем месте.
При поджигании любого горючего газа проверка на содержание примеси воздуха(на чистоту)обязательна.
При разбавлении конц. Кислот надо осторожно вливать кислоту в воду,а не наоборот!
IV группа, гл. подгруппа
р-элементы, ns2 np2
C Si Ge Sn Pb
rат ——————————————→
Еи ←——————————————
Восст-я ——————————————→
спос-ть
Есэ ←——————————————
Окисл. ←——————————————
спос-ть
ЭО ←——————————————
Ст.ок. -4-+4; -4; +2,+4; +2,+4; +2,+4;
ВВ 2,4; 2,4; 2,4; 2,4; 2,4;
С
· Аллотр. модиф.:алмаз; тип крист.реш.-атомная, кубическая, в кот. каждый атом С образует прочные σ-св. с 4-мя соседними атомами.sp3-гибр.Не проводит эл. ток-диэлектрик.Прозрачное,бесцв.,крист.в-во,твердое,но хрупкое и тугоплавкое.
· Аллотр.модиф.:графит;тип крист.реш.-сложное в-во с гексогональной стр-рой(sp2-гибр.)-стабилизируется делокализованной π-св.Проводит эл. ток. Серый, мет.блеск,мягкий, легко расслаивается,но тугоплавкий.
· Аллотр. модиф.карбин; тип крист.реш.-гексогональная реш., построен-я из прямолинейных цепочек,в кот. каждый атом образует по2σ-и π-св.(sp-гибр. (-С≡С=С≡С-С≡)∞-- полиновая стр-ра.(=С=С=С=С=С=)∞- поликумуленовая стр-ра).Полупроводник.Черный порошок.
· Аллотр.модиф.фуллерен;тип крист.реш.- сферическая стр-ра «футбольный мяч»-60-70 атомов С, в виде 5-и,6-иугольников.Твердое в-во.
УГЛЕРОД
омная, кубическая, в кот. ,4; 2,4; 2,4; 2,4;
го в-ва. лов(наз.
Стаб. изотопы: 612 С (98,9%), 613 С (1,1%)-элемент биолог. сферы Земли, накаплив. в органич. мире.В виде карбон-х соед-й встреч-ся в земле:СаСО3 –мел, известняк, мрамор;МgСО3- магнезит; СаСО3*МgСО3-доломит; (СиОН)2СО3-малахит;СО2, в природных водах и т.д.
Хим. св-ва:при обычных усл. С энертен,т.к. связи прочные. Осн-е отличие С от др. эл-тов этой подгруппы:- число вал. е- =числу его вал. орбиталей-это и явл-ся причиной устойчивости углеродных связей и способности образ-ть гомоцепи.
При ↑t С взаимод-т с мет.,немет., являясь восстан-м (в основном) и окислителем.
Восст-ль: С0+О20→СО2 ; С0+N20→(CN)2↑-дициан-(N-3≡C+3-C+3≡N-3)
Ок-ль: 4Al0+3C0=Al4C3 – карбид аллюминия; СаС2+2НОН=Са(ОН)2+С2Н2↑
СО
Получение(пром.):
С+О2→СО2 СО2+С→2СО
(лаб.): НСООН→Н2SO4 СО↑+Н2О
Строение: С[2s22p2]+0[2s22p4]=CO[σs2σ*2sπx2πy2σz2] ММО
· СО-диамагн. молекула
· Порядок связи=8-2⁄2=3 Сσ-≡Оσ+
Все 6е- нах-ся на 3-х молек. орбиталях, образуя прочную 3-ю связь,по всем параметрам напоминающую N2.Плохая раствор-ть в воде,при об. усл. не реагирует с водой, очень низкие tкипиtпл.
Хим.св-ва: СО-восс-ль
FeO+CO→Fe↓+CO2↑ 2CO+O2=2CO2 CO+Cl2=COCl2 COCl2+H2O=2HCl+CO(OH)2 CO+S=COS
CO-ок-ль
СО+2Н2=СН3ОН
Не окис-восст.
СО+NH3=HCN+H2O CO+H2O+HCOOH CO+KOH→HCOOK
CO2
получ.(пром) С+О2=СО2 СаСО3=СаО+СО2
(лаб.) СаСО3↓+2Н+=Са2++СО2+Н2О
О=С=О(непол.молекула)sp-гибр. Плохо растворима в воде: СО2+НОН=Н2О*СО2=Н2СО3=Н+=НСО3-
Хим. св-ва: только ок-ль
Mg+CO2=2MgO+C↓
Не окисл-восст. р-я :CO2+2NH3=CO(NH2)2+H2O CO2+KOH=KHCO3 KHCO3+KOH=K2CO3+H2O KHCO3+HCl=KCl+CO2+H2O