Гоу впо «казанский государственный медицинский
ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ЦКМС
Профессор А.С.Созинов
_____________________
«_____»___________2007 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Биологическая химия»
Для специальности: 040400 (060105) – Стоматология
Факультет – Стоматологический Форма обучения – очная
Кафедра Биологической химии
Курс - 1, 2
Семестр – 2
Лекции – 13 часов
Лабораторные занятия – 50 часов
Самостоятельная работа – 7 часов
Семестр - 3
Лекции – 13 ч
Лекции Биохимия полости рта – 4 часа
Лабораторные занятия – 50 часов
Лабораторные занятия Биохимия полости рта – 8 часов
Самостоятельная работа Биохимия полости рта – 26 часов
Экзамен – 3 семестр
Всего 171 час
Г.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 (060105) – Стоматология в соответствии с учебным планом и на основании примерной программы по дисциплине Биологическая химия, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования (М., 2002 г.).
Разработчик программы:
______________доц. Давыдов В.С.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биохимии 31 августа 2007 г. (внесены изменения и дополнения в рабочую программу от 5 сентября 2006 г.).
Заведующий кафедрой биохимии
________________д.м.н. Мустафин И.Г.
«Согласовано»
Председатель ПМК по стоматологическим дисциплинам
___________________проф. Уразова Р.З.
(дата, подпись)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Предметно-методической комиссии по естественнонаучным и медико-биологическим дисциплинам
«________» __________________2007 г.
Председатель
Доктор химических наук, профессор__________________________(Л.Е.Никитина)
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью курса биологической химииявляется формирование
системных знаний о молекулярных механизмах функционирования биологических систем; обеспечение создания теоретической базы для дальнейшего изучения медико-биологических и клинических дисциплин по специальности 060105 –«Стоматология».
1.2. Задачи лекционного курса:представить главные принципы построения макромолекул; изложить основные пути метаболизма и механизмы их регуляции и саморегуляции.
1.3. Задачи лабораторных занятий:обучить студентов правилам техники безопасности при взятии и обработке биопроб, при работе с лабораторной посудой и техникой; навыки выполнения биохимических анализов; совершенствовать учебно-исследовательскую работу студентов; прививать умение оценивать информативность результатов анализа на базе знания теоретических основ биологической химии.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
2.1. Студент должен знать:
- химическое строение основных биомакромолекул живых организмов и основы межмолекулярных взаимодействий.
- связь между структурой и функцией белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; биологическое значение витаминов; принципы действия гормонов.
- механизмы ферментативного катализа, значение главных кинетических констант в оценке функциональных возможностей конкретного фермента в живой системе.
- основы биоэнергетики; молекулярные механизмы и биологические функции митохондриальной и внемитохондриальных систем биоокисления.
- главные пути и основные механизмы регуляции метаболизма углеводов, липидов, белков, аминокислот, нуклеотидов.
- строение и особенности метаболизма мышечной и соединительной тканей, кости, тканей зуба; механизмы минерализации кости и твердых тканей зуба.
- диагностически значимые показатели состава крови, слюны, мочи и диапазоны их колебаний у здорового человека.
2.2. Студент должен уметь:
-писать уравнения биохимических реакций, представлять схемы главнейших путей метаболизма и механизмов их (само)регуляции.
- объяснять молекулярные механизмы особенностей структуры и функциональной деятельности основных органов и тканей.
- выполнять лабораторные работы, заполнять протокол исследования, оценивать его результаты.
- решать тестовые задания и ситуационные задачи на основе теоретических знаний.
2.3. Студент должен иметь навыки:
- биохимического мышления, применения биохимических знаний к пониманию молекулярных механизмов патогенеза заболеваний и принципов лечебного воздействия.
- оценки диагностической и прогностической значимости результатов биохимического анализа крови, желудочного сока, слюны, мочи.
- самостоятельной работы со справочной, учебной и научной литературой.
2.4. Студент должен иметь представление:
- о молекулярных механизмах воздействия лекарственных препаратов на белковые «мишени» и принципиальных основах избирательности такого взаимодействия.
- о возможностях глобальной системы Интернет в поиске новейшей биохимической и клинико-биохимической информации (ресурсы систем SWISS-PROT, ENZIME, Medline, PubMed и др).
Основные знания, необходимые для изучения биохимии:
Латинский язык и основы терминологии(правильно понимать смысловое значение используемых в биохимии терминов).
Иностранный язык(уметь работать с иностранной литературой по современным достижениям общей биохимии и биохимии органов полости рта).
Анатомия человека; анатомия головы и шеи(знать общую морфологию органов и систем человеческого организма, особенности строения челюстно-лицевой области).
Медицинская физика с основами высшей математики и информатики(знать проявления общих законов физики в процессах жизнедеятельности; владеть основными понятиями термодинамики закрытых и открытых систем; знать элементы теории вероятности, распределения непрерывных и дискретных случайных величин; иметь общие представления о биофизике мембран, об основах биологического электрогенеза, о биофизике сокращения и расслабления мышц; владеть основными понятиями биомеханики, знаниями физико-механических свойств кости и твердых тканей зуба; иметь представление о биомеханике зубов и пародонта; знать основы информатики; уметь пользоваться современными компьютерными технологиями, включая программу молекулярного моделирования; владеть навыками работы в сети Интернет).
Биология с генетикой(знать общие закономерности происхождения жизни и её эволюции, индивидуального развития организма, явлений наследственности и изменчивости, соотношения генотипических факторов и условий среды в формировании фенотипа, эволюции челюстно-лицевой системы; иметь общие представления о наследственных болезнях, их причинах, диагностике и профилактике; знать основные филогенетически обусловленные пороки челюстно-лицевой системы).
Гистология, эмбриология, цитология; гистология органов полости рта(знать общую морфологию клеток и структурные основы их взаимодействия; иметь представления о строении и биологических функциях плазматической мембраны, ядра клетки, мембранных и немембранных органелл; владеть современными представлениями о клеточной дифференциации, эмбриогенезе тканей и их морфофункциональных особенностях; знать основные этапы онтогенеза зубов и зубо-челюстной системы, морфологические и функциональные характеристики тканей зуба и периодонта, их возрастную динамику).
Общая и биоорганическая химия(знать общие закономерности протекания химических реакций; владеть основными понятиями химической термодинамики и биоэнергетики [внутренняя энергия, работа, теплота, энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, обратимые и необратимые по направлению реакции]; иметь представление о кинетике химических реакций; знать законы диффузии, электролитической диссоциации; понимать смысл общих физико-химических параметров водных растворов [рН, ионная сила, осмотическое давление, буферная емкость]; знать типы химических связей и физико-химических взаимодействий; уметь характеризовать реакции нейтрализации, гидролиза и процессы окисления-восстановления; иметь представление о комплексных соединениях и их биологической роли, о свойствах коллоидных растворов и факторах их устойчивости; знать основные классы органических соединений, их химическую реактивность и физико-химические свойства; иметь общие представления о стереохимии биологически важных органических молекул; иметь представление об устойчивости зубной эмали и дентина к возможным химическим и физико-химическим воздействиям среды.
3. Содержание дисциплины
3.1. Тематический план лекций во 2 и 3 семестрах и их объем в часах
№№/пп | Тема лекции | Кол-во часов |
1. | Введение в биохимию. Аминокислоты – структурные мономеры белков. Белки: классификация, методы выделения и очистки. | |
2. | Строение белков. Структурная организация белковой молекулы. Физико-химические свойства белков. Молекулярная масса, размеры и форма, растворимость, ионизация, гидратация. Лабильность пространственной структуры белков и их денатурация. | |
3. | Строение нуклеиновых кислот. Связи, формирующие первичную структуру ДНК и РНК. Вторичная структура ДНК и РНК. Типы РНК. Строение хроматина и рибосом. | |
4. | История открытия и изучения ферментов. Особенности ферментативного катализа. Каталитический и регуляторный центры. Кофакторы ферментов. Специфичность действия ферментов. Зависимость скорости ферментативных реакций от температуры, рН, концентрации фермента и субстрата. Ингибиторы ферментов. Аллостерические ингибиторы и активаторы. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Кофакторы и коферменты. Применение ферментов в стоматологии. | |
5. | Биологическое окисление. Эндергонические и экзергонические реакции в живой клетке. Митохондриальная цепь переноса электронов. Дегидрирование субстратов и окисление водорода (образование воды) как источник энергии для синтеза для синтеза АТФ. НАД-зависимые и флавиновые дегидрогеназы. Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/О. Дыхательный контроль как основной механизм регуляции сопряжения окисления и фосфорилирования. | |
6. | Обмен веществ. Понятие о метаболизме, метаболических путях. Основные углеводы пищи. Обмен и функции углеводов. Переваривание и всасывание углеводов. Переносчики глюкозы в клетки ГЛЮТ1-ГЛЮТ5. Функции инсулина. | |
7. | Аэробный распад глюкозы. Специфические превращения глюкозы до пирувата. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Цитратный цикл. Энергетический итог аэробного распада глюкозы. Пентозофосфатный путь превращения глюкозы. Образование НАДФН и пентоз. Глюконеогенез. Цикл Кори. Биосинтез гликогена. | |
8. | Обмен и функции липидов. Классификация. Фосфолипиды как компоненты биомембран. Переваривание жиров. Роль желчных кислот в переваривании жиров. Хиломикроны. Липопротеидная липаза. Катаболизм жирных кислот. Образование кетоновых тел. Холестерин. Свойства, особенности метаболизма. | |
9. | Переваривание белков. Пищевая ценность белков. Заменимые и неза- менимые аминокислоты. Общие пути катаболизма аминокислот. Цикл мочевинообразования. Дезаминирование и декарбоксилирование аминокислот. | |
10. | Биосинтез ДНК (репликация): субстраты, источники энергии, матрица, ферменты и белки ДНК-репликативного комплекса. Биосинтез РНК (транскрипция). Биосинтез белков (трансляция). Биологический код. | |
11. | Основные свойства белковых фракций крови. Свертывающая система крови. Роль витамина К и кальция в свертывании крови. Основные механизмы фибринолиза. Основные антикоагулянты крови. Гемофилии. | |
12. | Распад гема. Образование «прямого» и «непрямого» билирубина. Нарушение обмена билирубина. Желтухи: гемолитическая, печеночно-клеточная, обтурационная. | |
13. | Биохимия соединительной ткани и костной ткани. Хрящ, кость, зубы. Коллаген как преобладающий белок межклеточного вещества. Многообразие типов коллагена (фибриллярные, базальных мембран, ассоциированные с волокнами). Эластин. Фибриллин. Катаболизм коллагена и эластина. Выявляемые в моче маркеры деградации коллагена (гидроксипролин) и эластина (десмозин). Специфические для кости гликопротеины: сиалопротеины, остеонектин, остеокальцин. Кристаллы гидроксиапатита как главный компонент минеральной фазы. Влияние минерального состава пищи и питьевой воды на костную ткань. Кость как депо кальция, фосфата, фторида. Гормональная регуляция остеогенеза: роль кальцитриола, паратгормона и кальцитонина транспортных белков для кальция и фосфата. Дефицит минерализации костей (рахит у детей, остеомаляция у взрослых). Остеопороз. | |
14. | Биохимия полости рта.Биохимия тканей зуба. Пульпа зуба. Особенности фибробластов пульпы. Клетки защиты: макрофаги, лимфоциты, тучные клетки. Дентин: специфические гликопротеины фосфофорин и дентинный сиалопротеин. Цемент зуба. Сходство и различия между цементом и костной тканью. Метаболическая инертность цемента как следствие диффузионного типа питания. Периодонтальная связка: фибронектин как гликопротеин периодонта. Высокая скорость обновления коллагена. Воспалительные заболевания периодонта, резкое усугубление их у курильщиков. Эмаль как наиболее минерализованная, твердая и долговечная биологическая структура. Деминерализация и реминерализация эмали. Кислотная деминерализация как пусковой механизм кариеса. Защитный эффект фторидов. Особенности корневого кариеса: бактериальный протеолиз коллагена. | |
15. | Биохимия полости рта. Биохимия слюны. Суточный объем и физико-химические параметры слюны (вязкость, ионная сила, рН, буферная емкость). Рефлекторные влияния на скорость секреции и состав слюны. Низкомолекулярные органические вещества слюны как отражение их уровня в плазме крови. Функциональное предназначение слюны: создание влажного скользящего покрытия поверхностей полости рта, антимикробная защита, поддержание долговечности эмали. Муцины слюны. Белки, синтезируемые сероцитами: статерин, цистатины, лактоферрин, гистатины и «белки, богатые пролином». Роль ферментов α-амилазы, лизоцима, лактопероксидазы в антимикробной защите. Минеральный состав : концентрация кальция, неорганического фосфата и др. электролитов в секрете слюнных желез. Буферные системы смешанной слюны. Роль фторид-ионов в поддержании здоровья эмали. Содержание фторидов в пищевых продуктах и воде. Оптимальный уровень суточного потребления и узость интервала между дефицитом и токсичностью фторида, избирательность фтора к твердым тканям. Флюороз зубов как следствие продолжительной избыточности фтора в период формирования эмали. Связь частоты кариеса с дефицитом фторидов. Централизованное фторирование питьевой воды как оптимальный способ профилактики кариеса. | |
Итого |
3.2. Тематический план лабораторных занятий и самостоятельной работы во 2 и 3 семестрах и их объем в часах
№№/пп | Тема лабораторных занятий | Кол-во часов |
1. | Введение в биохимию. Техника безопасности работы в биохимической лаборатории. Качественные реакции на функциональные группы аминокислот и белков. | |
2. | Компьютерное моделирование аминокислот и белков. | |
3. | Физико-химические свойства белков. Денатурация. Выделение и очистка белков. Молекулярная масса белков. Контроль. | |
4. | Сложные белки. Хромопротеины. Определение Feвгемоглобине.Тестовый контроль. | |
5. | Контроль по теме «Структура и функции белков». | |
6. | Общие свойства ферментов. Качественное определение активности. | |
7. | Количественное определение активности α-амилазы слюны и каталазы крови. Количественное определение холинэстеразы в сыворотке крови. | |
8. | Контроль по теме «Ферменты». | |
9. | Качественные реакции на витамины А, Д, группы В. Количественное определение витамина С в моче. УИРС. | |
10. | Контроль по теме «Витамины». | |
11. | Гормоны. Качественные реакции на адреналин, эстрон. Доказательство белковой природы инсулина цветными реакциями. Контроль по теме «Гормоны». | |
12. | Обмен углеводов. Количественное определение глюкозы в крови. Тест толерантности к глюкозе. УИРС. Качественные и количественные методы определения глюкозы и кетоновых тел в моче больного сахарным диабетом. | |
13. | Самостоятельная работа: Биохимия нервной ткани.Химический состав серого и белого вещества мозга. Важнейшие медиаторы нервных импульсов и их рецепторы; нейропептиды. Биогенные амины: пути образования и инактивации; функциональные проявления нарушений метаболизма; фармакологические средства коррекции. Аэробный распад глюкозы как главный источник энергии для нервных клеток. Форма контроля: Тестирование и собеседование. | 3,5 |
14. | Самостоятельная работа: Биохимия мышц.Преобразование химической энергии в энергию механического движения – ведущая функция мышечных клеток. Белки миофибрилл: сократительные (миозин, актин) и регуляторные (тропомиозин, тропонин). Саркоплазматические белки; роль миоглобина. Максимально возможная скорость потребления кислорода при выполнении мышечной работы; кислородная задолженность организма. Экскреция 3-метилгистидина как показатель интенсивности протеолиза сократительных белков. Креатинурия. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 3,5 |
15. | Количественное определение пировиноградной кислоты в моче. УИРС. Контроль по теме «Обмен углеводов». | |
16. | Переваривание липидов. Физико-химические свойства липидов. Кинетика действия липазы на триглицериды молока. | |
17. | Компьютерное молекулярное моделирование липидов и биомембран. | |
18. | Контроль по теме «Обмен липидов». | |
19. | Обмен белков. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Анализ нормального и патологического желудочного содержимого. | |
Качественное и количественное определение аммиака и креатинина в моче. УИРС. Нарушение обмена аминокислот. | ||
Определение в моче гомогентизиновой кислоты и белка качественными и количественными методами. | ||
22. | Контроль по теме «Обмен белков и нуклеопротеинов». | |
23. | Спектроскопия гемоглобина и его производных. Буферные системы крови и общий белок крови. Рефрактометрия. УИРС. | |
Количественное определение гемоглобина и билирубина в крови. Качественные реакции на кровяные и желчные пигменты в моче. | ||
25. | Биохимия полости рта.Количественное определение кальция и фосфора в зубах. | |
26. | Биохимия полости рта. Биохимическое исследование слюны. | |
27. | Контроль по теме «Биохимия крови, минерального и водно-солевого обмена». | |
28. | Неорганические составные части мочи. Биохимическое исследование мочи. | |
29. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Зубы.Многообразие морфологических структур зуба. Эмаль как продукт амелобластов. Мезенхимное происхождение остальных частей зуба. Пульпа зуба. Особенности фибробластов пульпы. Спектр клеток защиты (макрофаги; антиген-представляющие клетки; лимфоциты; тучные клетки); его изменения при воспалении. Дентин: продукт деятельности одонтобластов. Состав предентина и плащевого дентина. Минерализация плащевого дентина непрямой кристаллизацией гидроксиапатита с участием матриксных везикул. Механизмы транспорта кальция одонтобластами. Пожизненный характер образования дентина Вторичный дентин, его биохимические характеристики. Особенности репаративного дентина. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
30. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Зубы.Цемент зуба: сходство и различия между цементом и костной тканью; содержание воды, органических и минеральных веществ; метаболическая инертность цемента как следствие диффузного типа питания. Эмаль: продукт амеобластов. Уникальность органической основы: особые белки эмали и отсутствие в ней коллагена и неколлагеновых белков костной ткани. Особенности строения амелогенина, амелобластина, энамелина. Две стадии формирования эмали: секреторная (синтез эмалевых белков) и стадия созревания (деградация белков эмали; удаление продуктов деградации и большей части воды). Своеобразный характер процесса минерализации эмали: отсутствие матриксных везикул и центров нуклеации; быстрое появление первичных кристаллов апатита на границе с дентином и постепенный рост только в длину (секреторная стадия) или в толщину (стадия созревания); роль амелогенина в реализации смены вектора роста. Зрелая эмаль как наиболее минерализованная, самая твердая и долговечная биохимическая структура. Отсутствие ремоделирования – принципиальное отличие всех минерализованных тканей зуба от костной ткани. Диффузия ионов из полости рта как единственный источник обновления кристаллов эмали. Деминерализация и реминерализация эмали. Кислотная деминерализация как пусковой механизм кариеса. Защитный эффект фторидов. Особенности корневого кариеса: бактериальный протеолиз коллагена. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
31. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Слюна.Слюна как секрет слюнных желез. Суточный лбъем и физико-химические параметры слюны (вязкость, ионная сила, рН, буферная емкость). Рефлекторные влияния на скорость секреции и состав слюны; роль вкусовых, пищевых и гормональных факторов; раздельная регуляция выделения белков и жидкости. Низкомолекулярные органические вещества слюны как отражения их уровня в плазме крови. Возрастные особенности состава слюны и суточного ритма секреции. Функциональное предназначение слюны: создание влажного скользкого покрытия поверхностей полости рта; их антимикробная защита; поддержание долговечности эмали. Муцины слюны: главный компонент секрета мукоцитов. Гликопротеиновая природа муцинов, микрогетерогенность их олигосахаридных структур. Роль изобилия углеводных фрагментов в обеспечении высокой степени гидратации, низкой эластичности муцинов и защищенности их от протеолиза. Белки, синтезируемые сероцитами: статерин, цистатины, лактоферрин, секреторный компонент IgA, гистатины и «белки, богатые пролином». Протеолитические ферменты смешанной слюны. Происхождение и полиморфизм металлопротеиназ. Угнетение коллагеназ производными тетрациклина. Роль слюнных цистатинов в торможении аутопротеолиза слюны; их защитная функция при гингивитах и периодонтитах. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
32. | Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Слюна. Минеральный состав слюны. Концентрация кальция, неорганического фосфата и др. электролитов в секрете слюнных желез. Буферные системы смешанной слюны. Циркуляция минералов в системе кровь-слюна-пищеварительный тракт-кровь (слюнный шунт). Роль шунта и костных депо в обеспечении гомеостаза кальция, фосфата, фторида и в создании условия для поддержания сохранности и долговечности зубной эмали. Белки слюны как главный источник формирования пограничной биопленки на поверхности твердых и мягких полостей рта (приобретенная пелликула). Главные компоненты биопленки: статерины, ББП, гистатины, цистатины, альфа-амилаза. Способность статеринов, ББП и цистатинов подавлять осаждение кальций-фосфатов и рост кристаллов в жидкой среде и на границе с твердой фазой (противодействие формированию зубных камней). Особая роль фторид-ионов в поддержании здоровья эмали. Оптимальный уровень суточного потребления и узость интервала между дефицитом и токсичностью фторида. Связь частоты кариеса с дефицитом фторидов. Централизованное фторирование питьевой воды как оптимальный способ профилактики кариеса. Форма контроля: тестирование и собеседование. | 6,5 |
33. | Компьютерный контроль на знание 200 химических формул. Зачет. | |
Итого |
3.1. Междисциплинарные связи
В соответствии с Протоколом №1 заседания кафедры биохимии от 31.08.07 г. и согласования с кафедрой терапевтической стоматологии КГМУ в лекционный курс введены материалы о роли белок-белковых взаимодействий пелликулы и адгезивности внеклеточных полисахаридов микрофлоры в формировании зубного налнта («зубной бляшки»). Состав налета, преобладание в нем микробной массы. Дефицит кислорода в глубине микробных колоний как стимул к усилению анаэробного способа утилизации доступных углеводов и к вытеснению аэробных организмов анаэробными. Роль кислых продуктов анаэробиоза в развитии очагов кариесной деструкции зуба. Меры профилактики.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Щербак И.Г. Биологическая химия. СПб, изд-во СПбГМУ, 2005.-480 с.
2. Николаев А.Я. Биологическая химия. М., Высшая школа, 2005.-520 с.
3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М., Медицина, 1998.-704 с.
4. Зубаиров Д.М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. Медицинская биохимия. Казань, ФЭН, 2001.- 296 с.
5. Зубаиров Д.М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. Учебное пособие для вузов. М., ГЭОТАР-МЕД, 2005.-392 с.
6. Баишев И.М., Зубаиров Д.М., Байкеев Р.Ф. Компьютерное моделирование аминокислот и пептидов. - Казань. КГМУ, 1997. - 12 с.
7. Баишев И.М., Зубаиров Д. М. Компьютерное моделирование липидов и биологических мембран. - Казань: КГМУ, 1999. - 22 с.
8. Байкеев Р.Ф., Зубаиров ДМ. Вопросы для тестового контроля по теме «Ферменты». - Казань; КГМУ, 1996. - 14 с.
9. Байкеев РФ., Зубаиров Д.М. Вопросы для тестового контроля по теме «Витамины». - Казань: КГМУ, 1996. - 14 с.
10. Байкеев РФ., Зубаиров Д.М. Вопросы для тестового контроля по теме «Гормоны». - Казань: КГМУ, 1996. - 10 с.
11. Байкеев Р.Ф., Давыдов В.С., Зубаиров Д.М., Литвинов Р.И. Сборник вопросов по биохимии. Казань: КГМУ.-Часть I.- 15 с.
12. Байкеев Р.Ф., Давыдов В.С., Зубаиров Д.М., Литвинов Р.И. Сборник вопросов по биохимии. Казань: КГМУ.-Часть II.- 22 с.
13. Пазюк Е.А., Свинтенок Г.Ю., Субханкулова Ф.Б., Зубаиров Д.М. и др. Контрольные тесты по биохимии. «Обмен углеводов». «Обмен липидов». - Казань: КГМУ, 2000. - 26 с.
14. Зубаиров Д.М., Давыдов В.С., Баишев И.М. и др. Обмен и функции азотсодержащих соединений. Методическое пособие для тестового контроля. – Казань: КГМУ, 2004.- 22 с.
Дополнительная
6. Р.Марри и др. Биохимия человека (в 2-х томах). М., Мир, 1993.-1684 с.
7. Ленинджер А. Основы биохимии (в 3-х томах). М., Мир, 1985.-957 с.
8. Элиот В., Элиот Д. Биохимия и молекулярная биология. М., 1999
9. Северин Е.С., Алейникова Т.А., Осипов Е.В. Биохимия. М., Медицина, 2000
Л) Мочевые камни
М) Желчные камни
ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ЦКМС
Профессор А.С.Созинов
_____________________
«_____»___________2007 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Биологическая химия»