Аккуратно работайте со спиртовкой, с растворами кислот и оснований. При попадании растворов на кожу, немедленно обратитесь к учителю.
Опыт №1 Взаимодействие кислот с индикаторами.
Ход работы:
Полоски универсальной лакмусовой бумаги опустите в растворы соляной, азотной и серной кислот. Опишите наблюдения. Результаты работы и уравнения диссоциации кислот оформите в таблицу.
Опыт №2 Взаимодействие кислот с металлами.
Ход работы:
Возьмите 2 пробирки с растворами серной кислоты, в одну опустите 1 гранулу цинка, во вторую медь. Свои наблюдения и уравнения реакций запишите в таблицу.
Опыт №3 Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Ход работы:
В пустую пробирку насыпьте 1 мерную ложечку оксида меди, прилейте 1 милилитр раствора серной кислоты, смесь подогрейте. Свои наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.
Опыт №4 Взаимодействие кислот с основаниями.
Ход работы:
В пустую пробирку налейте 1 миллилитр раствора гидроксида натрия и 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем приливайте раствор серной кислоты до полного обесцвечивания. Наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.
Опыт №5 Взаимодействие кислот с солями.
Ход работы:
В пустую пробирку налейте по 1 миллилитру раствора серной кислоты и раствора хлорида бария. Наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.
Номер опыта и ход работы | Наблюдения | Уравнения химических реакций |
Контрольные вопросы:
6. Что такое кислоты? Приведите примеры.
7. Со всеми ли металлами реагируют кислоты?
8. Перечислите сильные кислоты.
9. Что такое основание? Приведите примеры растворимых оснований.
10. Что такое соли? Приведите примеры.
11. Что такое оксиды? Приведите примеры.
Форма контроля:
Письменный отчёт, с устной защитой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Часа
Тема «Изучение свойств солей. Гидролиз солей различного типа»
Цель: систематизация знаний о химических свойствах солей.
Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, спички, универсальная лакмусовая бумага, водные растворы кислот, NaОН, CuSO4, хлорида бария, мерная ложечка, гранулы цинка и меди, оксид меди, раствор фенолфталеина.
Задание:проведите химические опыты, результаты работы оформите в таблицу, сделайте выводы.
Краткие теоретические сведения.
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и
кислотных остатков.
Например: хлорид калия КCl
сульфат кальция СаSO4
фосфат натрия Nа3РО4.
Все соли являются твердыми кристаллическими веществами разного цвета и по растворимости подразделяются на 3 группы: растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые в воде (смотри таблицу растворимости).
В водных растворах соли подвергаются гидролизу.
Гидролиз соли–это реакция обмена ионов соли с ионами воды.
Гидролизу подвергаются соли образованные
- катионом сильного основания и анионом слабой кислоты
КNO2 + HOH ↔ КОН + НNО2 (молекулярное уравнение)
К+ + NO2 - + НОН ↔К++ ОН- + НNО2 (полное ионное уравнение)
NO2 - + HOH ↔ ОН- + НNО2 (сокращенное ионное уравнение)
В растворе накапливаются ионы ОН- - среда щелочная.
- катионом слабого основания и анионом сильной кислоты
СuSO4 + 2HOH ↔ Cu(OH)2 + H2SO4 (молекулярное уравнение)
Сu2+ + SO42- + 2НОН ↔ Cu(OH)2 + 2Н++ SO42- (полное ионное
уравнение)
Сu2+ +2НОН ↔ Cu(OH)2 + 2Н+ (сокращенное ионное уравнение)
В растворе накапливаются ионы Н+ - среда кислая.
- катионом слабого основания и анионом слабой кислоты
NH4NO2 + HOH ↔ NH4OH + НNО2 (молекулярное уравнение)
NH4 + + NO2 - + НОН ↔ NH4OH + НNО2 (полное ионное уравнение)
В растворе нет свободных ионов – среда нейтральная.
Химические свойства соли
1. При взаимодействии раствора соли с металлами, образуется новая соль и новый металл.
CuCL2 + Zn = ZnCL2 + Сu
· Данная реакция не идет, если металл в соли активнее свободного металла.
2. При взаимодействии растворов солей друг с другом, образуется две новые соли.
КCL + AgNO3 = AgCL + КNO3
Аккуратно работайте с растворами кислот и оснований. При попадании растворов на кожу, немедленно обратитесь к учителю.
Опыт №1 Взаимодействие соли с металлами.
Ход работы:
Возьмите 2 пробирки с растворами сульфата меди, в одну опустите 1 гранулу цинка, во вторую медь. Через 5 минут свои наблюдения и уравнения реакций запишите в таблицу.