Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
При составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса следует придерживаться определенного порядка действий. Рассмотрим порядок составления уравнений этим методом на примере реакции между перманганатом калия и сульфитом натрия в кислой среде.
1) Записываем схему реакции (указываем реагенты и продукты реакции):
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O.
2) Определяем степени окисления у атомов элементов, изменяющих ее величину:
+7 + 4 + 2 + 6
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O.
3) Составляем схему электронного баланса. Для этого записываем химические знаки элементов, атомы которых изменяют степень окисления, и определяем, сколько электронов отдают или присоединяют соответствующие атомы или ионы.
Указываем процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.
Уравниваем количество отданных и принятых электронов и, таким образом, определяем коэффициенты при восстановителе и окислителе (в данном случае они соответственно равны 5 и 2):
5 S+4 – 2 e- → S+6 процесс окисления, восстановитель
2 Mn+7 + 5 e- → Mn+2 процесс восстановления, окислитель.
4) Далее остальные элементы уравниваем обычным путем и заменяем стрелку в схеме на знак равенства в уравнении реакции:
2KMnO4 +5Na2SO3 + 8H2SO4 = 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 8H2O.
5) Если водород и кислород не меняет своих степеней окисления, то их количество подсчитывают в последнюю очередь и добавляют нужное количество молекул воды в левую или правую часть уравнения.
Задания для самостоятельного решения:
1) FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + MnSO4 + K2SO4 +H2O
(серная кислота выполняет роль среды)
2) SO2 + КМnO4 + KOH → K2SO4 + MnO2 + H2O
3) HCl + KMnO4 → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
4) H2O2 + KI + HCl → I2 + KCl + H2O
5) Азотная кислота любой концентрации восстанавливается металлами не до водорода, а например, до оксида азота (II):
Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO + H2O
Порядок выполнения задания: составление конспекта по теме: «Буферные растворы».
Методические рекомендации по оформлению конспекта
Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспект:
¾ подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
¾ показывает внутреннюю логику изложения;
¾ содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
¾ отражает отношение составителя к материалу;
¾ может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:
прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;
выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;
вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;
прочитать конспект ещё раз, доработать его.
Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания конспектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.
Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».
Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспектов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы:
Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
Сформулируй и запиши вывод.
План-конспект может выглядеть как таблица. Например:
1)
Основные вопросы | Раскрытие вопросов |
2)
Ключевые слова | Суть, основная мысль | Раскрытие основной мысли | Заключение, вопросы, личные отношения |
Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:
Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.
Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
... (цитата);
... (цитата); (вывод);
основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.
Сделать общий вывод.
Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.
Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.
Этапы работы:
Прочитать внимательно текст.
Разделить его на смысловые части - блоки.
Поставить к каждой части вопрос.
Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.
Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.
Этапы работы:
Используя имеющиеся источники, выбрать материал по интересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.
Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.
Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.
Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.
Самостоятельная работа № 3