Для специальности: 040400 (060105) – Стоматология
Факультет – Стоматологический Форма обучения – очная
Кафедра Биологической химии
Курс - 1, 2
Семестр – 2
Лекции – 13 часов
Лабораторные занятия – 50 часов
Самостоятельная работа – 7 часов
Семестр - 3
Лекции – 13 ч
Лекции Биохимия полости рта – 4 часа
Лабораторные занятия – 50 часов
Лабораторные занятия Биохимия полости рта – 8 часов
Самостоятельная работа Биохимия полости рта – 26 часов
Экзамен – 3 семестр
Всего 171 час
Г.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 (060105) – Стоматология в соответствии с учебным планом и на основании примерной программы по дисциплине Биологическая химия, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования (М., 2002 г.).
Разработчик программы:
______________доц. Давыдов В.С.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биохимии 31 августа 2007 г. (внесены изменения и дополнения в рабочую программу от 5 сентября 2006 г.).
Заведующий кафедрой биохимии
________________д.м.н. Мустафин И.Г.
«Согласовано»
Председатель ПМК по стоматологическим дисциплинам
___________________проф. Уразова Р.З.
(дата, подпись)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Предметно-методической комиссии по естественнонаучным и медико-биологическим дисциплинам
«________» __________________2007 г.
Председатель
Доктор химических наук, профессор__________________________(Л.Е.Никитина)
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью курса биологической химииявляется формирование
системных знаний о молекулярных механизмах функционирования биологических систем; обеспечение создания теоретической базы для дальнейшего изучения медико-биологических и клинических дисциплин по специальности 060105 –«Стоматология».
1.2. Задачи лекционного курса:представить главные принципы построения макромолекул; изложить основные пути метаболизма и механизмы их регуляции и саморегуляции.
1.3. Задачи лабораторных занятий:обучить студентов правилам техники безопасности при взятии и обработке биопроб, при работе с лабораторной посудой и техникой; навыки выполнения биохимических анализов; совершенствовать учебно-исследовательскую работу студентов; прививать умение оценивать информативность результатов анализа на базе знания теоретических основ биологической химии.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
2.1. Студент должен знать:
- химическое строение основных биомакромолекул живых организмов и основы межмолекулярных взаимодействий.
- связь между структурой и функцией белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; биологическое значение витаминов; принципы действия гормонов.
- механизмы ферментативного катализа, значение главных кинетических констант в оценке функциональных возможностей конкретного фермента в живой системе.
- основы биоэнергетики; молекулярные механизмы и биологические функции митохондриальной и внемитохондриальных систем биоокисления.
- главные пути и основные механизмы регуляции метаболизма углеводов, липидов, белков, аминокислот, нуклеотидов.
- строение и особенности метаболизма мышечной и соединительной тканей, кости, тканей зуба; механизмы минерализации кости и твердых тканей зуба.
- диагностически значимые показатели состава крови, слюны, мочи и диапазоны их колебаний у здорового человека.
2.2. Студент должен уметь:
-писать уравнения биохимических реакций, представлять схемы главнейших путей метаболизма и механизмов их (само)регуляции.
- объяснять молекулярные механизмы особенностей структуры и функциональной деятельности основных органов и тканей.
- выполнять лабораторные работы, заполнять протокол исследования, оценивать его результаты.
- решать тестовые задания и ситуационные задачи на основе теоретических знаний.
2.3. Студент должен иметь навыки:
- биохимического мышления, применения биохимических знаний к пониманию молекулярных механизмов патогенеза заболеваний и принципов лечебного воздействия.
- оценки диагностической и прогностической значимости результатов биохимического анализа крови, желудочного сока, слюны, мочи.
- самостоятельной работы со справочной, учебной и научной литературой.
2.4. Студент должен иметь представление:
- о молекулярных механизмах воздействия лекарственных препаратов на белковые «мишени» и принципиальных основах избирательности такого взаимодействия.
- о возможностях глобальной системы Интернет в поиске новейшей биохимической и клинико-биохимической информации (ресурсы систем SWISS-PROT, ENZIME, Medline, PubMed и др).
Основные знания, необходимые для изучения биохимии:
Латинский язык и основы терминологии(правильно понимать смысловое значение используемых в биохимии терминов).
Иностранный язык(уметь работать с иностранной литературой по современным достижениям общей биохимии и биохимии органов полости рта).
Анатомия человека; анатомия головы и шеи(знать общую морфологию органов и систем человеческого организма, особенности строения челюстно-лицевой области).
Медицинская физика с основами высшей математики и информатики(знать проявления общих законов физики в процессах жизнедеятельности; владеть основными понятиями термодинамики закрытых и открытых систем; знать элементы теории вероятности, распределения непрерывных и дискретных случайных величин; иметь общие представления о биофизике мембран, об основах биологического электрогенеза, о биофизике сокращения и расслабления мышц; владеть основными понятиями биомеханики, знаниями физико-механических свойств кости и твердых тканей зуба; иметь представление о биомеханике зубов и пародонта; знать основы информатики; уметь пользоваться современными компьютерными технологиями, включая программу молекулярного моделирования; владеть навыками работы в сети Интернет).
Биология с генетикой(знать общие закономерности происхождения жизни и её эволюции, индивидуального развития организма, явлений наследственности и изменчивости, соотношения генотипических факторов и условий среды в формировании фенотипа, эволюции челюстно-лицевой системы; иметь общие представления о наследственных болезнях, их причинах, диагностике и профилактике; знать основные филогенетически обусловленные пороки челюстно-лицевой системы).
Гистология, эмбриология, цитология; гистология органов полости рта(знать общую морфологию клеток и структурные основы их взаимодействия; иметь представления о строении и биологических функциях плазматической мембраны, ядра клетки, мембранных и немембранных органелл; владеть современными представлениями о клеточной дифференциации, эмбриогенезе тканей и их морфофункциональных особенностях; знать основные этапы онтогенеза зубов и зубо-челюстной системы, морфологические и функциональные характеристики тканей зуба и периодонта, их возрастную динамику).
Общая и биоорганическая химия(знать общие закономерности протекания химических реакций; владеть основными понятиями химической термодинамики и биоэнергетики [внутренняя энергия, работа, теплота, энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, обратимые и необратимые по направлению реакции]; иметь представление о кинетике химических реакций; знать законы диффузии, электролитической диссоциации; понимать смысл общих физико-химических параметров водных растворов [рН, ионная сила, осмотическое давление, буферная емкость]; знать типы химических связей и физико-химических взаимодействий; уметь характеризовать реакции нейтрализации, гидролиза и процессы окисления-восстановления; иметь представление о комплексных соединениях и их биологической роли, о свойствах коллоидных растворов и факторах их устойчивости; знать основные классы органических соединений, их химическую реактивность и физико-химические свойства; иметь общие представления о стереохимии биологически важных органических молекул; иметь представление об устойчивости зубной эмали и дентина к возможным химическим и физико-химическим воздействиям среды.
3. Содержание дисциплины
3.1. Тематический план лекций во 2 и 3 семестрах и их объем в часах
№№/пп | Тема лекции | Кол-во часов |
1. | Введение в биохимию. Аминокислоты – структурные мономеры белков. Белки: классификация, методы выделения и очистки. | |
2. | Строение белков. Структурная организация белковой молекулы. Физико-химические свойства белков. Молекулярная масса, размеры и форма, растворимость, ионизация, гидратация. Лабильность пространственной структуры белков и их денатурация. | |
3. | Строение нуклеиновых кислот. Связи, формирующие первичную структуру ДНК и РНК. Вторичная структура ДНК и РНК. Типы РНК. Строение хроматина и рибосом. | |
4. | История открытия и изучения ферментов. Особенности ферментативного катализа. Каталитический и регуляторный центры. Кофакторы ферментов. Специфичность действия ферментов. Зависимость скорости ферментативных реакций от температуры, рН, концентрации фермента и субстрата. Ингибиторы ферментов. Аллостерические ингибиторы и активаторы. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Кофакторы и коферменты. Применение ферментов в стоматологии. | |
5. | Биологическое окисление. Эндергонические и экзергонические реакции в живой клетке. Митохондриальная цепь переноса электронов. Дегидрирование субстратов и окисление водорода (образование воды) как источник энергии для синтеза для синтеза АТФ. НАД-зависимые и флавиновые дегидрогеназы. Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/О. Дыхательный контроль как основной механизм регуляции сопряжения окисления и фосфорилирования. | |
6. | Обмен веществ. Понятие о метаболизме, метаболических путях. Основные углеводы пищи. Обмен и функции углеводов. Переваривание и всасывание углеводов. Переносчики глюкозы в клетки ГЛЮТ1-ГЛЮТ5. Функции инсулина. | |
7. | Аэробный распад глюкозы. Специфические превращения глюкозы до пирувата. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Цитратный цикл. Энергетический итог аэробного распада глюкозы. Пентозофосфатный путь превращения глюкозы. Образование НАДФН и пентоз. Глюконеогенез. Цикл Кори. Биосинтез гликогена. | |
8. | Обмен и функции липидов. Классификация. Фосфолипиды как компоненты биомембран. Переваривание жиров. Роль желчных кислот в переваривании жиров. Хиломикроны. Липопротеидная липаза. Катаболизм жирных кислот. Образование кетоновых тел. Холестерин. Свойства, особенности метаболизма. | |
9. | Переваривание белков. Пищевая ценность белков. Заменимые и неза- менимые аминокислоты. Общие пути катаболизма аминокислот. Цикл мочевинообразования. Дезаминирование и декарбоксилирование аминокислот. | |
10. | Биосинтез ДНК (репликация): субстраты, источники энергии, матрица, ферменты и белки ДНК-репликативного комплекса. Биосинтез РНК (транскрипция). Биосинтез белков (трансляция). Биологический код. | |
11. | Основные свойства белковых фракций крови. Свертывающая система крови. Роль витамина К и кальция в свертывании крови. Основные механизмы фибринолиза. Основные антикоагулянты крови. Гемофилии. | |
12. | Распад гема. Образование «прямого» и «непрямого» билирубина. Нарушение обмена билирубина. Желтухи: гемолитическая, печеночно-клеточная, обтурационная. | |
13. | Биохимия соединительной ткани и костной ткани. Хрящ, кость, зубы. Коллаген как преобладающий белок межклеточного вещества. Многообразие типов коллагена (фибриллярные, базальных мембран, ассоциированные с волокнами). Эластин. Фибриллин. Катаболизм коллагена и эластина. Выявляемые в моче маркеры деградации коллагена (гидроксипролин) и эластина (десмозин). Специфические для кости гликопротеины: сиалопротеины, остеонектин, остеокальцин. Кристаллы гидроксиапатита как главный компонент минеральной фазы. Влияние минерального состава пищи и питьевой воды на костную ткань. Кость как депо кальция, фосфата, фторида. Гормональная регуляция остеогенеза: роль кальцитриола, паратгормона и кальцитонина транспортных белков для кальция и фосфата. Дефицит минерализации костей (рахит у детей, остеомаляция у взрослых). Остеопороз. | |
14. | Биохимия полости рта.Биохимия тканей зуба. Пульпа зуба. Особенности фибробластов пульпы. Клетки защиты: макрофаги, лимфоциты, тучные клетки. Дентин: специфические гликопротеины фосфофорин и дентинный сиалопротеин. Цемент зуба. Сходство и различия между цементом и костной тканью. Метаболическая инертность цемента как следствие диффузионного типа питания. Периодонтальная связка: фибронектин как гликопротеин периодонта. Высокая скорость обновления коллагена. Воспалительные заболевания периодонта, резкое усугубление их у курильщиков. Эмаль как наиболее минерализованная, твердая и долговечная биологическая структура. Деминерализация и реминерализация эмали. Кислотная деминерализация как пусковой механизм кариеса. Защитный эффект фторидов. Особенности корневого кариеса: бактериальный протеолиз коллагена. | |
15. | Биохимия полости рта. Биохимия слюны. Суточный объем и физико-химические параметры слюны (вязкость, ионная сила, рН, буферная емкость). Рефлекторные влияния на скорость секреции и состав слюны. Низкомолекулярные органические вещества слюны как отражение их уровня в плазме крови. Функциональное предназначение слюны: создание влажного скользящего покрытия поверхностей полости рта, антимикробная защита, поддержание долговечности эмали. Муцины слюны. Белки, синтезируемые сероцитами: статерин, цистатины, лактоферрин, гистатины и «белки, богатые пролином». Роль ферментов α-амилазы, лизоцима, лактопероксидазы в антимикробной защите. Минеральный состав : концентрация кальция, неорганического фосфата и др. электролитов в секрете слюнных желез. Буферные системы смешанной слюны. Роль фторид-ионов в поддержании здоровья эмали. Содержание фторидов в пищевых продуктах и воде. Оптимальный уровень суточного потребления и узость интервала между дефицитом и токсичностью фторида, избирательность фтора к твердым тканям. Флюороз зубов как следствие продолжительной избыточности фтора в период формирования эмали. Связь частоты кариеса с дефицитом фторидов. Централизованное фторирование питьевой воды как оптимальный способ профилактики кариеса. | |
Итого |
3.2. Тематический план лабораторных занятий и самостоятельной работы во 2 и 3 семестрах и их объем в часах
№№/пп | Тема лабораторных занятий | Кол-во часов |
1. | Введение в биохимию. Техника безопасности работы в биохимической лаборатории. Качественные реакции на функциональные группы аминокислот и белков. | |
2. | Компьютерное моделирование аминокислот и белков. | |
3. | Физико-химические свойства белков. Денатурация. Выделение и очистка белков. Молекулярная масса белков. Контроль. | |
4. | Сложные белки. Хромопротеины. Определение Feвгемоглобине.Тестовый контроль. | |
5. | Контроль по теме «Структура и функции белков». | |
6. | Общие свойства ферментов. Качественное определение активности. | |
7. | Количественное определение активности α-амилазы слюны и каталазы крови. Количественное определение холинэстеразы в сыворотке крови. | |
8. | Контроль по теме «Ферменты». | |
9. | Качественные реакции на витамины А, Д, группы В. Количественное определение витамина С в моче. УИРС. | |
10. | Контроль по теме «Витамины». | |
11. | Гормоны. Качественные реакции на адреналин, эстрон. Доказательство белковой природы инсулина цветными реакциями. Контроль по теме «Гормоны». | |
12. | Обмен углеводов. Количественное определение глюкозы в крови. Тест толерантности к глюкозе. УИРС. Качественные и количественные методы определения глюкозы и кетоновых тел в моче больного сахарным диабетом. | |
13. | Самостоятельная работа: Биохимия нервной ткани.Химический состав серого и белого вещества мозга. Важнейшие медиаторы нервных импульсов и их рецепторы; нейропептиды. Биогенные амины: пути образования и инактивации; функциональные проявления нарушений метаболизма; фармакологические средства коррекции. Аэробный распад глюкозы как главный источник энергии для нервных клеток. Форма контроля: Тестирование и собеседование. | 3,5 |
14. | Самостоятельная работа: Биохимия мышц.Преобразование химической энергии в энергию механического движения – ведущая функция мышечных клеток. Белки миофибрилл: сократительные (миозин, актин) и регуляторные (тропомиозин, тропонин). Саркоплазматические белки; роль миоглобина. Максимально возможная скорость потребления кислорода при выполнении мышечной работы; кислородная задолженность организма. Экскреция 3-метилгистидина как показатель интенсивности протеолиза сократительных белков. Креатинурия. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 3,5 |
15. | Количественное определение пировиноградной кислоты в моче. УИРС. Контроль по теме «Обмен углеводов». | |
16. | Переваривание липидов. Физико-химические свойства липидов. Кинетика действия липазы на триглицериды молока. | |
17. | Компьютерное молекулярное моделирование липидов и биомембран. | |
18. | Контроль по теме «Обмен липидов». | |
19. | Обмен белков. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Анализ нормального и патологического желудочного содержимого. | |
Качественное и количественное определение аммиака и креатинина в моче. УИРС. Нарушение обмена аминокислот. | ||
Определение в моче гомогентизиновой кислоты и белка качественными и количественными методами. | ||
22. | Контроль по теме «Обмен белков и нуклеопротеинов». | |
23. | Спектроскопия гемоглобина и его производных. Буферные системы крови и общий белок крови. Рефрактометрия. УИРС. | |
Количественное определение гемоглобина и билирубина в крови. Качественные реакции на кровяные и желчные пигменты в моче. | ||
25. | Биохимия полости рта.Количественное определение кальция и фосфора в зубах. | |
26. | Биохимия полости рта. Биохимическое исследование слюны. | |
27. | Контроль по теме «Биохимия крови, минерального и водно-солевого обмена». | |
28. | Неорганические составные части мочи. Биохимическое исследование мочи. | |
29. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Зубы.Многообразие морфологических структур зуба. Эмаль как продукт амелобластов. Мезенхимное происхождение остальных частей зуба. Пульпа зуба. Особенности фибробластов пульпы. Спектр клеток защиты (макрофаги; антиген-представляющие клетки; лимфоциты; тучные клетки); его изменения при воспалении. Дентин: продукт деятельности одонтобластов. Состав предентина и плащевого дентина. Минерализация плащевого дентина непрямой кристаллизацией гидроксиапатита с участием матриксных везикул. Механизмы транспорта кальция одонтобластами. Пожизненный характер образования дентина Вторичный дентин, его биохимические характеристики. Особенности репаративного дентина. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
30. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Зубы.Цемент зуба: сходство и различия между цементом и костной тканью; содержание воды, органических и минеральных веществ; метаболическая инертность цемента как следствие диффузного типа питания. Эмаль: продукт амеобластов. Уникальность органической основы: особые белки эмали и отсутствие в ней коллагена и неколлагеновых белков костной ткани. Особенности строения амелогенина, амелобластина, энамелина. Две стадии формирования эмали: секреторная (синтез эмалевых белков) и стадия созревания (деградация белков эмали; удаление продуктов деградации и большей части воды). Своеобразный характер процесса минерализации эмали: отсутствие матриксных везикул и центров нуклеации; быстрое появление первичных кристаллов апатита на границе с дентином и постепенный рост только в длину (секреторная стадия) или в толщину (стадия созревания); роль амелогенина в реализации смены вектора роста. Зрелая эмаль как наиболее минерализованная, самая твердая и долговечная биохимическая структура. Отсутствие ремоделирования – принципиальное отличие всех минерализованных тканей зуба от костной ткани. Диффузия ионов из полости рта как единственный источник обновления кристаллов эмали. Деминерализация и реминерализация эмали. Кислотная деминерализация как пусковой механизм кариеса. Защитный эффект фторидов. Особенности корневого кариеса: бактериальный протеолиз коллагена. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
31. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Слюна.Слюна как секрет слюнных желез. Суточный лбъем и физико-химические параметры слюны (вязкость, ионная сила, рН, буферная емкость). Рефлекторные влияния на скорость секреции и состав слюны; роль вкусовых, пищевых и гормональных факторов; раздельная регуляция выделения белков и жидкости. Низкомолекулярные органические вещества слюны как отражения их уровня в плазме крови. Возрастные особенности состава слюны и суточного ритма секреции. Функциональное предназначение слюны: создание влажного скользкого покрытия поверхностей полости рта; их антимикробная защита; поддержание долговечности эмали. Муцины слюны: главный компонент секрета мукоцитов. Гликопротеиновая природа муцинов, микрогетерогенность их олигосахаридных структур. Роль изобилия углеводных фрагментов в обеспечении высокой степени гидратации, низкой эластичности муцинов и защищенности их от протеолиза. Белки, синтезируемые сероцитами: статерин, цистатины, лактоферрин, секреторный компонент IgA, гистатины и «белки, богатые пролином». Протеолитические ферменты смешанной слюны. Происхождение и полиморфизм металлопротеиназ. Угнетение коллагеназ производными тетрациклина. Роль слюнных цистатинов в торможении аутопротеолиза слюны; их защитная функция при гингивитах и периодонтитах. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
32. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Слюна. Минеральный состав слюны. Концентрация кальция, неорганического фосфата и др. электролитов в секрете слюнных желез. Буферные системы смешанной слюны. Циркуляция минералов в системе кровь-слюна-пищеварительный тракт-кровь (слюнный шунт). Роль шунта и костных депо в обеспечении гомеостаза кальция, фосфата, фторида и в создании условия для поддержания сохранности и долговечности зубной эмали. Белки слюны как главный источник формирования пограничной биопленки на поверхности твердых и мягких полостей рта (приобретенная пелликула). Главные компоненты биопленки: статерины, ББП, гистатины, цистатины, альфа-амилаза. Способность статеринов, ББП и цистатинов подавлять осаждение кальций-фосфатов и рост кристаллов в жидкой среде и на границе с твердой фазой (противодействие формированию зубных камней). Особая роль фторид-ионов в поддержании здоровья эмали. Оптимальный уровень суточного потребления и узость интервала между дефицитом и токсичностью фторида. Связь частоты кариеса с дефицитом фторидов. Централизованное фторирование питьевой воды как оптимальный способ профилактики кариеса. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
33. | Компьютерный контроль на знание 200 химических формул. Зачет. | |
Итого |
3.1. Междисциплинарные связи
В соответствии с Протоколом №1 заседания кафедры биохимии от 31.08.07 г. и согласования с кафедрой терапевтической стоматологии КГМУ в лекционный курс введены материалы о роли белок-белковых взаимодействий пелликулы и адгезивности внеклеточных полисахаридов микрофлоры в формировании зубного налнта («зубной бляшки»). Состав налета, преобладание в нем микробной массы. Дефицит кислорода в глубине микробных колоний как стимул к усилению анаэробного способа утилизации доступных углеводов и к вытеснению аэробных организмов анаэробными. Роль кислых продуктов анаэробиоза в развитии очагов кариесной деструкции зуба. Меры профилактики.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Щербак И.Г. Биологическая химия. СПб, изд-во СПбГМУ, 2005.-480 с.
2. Николаев А.Я. Биологическая химия. М., Высшая школа, 2005.-520 с.
3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М., Медицина, 1998.-704 с.
4. Зубаиров Д.М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. Медицинская биохимия. Казань, ФЭН, 2001.- 296 с.
5. Зубаиров Д.М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. Учебное пособие для вузов. М., ГЭОТАР-МЕД, 2005.-392 с.
6. Баишев И.М., Зубаиров Д.М., Байкеев Р.Ф. Компьютерное моделирование аминокислот и пептидов. - Казань. КГМУ, 1997. - 12 с.
7. Баишев И.М., Зубаиров Д. М. Компьютерное моделирование липидов и биологических мембран. - Казань: КГМУ, 1999. - 22 с.
8. Байкеев Р.Ф., Зубаиров ДМ. Вопросы для тестового контроля по теме «Ферменты». - Казань; КГМУ, 1996. - 14 с.
9. Байкеев РФ., Зубаиров Д.М. Вопросы для тестового контроля по теме «Витамины». - Казань: КГМУ, 1996. - 14 с.
10. Байкеев РФ., Зубаиров Д.М. Вопросы для тестового контроля по теме «Гормоны». - Казань: КГМУ, 1996. - 10 с.
11. Байкеев Р.Ф., Давыдов В.С., Зубаиров Д.М., Литвинов Р.И. Сборник вопросов по биохимии. Казань: КГМУ.-Часть I.- 15 с.
12. Байкеев Р.Ф., Давыдов В.С., Зубаиров Д.М., Литвинов Р.И. Сборник вопросов по биохимии. Казань: КГМУ.-Часть II.- 22 с.
13. Пазюк Е.А., Свинтенок Г.Ю., Субханкулова Ф.Б., Зубаиров Д.М. и др. Контрольные тесты по биохимии. «Обмен углеводов». «Обмен липидов». - Казань: КГМУ, 2000. - 26 с.
14. Зубаиров Д.М., Давыдов В.С., Баишев И.М. и др. Обмен и функции азотсодержащих соединений. Методическое пособие для тестового контроля. – Казань: КГМУ, 2004.- 22 с.
Дополнительная
6. Р.Марри и др. Биохимия человека (в 2-х томах). М., Мир, 1993.-1684 с.
7. Ленинджер А. Основы биохимии (в 3-х томах). М., Мир, 1985.-957 с.
8. Элиот В., Элиот Д. Биохимия и молекулярная биология. М., 1999
9. Северин Е.С., Алейникова Т.А., Осипов Е.В. Биохимия. М., Медицина, 2000