Тема: Исследование скорости реакции.
– Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
– Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
Норма времени:2 часа.
Цели и задачи: Изучить влияния температуры на скорость химических реакций, влияние концентрации на скорость химических реакций.
Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов, выполнять химический эксперимент, использовать лабораторную посуду и оборудование, соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.
Оснащение рабочего места:
- реактивы: гранула алюминия, порошок железа, порошок оксида меди (11), серная и уксусная кислоты, соляная кислота 1:5 и 1:10.
- оборудование: штатив с пробирками, спиртовка.
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с. цв. ил.
Краткие теоретические сведения
Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
Вещества в растворенном состоянии и газы реагируют активнее с концентрированными веществами (например горение веществ в чистом кислороде происходит активнее чем в воздухе так как в воздухе концентрация кислорода в воздухе в 5 раз меньше). Чтобы произошла реакция необходимо столкновение молекул реагирующих веществ. Частота столкновений зависит от числа молекул в единице объёма, то есть от концентрации.
Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ.
При повышении температуры скорость большинства химических реакций увеличивается. Со многими веществами кислород начинает реагировать с заметной скоростью уже при обычной температуре. При повышении температуры скорость химической реакции окисления резко увеличивается и начинается бурная реакция горения. Это происходит потому, что при столкновении реагируют только те молекулы, которые обладают достаточной кинетической энергией. При повышении температуры доля активных молекул возрастает.
Правило Вант – Гоффа: При повышении температуры на каждые 10 градусов скорость химической реакции возрастает в среднем в два – четыре раза. Это правило справедливо для температурного интервала от 0 до 100 градусов.
Содержание работы
1. В две пробирки насыпьте порошок железа. В обе пробирки налейте по 2 мл разбавленной серной кислоты. Одну пробирку подогрейте, а другую оставьте для сравнения. Напишите уравнение происходящей реакции.
2. В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, а в другую столько же железных стружек. В обе пробирке налейте по 2 мл разбавленной соляной кислоты. Напишите наблюдения и уравнение соответствующей реакции.
3. В две пробирки положите гранулы алюминия. В одну налейте разбавленную соляную кислоту 1:5, а в другую разбавленную соляную кислоту 1:10. Напишите наблюдения и уравнение соответствующей реакции.
Сделайте выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
1) Дайте определения: эндотермическая реакция, экзотермическая реакция.
2) Как вы считаете, концентрация реагирующих веществ может влиять на скорость химических реакций. Почему?
3) Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде, а также реакции окисления и восстановления.
Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Тема: Ознакомление с органическими веществами.
– Изготовление моделей молекул органических веществ.
– Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.
– Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Норма времени:2 часа.
Цели и задачи: Построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов, изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.
Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Оснащение рабочего места:
- оборудование: набор шаростержневых моделей, коллекция нефти и нефтипродуктов, коллекция каучуков.
Литература:
1. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с. цв. ил.