Специальности 1-74 02 01 – агрономия
Горки 2007
Рекомендовано методической комиссией агробиологического факультета 16.01.2007 (протокол № 3).
Составили: М. Н. ШАГИТова, А. Н. Гурбан, Н. С. ЧЕРНУХА.
УДК 547 + 547.19(075)
Неорганическая и аналитическая химия:Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. М. Н. Ш а г и т о в а, А. Н. Г у р б а н, Н. С. Ч е р н у х а. Горки, 2007. 52 с.
Приведены краткие теоретические основы и указания по выполнению контрольной работы по неорганической и аналитической химии. Рассмотрены основные стехиометрические понятия и законы химии, строение атома, химическая связь и строение молекул, общие закономерности химических реакций, окислительно-восстановительные реакции, растворы, способы выражения состава растворов, электролитическая диссоциация, гидролиз солей, комплексные соединения, качественный и количественный анализ.
Для студентов-заочников специальности 1-74 02 01 – агрономия.
Таблиц 11. Библиогр. 15.
Рецензенты: И. Р. Вильдфлуш, доктор с.-х. наук, профессор; Т. В. Булак, канд. хим. наук, доцент.
© Составление. М. Н. Шагитова,
А. Н. Гурбан, Н. С. Чернуха, 2007
© Учреждение образования
«Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия», 2007
ВВЕДЕНИЕ
Химизация сельского хозяйства ставит задачу правильного использования удобрений, ядохимикатов, биохимических стимуляторов и ингибиторов роста растений и животных, учета и регулирования кислотности почвы и т.д. Эти вопросы составляют предмет специальных дисциплин (агрохимия, почвоведение, защита растений и др.), но теоретическая база для решения их в большей мере заложена в общеобразовательных дисциплинах, в том числе в курсе неорганической и аналитической химии.
Задачи курса неорганической химии:
изучение основ химии как общеобразовательной дисциплины;
получение прочных знаний по неорганической химии;
уяснение роли химии в сельском хозяйстве.
Аналитическая химия – это наука о методах качественного и количественного исследования состава веществ и смесей. Основной целью ее изучения является овладение теоретическими основами и навыками аналитических операций, необходимых для анализа минеральных удобрений, пестицидов, почв, кормов и других объектов. Кроме того, при изучении химии у студентов формируется диалектико-материалистическое понимание явлений окружающего мира.
По учебному плану при изучении этой дисциплины студентам необходимо выполнить одну контрольную работу. В период лабораторно-экзаменационной сессии по разделу «Неорганическая химия» читаются лекции, по разделу «Аналитическая химия» проводятся лабораторно-практические занятия.
Основной формой работы студента-заочника является самостоятельная работа с книгой. Приступая к изучению дисциплины, целесообразно вначале ознакомиться с программой. Далее следует приступить к тщательному изучению отдельных тем программы по учебнику, конспектируя при этом некоторые формулировки и выводы уравнений.
После изучения каждой темы необходимо ответить на вопросы для самостоятельной проверки, приведенные в методических указаниях, написать уравнения реакций и решить типовые задачи. Только после этого следует приступать к выполнению контрольной работы.
При оформлении контрольной работы обязательно полностью перепишите условие каждой задачи и приведите краткое ее решение или теоретическое обоснование полученного результата. Ответы нужно давать без лишних подробностей, но четко, ясно и по существу. Описываемые свойства соединений иллюстрируйте примерами соответствующих реакций. Для окислительно-восстановительных реакций нужно приводить уравнения электронного баланса. Ход расчетов и все приведенные вами формулы следует пояснять и указать размерность величин.
Работа должна быть аккуратно оформлена. Для замечаний рецензента оставляются поля. В конце работы укажите используемую литературу, поставьте свою подпись и дату выполнения работы.
Особое внимание надо обратить на доработку контрольной работы после ее проверки преподавателем, так как это является неотъемлемой частью изучения материала. Если вам возвращена незачтенная контрольная работа, то при ее доработке нет необходимости переписывать заново условия и правильно решенные задачи. Вы должны выслать на повторную рецензию эту же работу, в конце которой сделать дополнения в соответствии с замечаниями рецензента. Оформляйте это, например, так: «Доработка к задаче №...». Далее излагается необходимый исправленный текст. При возникновении затруднений следует обратиться за консультацией (письменной или устной) к преподавателю.
1. ИЗУЧЕНИЕ дисциплины
В настоящих методических указаниях к различным разделам программы в основном представлена система вопросов, составленная таким образом, чтобы зафиксировать внимание студента на наиболее важных, значимых элементах программы. Изучая каждый раздел, руководствуйтесь системой вопросов как развернутым планом.
Основные понятия и законы химии