Тема: АЗОТИСТЫЕ ПРОДУКТЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.

План занятия:

1. СЕМИНАР.

2. Тестовый контроль.

3. Лабораторная работа «Определение креатинина в сыворотке крови».

Вопросы для самоподготовки:

1. Пути образования аммиака в организме и пути его связывания в тканях (образование амидов, восстановительное аминирование, синтез мочевины).

2. Химизм реакций образования мочевины - орнитиновый цикл. Биологическая роль данного процесса.

3. Распад нуклеотидов, образование мочевой кислоты.

4. Синтез креатина, образование креатинфосфата и креатинина.

5. Патология обмена аминокислот и белков на различных его этапах.

Рекомендуемая литература:

- Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник для студ.мед.вузов. - М., 2004.- 565 с.

- Биохимия с упражнениями и задачами: учебник для вузов [спец. «Стоматология»] / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 380 с.

- Купор В.Г., Лопухов Г.А., Самусева Н.Л., Фонякова О.Г., Рыжковская Э.Ю., Аксенов А.В., Высокогорский В.Е. Практикум по биохимии / Под ред. В.Е. Высокогорского. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. – 175 с.

- Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 448 с.

- Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – 168 с.: ил.

Занятие № 14.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «Обмен белков и аминокислот».

План занятия:

1. Письменный контроль.

2. Компьютерное тестирование.

Вопросы для самоподготовки:

1. Роль белков в питании и жизнедеятельности организма.

2. Превращение простых и сложных белков пищи в органах пищеварения.

3. Образование НCl. Роль соляной кислоты в переваривании белков в желудке.

4. Участие протеолитических ферментов (пепсина, гастриксина, трипсина, химотрипсина, эластазы, амино- и карбоксиполипептидазы, дипептидазы) в реакциях гидролиза пептидных связей белков пищи.

5. Источники аминокислот в клетке, пути их использования.

6. Метаболизм аминокислот:

- реакции трансаминирования, их биологическая роль.

- декарбоксилирование аминокислот и образование биогенных аминов.

7. Виды дезаминирования аминокислот:

- окислительное дезаминирование глутаминовой кислоты;

- непрямое дезаминирование;

- неокислительное дезаминирование;

- дезаминирование гистидина.

8. Пути образования аммиака в организме и пути его связывания в тканях (образование амидов, восстановительное аминирование, синтез мочевины).

9. Химизм реакций образования мочевины - орнитиновый цикл. Биологическая роль данного процесса.

10. Распад нуклеотидов, образование мочевой кислоты.

11. Синтез креатина, образование креатинфосфата и креатинина.

12. Патология обмена аминокислот и белков на различных его этапах.

Рекомендуемая литература:

- Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник для студ.мед.вузов. - М., 2004.- 565 с.

- Биохимия с упражнениями и задачами: учебник для вузов [спец. «Стоматология»] / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 380 с.

- Купор В.Г., Лопухов Г.А., Самусева Н.Л., Фонякова О.Г., Рыжковская Э.Ю., Аксенов А.В., Высокогорский В.Е. Практикум по биохимии / Под ред. В.Е. Высокогорского. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. – 175 с.

- Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 448 с.

Занятие № 15.

Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРЕВАРИВАНИЕ УГЛЕВОДОВ. НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ УГЛЕВОДОВ ПИЩИ. ОБМЕН ГЛИКОГЕНА.

План занятия:

1. Письменный контроль.

2. Компьютерное тестирование.

3. Лабораторная работа: «Анализ пищеварительных соков на присутствие в них ферментов, действующих на олиго- и полисахариды».

Вопросы для самоподготовки:

1. Химическое строение и классификация углеводов.

2. Биологическая роль углеводов.

3. Роль клетчатки (целлюлозы) в пищеварении.

4. Переваривание углеводов в органах пищеварения.

5. Непереносимость углеводов пищи.

6. Биосинтез и распад гликогена.

Студент должен уметь:

1. Писать структурные формулы основных моно- и дисахаридов.

2. Писать структурный фрагмент амилозы и амилопектина.

3. Писать реакции ферментативного гидролиза мальтозы, сахарозы, лактозы.

Рекомендуемая литература:

- Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник для студ.мед.вузов. - М., 2004.- 565 с.

- Биохимия с упражнениями и задачами: учебник для вузов [спец. «Стоматология»] / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 380 с.

- Купор В.Г., Лопухов Г.А., Самусева Н.Л., Фонякова О.Г., Рыжковская Э.Ю., Аксенов А.В., Высокогорский В.Е. Практикум по биохимии / Под ред. В.Е. Высокогорского. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. – 175 с.

- Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 448 с.

Занятие № 16.

Тема: ГЕКСОЗОДИФОСФАТНЫЙ ПУТЬ КАТАБОЛИЗМА ГЛЮКОЗЫ.

План занятия:

1. Письменный контроль.

2. Компьютерное тестирование.

3. Лабораторная работа: «Количественное определение глюкозы в крови». Знакомство с устройством и принципом работы глюкометра.

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные пути превращения глюкозы в тканях.

2. Анаэробный гликолиз. Химизм реакций, энергетический эффект, биологическая роль.

3. Аэробный гликолиз (гексозодифосфатный путь). Химизм реакций, энергетический энергетический эффект, биологическая роль.

4. Регуляция процессов катаболизма глюкозы в организме.

Рекомендуемая литература:

- Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник для студ.мед.вузов. - М., 2004.- 565 с.

- Биохимия с упражнениями и задачами: учебник для вузов [спец. «Стоматология»] / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 380 с.

- Купор В.Г., Лопухов Г.А., Самусева Н.Л., Фонякова О.Г., Рыжковская Э.Ю., Аксенов А.В., Высокогорский В.Е. Практикум по биохимии / Под ред. В.Е. Высокогорского. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. – 175 с.

- Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 448 с.

Занятие № 17.

Тема: ПЕНТОЗОФОСФАТНЫЙ ПУТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ. ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗ. ПАТОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА.

План занятия:

1. Письменный контроль.

2. Компьютерное тестирование.

3. Лабораторная работа: «Обнаружение глюкозы в моче».

Вопросы для самоподготовки:

1. Гексозомонофосфатный путь превращения глюкозы в тканях (пентозный цикл), окислительная и неокислительная стадии процесса, химизм реакций, биологическая роль.

2. Основные пути образования глюкозы в организме. Глюконеогенез, химизм реакций, биологическая роль.

3. Основные проявления гликогеновых болезней.

Рекомендуемая литература:

- Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник для студ.мед.вузов. - М., 2004.- 565 с.

- Биохимия с упражнениями и задачами: учебник для вузов [спец. «Стоматология»] / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 380 с.

- Купор В.Г., Лопухов Г.А., Самусева Н.Л., Фонякова О.Г., Рыжковская Э.Ю., Аксенов А.В., Высокогорский В.Е. Практикум по биохимии / Под ред. В.Е. Высокогорского. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. – 175 с.

- Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 448 с.

Занятие № 18.

Наши рекомендации