Лабораторная работа «Изучение окислительно – восстановительных равновесий и процессов».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к лабораторному занятию
Модуль №1 «Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем».
учебной дисциплины Химия
для специальности 31.05.01 «Лечебное дело»
курс ____I___семестр _I___
Составитель: к.х.н., доцент Иванова Н.С.
Рецензент: к.х.н., доцент Задорожная А.Н.
Владивосток, 2016
1. Тема занятия: Изучение окислительно- восстановительных равновесий и процессов
2. Мотивация изучения темы: данная тема является базой для усвоения следующих дисциплин:
- биохимии: исследование свойств белков, ферментов, гормонов, БАВ;
- патофизиология, клиническая патофизиология: изучение кислотно - основного состояния организма в норме и при патологиях;
- микробиология, вирусология:приготовление питательных сред при культивировании бактерий и проведение иммунологических исследований;
- клиническая фармакология: выбор условий применения лекарственных препаратов;
- гигиена: контроль степени загрязнения объектов окружающей среды, пищевых продуктов и др.
Цели занятия.
3.1. Общая цель:изучение темы направлено на формирование компетенции по ФГОС специальности ОПК - 7.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«знать» -основные положения теории Л. Писаржевского, сопряженные окислительно-восстановительные пары, правило, определяющее направление ОВР, механизм возникновения ОВ потенциала, связь электродвижущей силы с константой равновесия;типы и особенности ОВР, протекающих в организме;
«уметь» -определять силу окислителя и восстановителя по величине ОВ потенциала, учитывать факторы, влияющие на величину ОВ потенциала, прогнозировать направление ОВР и полноту ее протекания в конкретных примерах, используя электродвижущую силу;
«владеть» - навыками измерения рН растворов, используя химическое и физическое оборудование, навыками безопасной работы в химической лаборатории.
4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Состояние химического равновесия. Обратимые и необратимые реакции (общее среднее образование).
2. Электронная теория окислительно-восстановительных реакций (общее среднее образование).
3. Окислительно-восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе элементов (общее среднее образование).
4. Изменение степени окисления атомов элементов в окислительно-восстановительных реакциях (общее среднее образование).
5. Метод электронного баланса (общее среднее образование).
5. Задания для самостоятельной подготовки к лабораторному занятию:
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Окислительно-восстановительная реакция (ОВР). Сопряженная окислительно-восстановительная пара.
2. Типы ОВР.
3. Направление ОВР. Red-Ox потенциал; факторы, влияющие на его величину.
4. Связь Red-Ox потенциала с термодинамическими характеристиками ОВР.
5. Особенности ОВР в организме
5.2. Задания для СРС во внеучебное время.
Задача №1
В клетках печени отношение концентраций НАДФ+ | НАДФН (I) равно 0,01; а НАД+ | НАДН (II)≈ 700. Вычислите редокс-потенциал каждой из этих систем и сравните их восстановительную способность. Т = 298К, рН = 7.
Для расчета потенциала используйте уравнение Нернста – Петерса.
Ответ:φ (I) = - 0,383B
φ (II) = - 0,234В.
Восстановительная способность пары I будет выше.
Задача №2
Рассчитайте значение редокс-потенциала для системы, полученной смешением раствора хлорида гексаамминкобальта(III) объемом 10 мл с концентрацией 0,05 моль/л и раствора сульфата гексаамминкобальта(II) объемом 25 мл концентрацией 0,005 моль/л при 298К.
Для расчета ОВ потенциала используйте уравнение Нернста – Петерса.
Ответ:φ = 0,135В.
Задача №3
В каком случае полнота восстановления ионов железа (III) будет больше: при взаимодействии иодида калия или сероводорода? Ответ подтвердите расчетом, сделанным для стандартного состояния.
Для подтверждения рассчитайте редокс-процесса для обеих реакций и сравните их.
Ответ:более полно протекает восстановление ионов железа (III) сероводородом.
Задача №4
Среди набора окислителей I2 и восстановителей (MnSO4, r wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></wx:sect></w:body></w:wordDocument>"> , KI) найдите реагирующие вещества, ориентируясь на значения окислительно-восстановительных потенциалов: φ0 /Mn2+)=1,51В, φ0 / =0,80B, φ0(I2/2I- )=0,54В.
Рассчитайте константу редокс-процесса для стандартных условий и сделайте вывод о преобладающем направлении окислительно-восстановительного процесса в кислой среде.
Для выполнения задания необходимо найти количество электронов, участвующих в каждой ОВР, рассчитать Кred-ox и сделать выводы о преимущественном их протекании.
Ответ:Кred-ox(I) = 10120
Кred-ox(II) = 10164
Кred-ox(III) = 109
Все реакции идут преимущественно в прямом направлении.
5.3.Задания для самоконтроля подготовки к лабораторному занятию.
Вариант теста № 1
К окислительно-восстановительным относятся реакции:
а) 4NH3 + 3O2® 2N2 + 6H2O;
б) NH3 + HNO3® NH4NO3;
в) Cl2 + H2O ®HCl + HClO;
г) 2HCl + ZnO® ZnCl2 + H2O.
Вариант теста № 2
Наиболее сильный восстановитель:
а) S2O32-, φ0(S4O62-/S2O32-) = 0,096 B;
б) Fe2+, φ0(Fe3+/Fe2+) = 0,77 B;
в) S2-, φ0(S2-/H2S) = 0,14B;
г) Sn2+, φ0(Sn4+/ Sn2+) = 0.156B.
Вариант теста № 3
В уравнении реакции
KMnO4 + CrSO4 + H2SO4® K2SO4 + MnSO4 + Cr2(SO4)3 + H2O
сумма коэффициентов равна:
а) 24;
б) 36;
в) 17;
г) 30.
Вариант теста № 4
Определите, могут ли существовать одновременно в водном растворе вещества:
а) азотная кислота (конц.) и сероводород;
б) бромат калия (KBrO3) и бромоводород;
в) дихромат калия (K2Cr2O7) серная кислота и нитрат калия;
г) перманганат калия (KMnO4) и сульфат калия.
Вариант теста № 5
В двух пробирках находятся растворы KBrиKI. В обе пробирки прибавлен раствор FeCl3. В каком случае галогенид-ион окисляется до свободного галогена, если φ0(Fe3+/ Fe2+) = 0,77 B, φ0(I2/2I-)=0,54В, φ0(Br2/2Br-)=1,06В
а) KBrиKI;
б) KI;
в) KBr;
г) ни в одном случае.
6.Этапы проведения лабораторного занятия.
№ | Название этапа | Цель этапа | Время, мин |
I. Вводная часть занятия. | |||
1. | Организация занятия | Проверка присутствующих, их внешнего вида, наличия рабочих тетрадей и лекций. | |
2. | Определение темы, мотивации, целей, задач занятия | Формирование мотивации данного занятия, значимости его в подготовке врача. | |
II. Основная часть занятия. | |||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. | |
4. | Общие и индивидуальные задания для СРС в учебное время. | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей работе. | |
5. | Демонстрация методики лабораторной работы | Разбор ориентировочной основы действия (ООД). | |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Выполнение эксперимента. Овладение общепрофессиональной компетенцией ОПК – 7. | |
7. | Реализация планируемой формы занятия | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов. | |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление ошибок и их корректировка. | |
III. Заключительная часть занятия. | |||
9. | Подведение итогов занятия. | Оценка деятельности студентов и достижения цели занятия. | |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время. | Указание по самоподготовке студентов к занятию «Элементы химической термодинамики. Определение энтальпии растворения соли». |
7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов в учебное время.
Вопросы к защите работы
1. Напишите уравнения для расчёта окислительно – восстановительного потенциала реакций
Fe3++1e→ Fe2+
I2+2e→2I-
Br2+2e→2Br-
От каких факторов зависит окислительно – восстановительный потенциал?
2. Напишите уравнение для расчёта окислительно – восстановительного потенциала реакции
N +3Н+ +2е↔HNO2 +H2O
Рассчитайте его значения при активности ионов Н+ (моль/л) 10-2 и 10-10.
Данные для расчёта: φ0 /HNO2=0, 94В, а( =а( T=298K.
3. К подкисленному раствору KI добавляют несколько капель раствора NaNO2 и крахмала. Раствор приобретает тёмно – синий цвет. Функция (окислителя или восстановителя) NaNO2 в данном опыте?
4. К подкисленному раствору I2 добавляют до обесцвечивания раствор NaNO2. Функция NaNO2 в данном опыте?
5. По отношению к воде некоторые вещества ведут себя как окислители, другие – как восстановители. Приведите примеры таких веществ и напишите уравнения ОВР.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
При отравлении сероводородом пострадавшему дают подышать слегка увлажнённой хлорной известью. Докажите возможность данного метода детоксикации, использую константу оксислительно-восстановительного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к лабораторному занятию
Модуль №1 «Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем».
учебной дисциплины Химия
для специальности 31.05.01 «Лечебное дело»
курс ____I___семестр _I___
Составитель: к.х.н., доцент Иванова Н.С.
Рецензент: к.х.н., доцент Задорожная А.Н.
Владивосток, 2016
1. Тема занятия: Изучение окислительно- восстановительных равновесий и процессов
2. Мотивация изучения темы: данная тема является базой для усвоения следующих дисциплин:
- биохимии: исследование свойств белков, ферментов, гормонов, БАВ;
- патофизиология, клиническая патофизиология: изучение кислотно - основного состояния организма в норме и при патологиях;
- микробиология, вирусология:приготовление питательных сред при культивировании бактерий и проведение иммунологических исследований;
- клиническая фармакология: выбор условий применения лекарственных препаратов;
- гигиена: контроль степени загрязнения объектов окружающей среды, пищевых продуктов и др.
Цели занятия.
3.1. Общая цель:изучение темы направлено на формирование компетенции по ФГОС специальности ОПК - 7.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«знать» -основные положения теории Л. Писаржевского, сопряженные окислительно-восстановительные пары, правило, определяющее направление ОВР, механизм возникновения ОВ потенциала, связь электродвижущей силы с константой равновесия;типы и особенности ОВР, протекающих в организме;
«уметь» -определять силу окислителя и восстановителя по величине ОВ потенциала, учитывать факторы, влияющие на величину ОВ потенциала, прогнозировать направление ОВР и полноту ее протекания в конкретных примерах, используя электродвижущую силу;
«владеть» - навыками измерения рН растворов, используя химическое и физическое оборудование, навыками безопасной работы в химической лаборатории.
4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Состояние химического равновесия. Обратимые и необратимые реакции (общее среднее образование).
2. Электронная теория окислительно-восстановительных реакций (общее среднее образование).
3. Окислительно-восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе элементов (общее среднее образование).
4. Изменение степени окисления атомов элементов в окислительно-восстановительных реакциях (общее среднее образование).
5. Метод электронного баланса (общее среднее образование).
5. Задания для самостоятельной подготовки к лабораторному занятию:
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Окислительно-восстановительная реакция (ОВР). Сопряженная окислительно-восстановительная пара.
2. Типы ОВР.
3. Направление ОВР. Red-Ox потенциал; факторы, влияющие на его величину.
4. Связь Red-Ox потенциала с термодинамическими характеристиками ОВР.
5. Особенности ОВР в организме
5.2. Задания для СРС во внеучебное время.
Задача №1
В клетках печени отношение концентраций НАДФ+ | НАДФН (I) равно 0,01; а НАД+ | НАДН (II)≈ 700. Вычислите редокс-потенциал каждой из этих систем и сравните их восстановительную способность. Т = 298К, рН = 7.
Для расчета потенциала используйте уравнение Нернста – Петерса.
Ответ:φ (I) = - 0,383B
φ (II) = - 0,234В.
Восстановительная способность пары I будет выше.
Задача №2
Рассчитайте значение редокс-потенциала для системы, полученной смешением раствора хлорида гексаамминкобальта(III) объемом 10 мл с концентрацией 0,05 моль/л и раствора сульфата гексаамминкобальта(II) объемом 25 мл концентрацией 0,005 моль/л при 298К.
Для расчета ОВ потенциала используйте уравнение Нернста – Петерса.
Ответ:φ = 0,135В.
Задача №3
В каком случае полнота восстановления ионов железа (III) будет больше: при взаимодействии иодида калия или сероводорода? Ответ подтвердите расчетом, сделанным для стандартного состояния.
Для подтверждения рассчитайте редокс-процесса для обеих реакций и сравните их.
Ответ:более полно протекает восстановление ионов железа (III) сероводородом.
Задача №4
Среди набора окислителей I2 и восстановителей (MnSO4, r wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></wx:sect></w:body></w:wordDocument>"> , KI) найдите реагирующие вещества, ориентируясь на значения окислительно-восстановительных потенциалов: φ0 /Mn2+)=1,51В, φ0 / =0,80B, φ0(I2/2I- )=0,54В.
Рассчитайте константу редокс-процесса для стандартных условий и сделайте вывод о преобладающем направлении окислительно-восстановительного процесса в кислой среде.
Для выполнения задания необходимо найти количество электронов, участвующих в каждой ОВР, рассчитать Кred-ox и сделать выводы о преимущественном их протекании.
Ответ:Кred-ox(I) = 10120
Кred-ox(II) = 10164
Кred-ox(III) = 109
Все реакции идут преимущественно в прямом направлении.
5.3.Задания для самоконтроля подготовки к лабораторному занятию.
Вариант теста № 1
К окислительно-восстановительным относятся реакции:
а) 4NH3 + 3O2® 2N2 + 6H2O;
б) NH3 + HNO3® NH4NO3;
в) Cl2 + H2O ®HCl + HClO;
г) 2HCl + ZnO® ZnCl2 + H2O.
Вариант теста № 2
Наиболее сильный восстановитель:
а) S2O32-, φ0(S4O62-/S2O32-) = 0,096 B;
б) Fe2+, φ0(Fe3+/Fe2+) = 0,77 B;
в) S2-, φ0(S2-/H2S) = 0,14B;
г) Sn2+, φ0(Sn4+/ Sn2+) = 0.156B.
Вариант теста № 3
В уравнении реакции
KMnO4 + CrSO4 + H2SO4® K2SO4 + MnSO4 + Cr2(SO4)3 + H2O
сумма коэффициентов равна:
а) 24;
б) 36;
в) 17;
г) 30.
Вариант теста № 4
Определите, могут ли существовать одновременно в водном растворе вещества:
а) азотная кислота (конц.) и сероводород;
б) бромат калия (KBrO3) и бромоводород;
в) дихромат калия (K2Cr2O7) серная кислота и нитрат калия;
г) перманганат калия (KMnO4) и сульфат калия.
Вариант теста № 5
В двух пробирках находятся растворы KBrиKI. В обе пробирки прибавлен раствор FeCl3. В каком случае галогенид-ион окисляется до свободного галогена, если φ0(Fe3+/ Fe2+) = 0,77 B, φ0(I2/2I-)=0,54В, φ0(Br2/2Br-)=1,06В
а) KBrиKI;
б) KI;
в) KBr;
г) ни в одном случае.
6.Этапы проведения лабораторного занятия.
№ | Название этапа | Цель этапа | Время, мин |
I. Вводная часть занятия. | |||
1. | Организация занятия | Проверка присутствующих, их внешнего вида, наличия рабочих тетрадей и лекций. | |
2. | Определение темы, мотивации, целей, задач занятия | Формирование мотивации данного занятия, значимости его в подготовке врача. | |
II. Основная часть занятия. | |||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. | |
4. | Общие и индивидуальные задания для СРС в учебное время. | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей работе. | |
5. | Демонстрация методики лабораторной работы | Разбор ориентировочной основы действия (ООД). | |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Выполнение эксперимента. Овладение общепрофессиональной компетенцией ОПК – 7. | |
7. | Реализация планируемой формы занятия | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов. | |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление ошибок и их корректировка. | |
III. Заключительная часть занятия. | |||
9. | Подведение итогов занятия. | Оценка деятельности студентов и достижения цели занятия. | |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время. | Указание по самоподготовке студентов к занятию «Элементы химической термодинамики. Определение энтальпии растворения соли». |
7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов в учебное время.
Лабораторная работа «Изучение окислительно – восстановительных равновесий и процессов».
Приборы, оборудование: химический блок Соbrа 3, рН-электрод, термопара NiCr-Ni, магнитная мешалка, ротор, химические стаканы на 50 и 100 мл.
Реактивы:5% - ный раствор КМnO4, 5% - ный раствор КI, 3% - ныйI2, 5% - ныйNa2SO3, 5% - ныйFeCl3, 5% - ныйKBr, 5% - ный раствор MnCl2, раствор Н2SO4 (С=1 моль/л ), раствор КОН (С=2моль/л).