Пиролиз – разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре.
1. Пиролиз низкотемпературный используют для переработки высококипящих фракций.Из гудрона, мазута, газойля при температуре = 450-480 и давлении = 1-1.5 МПа получают перегоняемые масла + кокс. Перегоняемые масла используют как сырьё для каталитического крекинга.
2. Пиролиз при умеренной температуре заключается в дегидрировании (-Н2) газов : этана, пропана, бутана при температуре 750-850 с целью получения алкенов, диенов аренов. Полученную смесь разделяют перегонкой при низкой температуре.
3. Высокотемпературный пиролиз – это переработка нефтепродуктов при температуре 2000 для получения ацетиленовых углеводородов.
· Риформинг – это каталитическая переработка бензиновых фракций после прямой перегонки нефти с помощью водорода, под давлением, с использованием катализаторов.
Например:
Из бензиновой фракции нефти с о.ч. = 35-40 после каталитического риформинга получают бензин с о.ч. = 85-90.
Таким образом, в результате крекинга нефти получают дополнительное количество бензинов.
Для количественной характеристики детонационной стойкости бензинов выработана октановая шкала. Каждый углеводород и каждый сорт бензина характеризуется определенным октановым числом. Октановое число служит мерой детонационной стойкости топлива. Октановое число изооктана (2, 2, 4-триметилпентана), обладающего высокой детонационной стойкостью, принято за 100.
Октановое число нормального гептана, чрезвычайно легко детонирующего, принято за 0.
Смеси гептана и изооктана имеют октановые числа, равные содержанию (в процентах) изооктана в них. Пользуясь такой шкалой, определяют октановые числа бензинов. Если говорят, что бензин имеет октановое число 76, то это значит, что он допускает такое же сжатие в цилиндре двигателя без детонации, как смесь из 76% изооктана и 24% гептана”.
Наименьшим о.ч. обладают линейные алканы. О.ч. увеличивается при переходе от алканов к алкенам, циклоалканам и изоалканам. Наибольшем о.ч. характеризуются арены.
Гептан 0
Гексан 26
Гексен-1 63
Циклогексан 77
Изопентан (2-метилбутан) 90
Бензол 98
Изооктан (2,2,4-триметилпентан) 100
Вопросы для самоконтроля
· Какие вещества называются углеводородами?
· Чем отличаются по строению и свойствам предельные и непредельные углеводороды?
· Назовите виды переработки нефти;
· Чем бензин прямой переработки отличается от бензина, полученного крекингом? (ответ: октановым числом)
· Что такое риформинг и зачем его применяют?
· Какого вида бензин вы предпочли бы для своего автомобиля? Почему?
· Тест.
1. Общая формула ароматических углеводородов:
1) CnH2n-2; 3) CnH2n;
2) CnH2n-6; 4) CnH2n+2.
2.Бензолу не свойственно:
1) жидкое агрегатное состояние;
2) характерный запах;
3) температура кипения 80,1º С;
4) хорошая растворимость в воде.
3. Расстояние между атомами углерода в бензоле сокращается за счет:
1) циклического строения молекулы;
2) расположения гибридных орбиталей в одной плоскости;
3) влияние π-электронного облака;
4) равномерного распределения электронной плотности.
4. Вещества с общей формулой CnH2n-6 относятся к классу:
1) алканов; 3) алкинов;
2) алкенов; 4) аренов.
5. В молекуле бензола шесть атомов углерода образуют:
1) правильный шестиугольник;
2) неправильный шестиугольник;
3) треугольник с боковыми ответвлениями;
4) квадрат с боковыми ответвлениями.
6. Состояние гибридизации атомов углерода в молекуле бензола:
1) sp; 3) sp3;
2) sp2; 4) sp и sp2.
7. При хлорировании бензола на сильном свету получается:
1) хлорбензол;
2) 1, 2, 3-трихлорбензол;
3) бромбензол;
4) гексахлорциклогексан.
8. При взаимодействии бензола с бромом в присутствии катализатора (FeBr3) получается:
1) бромбензол; 2) гексабромциклогексан;
3) 1, 3, 5-трибромбензол; 4) 1, 2-дибромбензол.
9. Бензол, как и непредельные углеводороды, вступает в реакции:
1) полимеризации; 3) окисление раствором перманганата калия;
2) гидрогалогенирования; 4) гидрирования.
· Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 10 класс. Страница 70,76 – отвечать на вопросы и тестовые задания. Параграф 15, 16.
· Осуществите цепочки превращений:
1) C2H6 → C2H4 → C2H2 → C6H6 → C6H5Cl6
2) C2H2 → C6H6 → C6H12 → C6H14 → C6H13Cl
3) CaC2 → C2H2 → C6H6 → CO2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2
Укажите условия, при которых идут эти реакции.
- Природный газ, нефть, уголь относят к энергохимическим ресурсам. Как вы понимаете этот термин?
- Почему, по вашему мнению, в быту отдают предпочтение топливу в виде каменного угля перед дровами, природному газу перед углем, электрическому току перед газом?
- Природный газ одного месторождения состоит из 85% метана, 8% этана, 2% пропана, 2% азота, 3% оксида углерода (4). Вычислите, сколько воздуха необходимо для сжигания этого газа объёмом 2 литра (н.у.). Объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 10
Дисциплина:Химия.
Тема: Спирты.
Цель занятия: Изучить получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Планируемые результаты
Предметные: сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
Метапредметные: использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи;
Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Норма времени:2 часа
Вид занятия:Лекция.
План занятия:
1. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
2. Гидроксильная группа как функциональная.
3. Понятие о предельных одноатомных спиртах.
4. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
5. Применение этанола на основе свойств.
6. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Оснащение:Учебник.
Литература:
1. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.
Тема 10. СПИРТЫ
План:
1. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
2. Гидроксильная группа как функциональная.
3. Понятие о предельных одноатомных спиртах.
4. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
5. Применение этанола на основе свойств.
6. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.