Формирование умений работать с дополнительной и справочной литературой.
В процессе работы часто приходится работать не только с учебником, но и с разного рода справочной литературой: это словари, энциклопедии, справочники.
К справочной литературе предъявляться восемь основных требований:
1. Полнота фактического материала.
2. Научная и практическая значимость.
3. Удобопоисковость.
4. Объем словарных или справочных статей.
5. Язык и стиль изложения.
6. Наличие ссылок и отсылок.
7. Наличие вспомогательного справочного аппарата.
8. Культура издания.
Некоторые правила «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»:
1. Ставьте значки по ходу чтения текста.
2. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
3. Прочтите текст еще раз, возможно, количество значков увеличится.
4. Заполните таблицу («Инсерт»), количество строк которой соответствует числу выбранных значков маркировки.
5. Обсудите свои записи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЯ КОСПЕКТОВ
Для повышения эффективности умственного труда наиболее необходимым является выделение главного в изучаемом материале, составление планов, тезисов, конспектов.
Составление тезисов, конспектов - важное средство повышения уровня самостоятельной работы, развития логического мышления, культуры устной и письменной речи.
Различают несколько форм ведения записей. Обучающиеся должны владеть пятью основными: план, тезисы, конспект, реферат, лекция.
Тезисыпредставляют собой последовательно изложенные основные положения работы (греческое слово «тезис» означает «утверждение»).
Тезисы – основные суждения, выводы, положения, которые содержат ключевую информацию текста. Тезисы существенно отличаются от плана, т.к. они передают содержание текста, основные выводы автора и их обоснование.
Конспектирование имеет большое значение. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей деятельности. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь.
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.
Хорошо составленный конспект — это половина успеха на экзамене, так как в том объёме информации, что содержится в учебниках и Интернете, сложно вычленить ориентиры, которые и определяют систему в знаниях. А дать эти ориентиры может зачастую дать только преподаватель, так что его слова следует не только услышать, но и записать, запомнить.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.
Конспект (от лат. conspectus — обзор, изложение) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, взятые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного.
Конспект – синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя план, выписки, цитаты, тезисы. Конспект должен полно отражать основное содержание текста, объем конспекта должен быть в 10 раз меньше конспектируемого текста. Для уменьшения объема конспекта и ускорения работы применяются различные сокращения. Прежде чем начать составление конспекта, надо, прежде всего, записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания, издательство. Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале и когда она была напечатана.
Грамотно составленный конспект включает в себя различный шрифт, использование заглавных букв, выделяющих ключевые мысли; цветных фломастеров, маркеров; стрелок, подчеркиваний, восклицательных и вопросительных знаков, знака PS, означающего послесловие; NB (обратить внимание); прямоугольных рамок вокруг наиболее значимых слов; звездочек на полях против важных фактов; разделение материала на 2 колонки и т.д. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала.
Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.
Умение самостоятельно составлять план текста является важнейшей частью умственного развития обучающегося. Это умение дает возможность эффективно овладевать необходимыми знаниями и является предпосылкой успешного самообразования. План помогает контролировать себя, ускоряет изучение материала, способствует прочному запоминанию его.
План- это перечисление в определённой последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в произведении.
План – основа любой записи:
- план помогает проверить, не опущено ли существенного;
- план сокращает время на повторение прочитанного;
- велика роль плана в сосредоточении внимания (если отвлекся, достаточно посмотреть план, и вспоминается, на, чем остановился).
При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:
- Каждому предмету — свой конспект. Если вы носите с собой тетрадку «на все предметы», то можете хранить его как дорогую душе реликвию и не более того — практической пользы в такой универсальности нет.
- Старайтесь не отвлекаться. В конспекте должна быть выражена логика преподавателя, ход его мыслей, основные тезисы и выводы, а не набор умных слов и мудрёных терминов.
- Постарайтесь обязательно записывать тему лекции и план — это поможет быстрее сориентироваться в массиве информации.
- Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.
- Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
- В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.
- Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные сигнальные знаки. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
- Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
- Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».
- Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».
- Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
- При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
- Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.
- Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.
- Рисуйте больше схем. Это даёт наглядность, обеспечивает структурирование материала, лучшее его запоминание.
- Изучив все подробности правильного конспектирования, вы научитесь не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но станете делать это с удовольствием. Это большое наслаждение – познать те истины, которые до этого казались недоступными.
- Чтобы увеличить темп конспектирования можно использовать наиболее распространенный метод – элементарное сокращение слов (по принципу SMS-сообщения). Удалить из слов гласные буквы. Без тренировки не обойтись, зато через некоторое время вы с легкостью будете понимать, что клвтура – клавиатура и т. д.
- Лучше всего сокращать, оставляя корень слова, а слова, состоящие из пяти-шести букв, вообще не трогать. Можно сокращать любые часто встречающееся названия — например, «Великая Отечественная Война» будет выглядеть как: «ВОВ».
- Использовать общепринятые сокращения – физ-ра, зам, орг.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОГРАММЕ POWER POINT
Представьте себе серию красиво, в едином стиле оформленных слайдов, подготовленных для их последовательной демонстрации на экране компьютера. На этих слайдах записываются основные положения доклада, выступления, новые термины, определения. Их можно дополнить схемами, таблицами, графиками, диаграммами, созданными с помощью стандартных, уже знакомых средств, можно украсить рисунками, они придадут выразительность и наглядность вашей речи, помогут слушателям лучше запомнить материал.
Во время выступления слайды будут по вашей команде плавно сменять друг друга, а возможно, некоторые элементы изображения станут «выплывать» на экран или появляться еще каким - нибудь интересным образом. Переход от одного слайда к другому можно дополнить различными звуковыми эффектами. Вот такой слайд - фильм и называется презентацией.
Для создания такой презентации существует специальная программа Power Point, входящая в пакет Microsoft Office. С её помощью можно подготовить выступление с использованием слайдов, которые потом распечатать на бумаге или на прозрачных пленках или просто демонстрировать на экране компьютера.
1. Дидактические требования к слайдам
Для того чтобы наглядные пособия в виде слайдов способствовали повышению эффективности восприятия информации, изображенной на слайде, они должны отвечать следующим требованиям:
· информация, представленная на слайде, должна отвечать последним достижениям науки, техники и передовому опыту;
· при создании слайда необходимо использовать такие формы изображения объекта, которые были бы более выразительными, чем другие наглядные пособия;
· форма представления информации должна соответствовать уровню знаний слушателей;
· наглядные пособия в виде слайдов должны иллюстрировать наиболее трудный для восприятия материал;
· размещение информации на слайде должно быть таким, которое позволяло бы демонстрировать как весь слайд, так и его составные части в отдельности.
2. Рекомендации по оформлению слайдов
Для лучшего восприятия информации на слайде старайтесь придерживаться единого формата слайдов, то есть используйте на всех слайдах:
· одинаковый шрифт;
· сходную цветовую гамму, если слайды цветные.
3. Тип и размер шрифтов
Вычурность и разнообразие шрифтов делают трудно читаемым набранный текст. Используйте один шрифт в одном изображении и не более двух для всего доклада. Предпочтительней использовать шрифты, не содержащие тонких линий.
Правильно: А Б В Г Д И Й К Л М Н О П Р С.
Размер шрифта должен быть таким, чтобы буквы отчетливо различались с последнего ряда аудитории, если демонстрация слайдов осуществляется через проектор. Не рекомендуется использовать шрифт менее 5 мм по высоте. Если для подготовки слайдов используется редактор Microsoft Word, таким требованиям отвечает шрифт 16 мм, полужирный. Старайтесь не использовать часто заглавные буквы – это также затрудняет прочтение текста.
4. Цветовая гамма
При использовании цветов старайтесь максимально близко придерживаться естественного цвета демонстрируемого объекта – это обеспечит правильное представление о нем. При подборе искусственного цвета старайтесь придерживаться следующих правил:
· не используйте более 4- х различных цветов на одном слайде;
· учитывайте психологическое влияние цветов;
· стимулирующие (теплые) тона – действуют как раздражители: красный, оранжевый, желтый;
· дезинтегрирующие (холодные) тона – приглушают возбуждение: фиолетовый, синий, голубой, сине – зеленый;
· статические (успокаивающие) тона – уравновешивают, отвлекают от возбуждающих цветов: зеленый (чистый), желто – зеленый, пурпурный;
· глухие тона – не вызывают возбуждения, помогают сосредоточиться: серый, белый, черный;
· теплые темные (коричневые) тона – смягчают, стабилизируют возбуждение, действуют инертно: коричнево-землистый, темно – коричневый;
· холодные темные тона – изолируют, приглушают возбуждение: темно – серый, темно – синий, темно – зелено – синий.
5. Расположение информации на слайде
В большинстве случаев на слайде необходимо располагать 1 объект – так он запомнится лучше, чем в группе с другими. Может быть представлено и два объекта, которые докладчик открывает и поясняет по очереди, а затем проводит их сравнительную характеристику.
Старайтесь не располагать на одном слайде много информации (особенно это касается таблиц) – они плохо читаются. Лучше разбить информацию на несколько логически завершенных частей и демонстрировать на отдельных слайдах.
Текстовые комментарии на слайде должны передавать ваши мысли как можно проще и яснее, то есть текстовые слайды должнф передавать лишь главные утверждения.
Слайд – не самостоятельное наглядное пособие, его демонстрация должна всегда сопровождаться комментариями, поэтому по возможности необходимо избегать лишних надписей и текстовых дополнений, которые дублируют слова докладчика или преподавателя.
При размещении текстовой информации необходимо помнить, что человек воспринимает зрительную информацию в следующей последовательности:
· слева направо; сверху вниз.
СООБЩЕНИЯ.
Сообщение специфики оформления не имеет. Сообщения, как правило, содержат научную информацию, сведения большой общественной значимости, следовательно, основное требование к содержанию сообщения - это требование точности, достоверности. Языковые средства отбираются в соответствии с требованиями устного варианта научного стиля. Основные способы изложения - повествование, рассуждение. Темп сообщения обычно средний, паузами отделяются части или выделяются важные факты, логическое 8 ударение помогает отметить основные моменты содержания, детали, трудные для восприятия на слух, сообщаются более медленным темпом и немного громче остального текста. Речь должна соответствовать литературной норме, быть простой, ясной, понятной.
Вопросы для самопроверки
1. Учебник: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 – е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с. Цв.ил.
1) Страница 11, № 1 – 5
2) Страница 15, № 1 - 5
3) Страница 18, № 1 – 5.
Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3