Лекционно-семинарская система занятий по химии. Хар-ка структ. эл-тов с-мы.
В л-с с-ме лекция явл-ся организац. формой и методом обучения. Лекия.Требования к шк. лекции: понимание цели изучаемого, умение слушать и сознательно воспринимать изучаемое, установление связей новых знаний с ранее приобрет. знаниями. Как стимулировать уч-ся: сообщать план лекции, интересный мат-л, проблемное изложение мат-ла, использовать наглядность, делать выводы, обобщать, закрепление в конце лекции. Дидактич. условия лекции: высокая целенаправленность лекции, повышенная информированность, поисковый хар-р изложения. Стр-ра лекции: несколько этапов- 1) 5-10 минут орг. часть (создать мотивацию, целеполагание, план лекции); 2) лекционное изложение мат-ла 20-25 мин; 3) повторное тезисное изложение, ответы на вопросы уч-ся; 4) заключительная часть (закрепление, подведение итогов, закрепление, д/з). Клас-ция лекций: вводные, текущие, заключительные, обзорные. Лекции чередуются с др. видами занятий (практич., решение задач). Семинары. Они должны быть комбинированные, должны сочетать фрональную, групп. и индивид. самост. работу. Стр-ра комбинир. сем. занятий: вступит. часть (3-5 мин), обучающая, контролирующая. Во вступит. Части называют тему, объявляется программа занятия, лит-ра исп-я на занятии. Обучающая в 2 этапа: 1) фронтальная обработка мат-ла, пройденного на лекции; 2) работа по обуч. диф. заданиям. 3 программы на выбор: А- сложная, В-средняя, С- слабая. Дети выбирают и получают соотв. оценку. В контролир. части (10-15 мин) уч-ся отвечают на вопросы. Виды контроля на комбинир. семинарских занятиях: вступительный контроль до выполнения обуч. части (особенно для слабых); корригирующий (для оказания помощи). В ходе выполнения обуч. части: контрольно-предупредит. проверка в конце выполнения обуч. части; оценка знаний, должна соотв. Целям воспитания; общая оценка выводится на основе оценок знаний по всем видам учебных занятий, присут. в л-с с-ме занятий (Семин., практич. Работы, решения задач, тематич. зачет, защита творч. заданий). Тематич. зачет явл-ся осн. формой системат-ции и обощ. знаний в л-с с-ме. Состоит из 3 частей: вступит, обуч, контроль. Групповой темат. зачет и вузовский зачет в гетерогенных группах.
Общая характеристика и электронное строение атомов элементов V группы главной подгруппы. Аммиак, строение молекул, получение и свойства.
р-элементы, ns2np3 (на внешнем энергетическом уровне 5 электронов)
Общая характеристика атомов элементов V группы главной подгруппы
Хим. элемент | R атома, нм. | Eu, Кдж/моль | Восстано-вительная активность | Eсэ, Кдж/моль | Окислитель- ная способность | ЭО | ВВ | Степень окисления | К.Ч. |
7N 15P 33As 51Sb 83Bi | 3,07 2,2 2,1 1,8 1,7 | 3; 4 3; 5 3; 5 3; 5 3; 5 | С –3 до +5 С –3 до +5 С –3 до +5 С –3 до +5 С –3 до +5 +3 | 3; 4 |
Более характерна
Аммиак (NH3)
Строение молекулы.
Электронная формула молекулы: НИз четырёх электронных пар при азоте три общие и одна неподелённая.
..
:N: Н
..
Н
Имеет высокую t-ру кипения, t-ру плавления (благодаря водородным связям, образующимся между молекулами аммиака), легко сжижается, легко растворяется в воде:
NH3 + Н2О = NH3Н2О
Физические свойства.
Бесцветный газ с характерным резким запахом, почти в 2 раза легче воздуха. Раствор аммиака в воде называется аммиачной водой или нашатырным спиртом. При кипячении растворённый аммиак улетучивается из раствора.
Получение аммиака.
В прмышленности: Синтез – N2 + 3Н2 = 2NН3 + Q (Р, катализатор, t-оптимальная)
В лаборатории: 2NН4Cl т. + Ca(ОН)2 т. = CaCl2 + 2NН3 + 2Н2О (t-ра)
Химические свойства.
I.Реакции окисления: 4NН3 + 3О2 = 2N2 + 6Н2О (без катализатора)
4NН3 + 5О2 = NО + Н2О (катализатор)
II.Реакции присоединения: NН3 + Н2О = NН3Н2О = NН4+ + ОН-
NН3 + НCl = NН4 Cl
NН3 + Н+ = NН4+
III.Реакции комплексообразования: Cu(ОН)2 + 4NН3 = [Cu(NН3)4](ОН)2 – сильное основание
[Cu(NН3)4]2+ + 2ОН-
IV.Реакции замещения атома водорода в аммиаке: 2NН2Н + 2Na = 2Na[NH2] + H2
Амид натрия
NНН2 + Na = Na2[NH] + H2
Имид натрия
NН3 + 3Na = Na3N + 3H2
Нитрид натрия
Применение.
Большие количества расходуются для получения азотной кислоты. Жидкий аммиак и его растворы применяют как жидкие удобрения.