Итоговое занятие «ОБЩИЕ ПУТИ КАТАБОЛИЗМА. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ.»
Структура билета
№№ заданий | Тип задания | Оценка выполнения |
1 – 5 | Ответы на задания открытого типа. | до 6 баллов за каждое задание |
6 – 17 | Выбор одного правильного ответа из 5 предложенных | 1 балл за каждый правильный ответ |
18 – 23 | Выбор всех правильных ответов | 1 балл за полный правильный ответ |
24, 25 | Установление соответствия | 1 балл за полный правильный ответ |
Вопросы открытого типа
1. Дайте определение понятия «метаболизм». Укажите основные функции метаболизма.
2. Охарактеризуйте реакции первой стадии катаболизма питательных веществ в организме: укажите их локализацию, исходные вещества и образующиеся продукты, относительную энергоотдачу.
3. Охарактеризуйте реакции второй стадии катаболизма питательных веществ в организме: укажите их локализацию, исходные вещества и образующиеся продукты, относительную энергоотдачу.
4. Охарактеризуйте реакции третьей стадии катаболизма питательных веществ в организме: укажите их локализацию, исходные вещества и образующиеся продукты, относительную энергоотдачу.
5. Дайте определения понятий «анаболизм» и «катаболизм». Поясните, какая взаимосвязь существует между этими процессами. Приведите примеры катаболических и анаболических процессов.
6. Напишите суммарное уравнение реакции окислительного декарбоксилирования пирувата. Укажите ферменты и коферменты, входящие в состав мультиэнзимного комплекса. Назовите эффекторы, влияющие на его активность.
7. Представьте в виде схемы реакции цикла Кребса, обозначьте реакции дегидрирования (ОВР), субстратного фосфорилирования, образования СО2.
8. Перечислите окислительные реакции цикла Кребса, укажите их биологическое значение. Напишите реакцию цикла, катализируемую ФАД-зависимой дегидрогеназой.
9. Напишите реакцию субстратного фосфорилирования в цикле трикарбоновых кислот, назовите фермент. Дайте определения понятия «субстратное фосфорилирование» и укажите его биологическое значение.
10. Напишите реакции цикла Кребса, в которых образуется СО2. Назовите ферменты и коферменты.
11. Напишите формулы и названия субстратов НАД-зависимых ферментов в цикле Кребса. Приведите названия ферментов. Укажите дальнейшую судьбу НАДН2.
12. Укажите последовательность и приведите названия компонентов митохондриальной дыхательной цепи. Дайте определение понятия «окислительное фосфорилирование». Укажите локализацию процесса окислительного фосфорилирования в клетке.
13. Дайте определение понятия «протонный трансмембранный потенциал». Опишите процесс его образования (локализация, источник энергии, белки, участвующие в его создании). Укажите пути использования протонного трансмембранного потенциала в митохондриях.
14. Охарактеризуйте роль Н+-зависимой АТФ-азы. Укажите локализацию и источник энергии для работы Н+-зависимой АТФ-азы.Укажите биологическую роль АТФ в клетке.
15. Дайте определение понятия «микросомальное окисление». Представьте в виде схемы цепь переноса электронов от НАДФН к кислороду при микросомальном окислении. Укажите локализацию процесса, субстратную специфичность и биологическую роль.
16. Дайте определение понятия «углеводы». Приведите примеры. Охарактеризуйте биологическую роль углеводов в организме человека.
17. Дайте определение понятия «гомополисахариды». Приведите примеры. Представьте в виде схемы стадии катаболизма крахмала. Укажите биологическую роль пищевого крахмала и гликогена для человека.
18. Дайте определение понятия «гетерополисахариды». Приведите примеры веществ этой группы углеводов. Укажите их функции в организме.
19. Дайте определение понятия «дисахариды». Приведите примеры, укажите названия мономеров, которые входят в их состав. Назовите ферменты, участвующие в I стадии катаболизма дисахаридов.
20. Представьте в виде схемы I стадию анаэробного распада глюкозы. Обозначьте реакции, идущие с потреблением АТФ.
21. Представьте в виде схемы II стадию анаэробного распада глюкозы. Обозначьте реакции: окислительно-восстановительные, субстратного фосфорилирования.
22. Напишите реакции гликолиза, протекающие с потреблением АТФ. Назовите ферменты. Укажите значение процесса фосфорилирования глюкозы в клетке.
23. Напишите реакции образования двух молекул глицеральдегида-3-фосфата из фруктозо-1,6-дифосфата. Назовите ферменты и укажите дальнейшую судьбу глицеральдегида-3-фосфата.
24. Напишите окислительно-восстановительные реакции гликолиза. Назовите ферменты. Объясните, почему в анаэробных условиях конечным продуктом распада глюкозы является лактат.
25. Напишите реакции субстратного фосфорилирования в гликолизе. Назовите ферменты. Укажите биологическую роль этих реакций гликолиза.
26. Напишите реакции образования фосфоенолпирувата из 3-фосфоглицерата. Назовите ферменты и укажите метаболит этих реакций, который является макроэргическим веществом.
27. Назовите регуляторные ферменты гликолиза. Укажите их эффекторы и характер влияния.
28. Рассчитайте сколько молекул АТФ образуется и сколько накапливается в клетке при распаде 1 молекулы глюкозы до лактата. Укажите биологическую роль анаэробного окисления глюкозы.
29. Представьте в виде схемы включение галактозы и фруктозы в гликолиз. Укажите ферменты. Назовите заболевание, вызванное нарушением утилизации галактозы.
30. Напишите реакции распада лактата до ацетил-КоА, назовите ферменты. Рассчитайте количество молекул АТФ , образующихся при распаде 1 молекулы лактата до СО2 и Н2О.
31. Представьте в виде схемы распад фосфоенолпирувата до СО2 и Н2О, рассчитайте количество молекул АТФ, образующихся в ходе этих реакций.
32. Представьте в виде схемы распад фруктозо-1,6-дифосфата до ацетил-КоА, рассчитайте количество молекул АТФ, образующихся в ходе этих реакций.
33. Напишите реакции образования ацетил-КоА из фосфоенолпирувата. Назовите ферменты.
34. Представьте в виде схемы распад фруктозо-6-фосфата до пирувата, рассчитайте количество молекул АТФ, образующихся в ходе этих реакций.
35. Представьте в виде схемы челночные механизмы транспорта восстановленных эквивалентов из цитоплазмы в митохондрии. Укажите биологическую роль этих процессов.
36. Представьте в виде схемы окислительный этап пентозофосфатного пути окисления глюкозы. Укажите локализацию, биологическое значение. Назовите ткани, в которых пентозофосфатный путь окисления глюкозы проходит наиболее интенсивно.
37. Напишите реакцию, катализируемую 6-фосфоглюконатдегидрогеназой, назовите кофермент, продукт реакции. Укажите пути дальнейшего использования продуктов реакции в клетке печени.
38. Напишите реакцию, катализируемую глюкозо-6-фосфатдегидрогеназой, приведите полное название кофермента, укажите пути использования его в клетке.
39. Напишите реакцию превращения лактона 6-фосфоглюконовой кислоты в 6-фосфоглюконовую кислоту. Назовите вещества, для синтеза, которых используется рибозо-5-фосфат, образующийся в пентозофосфатном пути окисления глюкозы.
40. Напишите формулу гликогена с точкой ветвления. Охарактеризуйте содержание гликогена в различных тканях.
41. Представьте в виде схемы процесс синтеза гликогена. Назовите регуляторный фермент этого процесса и охарактеризуйте влияние гормонов на активность этого фермента.
42. Напишите реакции превращения глюкозо-6-фосфата в УДФ-глюкозу. Назовите ферменты.
43. Представьте в виде схемы процесс мобилизации гликогена. Назовите регуляторный фермент этого процесса и и охарактеризуйте влияние гормонов на активность этого фермента.
44. Напишите реакции образования глюкозо-6-фосфата из гликогена. Назовите ферменты.
45. Назовите необратимые реакции гликолиза и их обходные пути в процессе глюконеогенеза. Укажите ферменты этих реакций. Назовите состояния организма, при которых происходит активизация глюконеогенеза.
46. Напишите реакции глюконеогенеза, катализируемые фосфатазами.
47. Напишите реакции образования фосфоенолпирувата из пирувата. Назовите ферменты.
48. Представьте в виде схемы цикл Кори (глюкозо-лактатный цикл). Укажите локализацию раличных этапов этого процесса и его биологическую роль.
49. Укажите особенности углеводного обмена в печени.
50. Представьте в виде схемы окисление этанола до СО2 и Н2О. Опишите влияние приема больших количеств этилового спирта на скорость процесса глюконеогенеза в печени.
Выберите ОДИН правильный ответ:
1. Примером анаболического пути может служить:
А. образование моносахаридов из полисахаридов
Б. образование жирных кислот и глицерола из жиров
В. образование нуклеотидов из нуклеиновых кислот
Г. образование пирувата из глюкозы
Д. образование жирных кислот из ацетил-КоА
2. Примером катаболического пути может служить:
А. образование пирувата из глицерола
Б. образование жирных кислот из ацетил-КоА
В. образование аминокислот из пирувата
Г. образование жиров из жирных кислот и глицерола
Д. образование нуклеиновых кислот из нуклеотидов
3. К первой стадии катаболизма питательных веществ относится превращение:
А. глюкозы в пируват
Б. белков в аминокислоты
В. жирных кислот в ацетил-КоА
Г. пирувата в ацетил-КоА
Д. аланина в пируват
4. Ко второй стадии катаболизма питательных веществ относится превращение:
А. крахмала в глюкоза
Б. жирных кислот в ацетил-КоА
В. жиров в жирные кислоты и глицерол
Г. белков в аминокислоты
Д. ацетил-КоА в СО2 и Н2О
5. Аккумуляцией энергии в АТФ сопровождается превращение:
А. ацетил-КоА в жирные кислоты
Б. аминокислот в белки
В. пирувата в аминокислоты
Г. жирных кислот и глицерола в жиры
Д. моносахаридов в пируват
6. Потреблением энергии АТФ с образованием АДФ и фосфата сопровождается: превращение:
А. жиров в жирные кислоты и глицерол
Б. аминокислот в пируват
В. ацетил-КоА в жирные кислоты
Г. жирных кислот в ацетил-КоА
Д. белков в аминокислоты
7. Ковалентно связанными коферментами -кетоглутаратдегидрогеназного комплекса являются:
А. ТДФ, липоевая кислота, ФАД
Б. HS-КоА, ФАД, НАД
В. ТДФ, липоевая кислота, HS-КоА
Г. липоевая кислота, ФАД, НАД
Д. ТДФ, HS-КоА, НАД
8. Скорость пируватдегидрогеназной реакции уменьшается при:
А. снижении соотношения НАДН/НАД+
Б. снижении концентрации ГТФ
В. увеличении соотношения АТФ/АДФ
Г. увеличении концентрации АМФ
Д. снижении концентрации ацетил-КоА
9. Диссоциирующими коферментами -кетоглутаратдегидрогеназного комплекса являются:
А. ТДФ и липоевая кислота
Б. НАД и ФАД
В. ФАД и ТДФ
Г.HS-KoA и НАД
Д. липоевая кислота и HS-KoA
10. Коферменты вступают в реакцию окислительного декарбоксилирования пирувата в следующей последовательности:
А. ТДФ, липоевая кислота, ФАД, НАД, КоА-SH
Б. ТДФ, КоА-SH, НАД, ФАД, липоевая кислота
В. ТДФ, липоевая кислота, КоА-SH, ФАД, НАД
Г. НАД, ФАД, КоА-SH, липоевая кислота, ТДФ
Д. ТДФ, КоА-SH, ФАД, липоевая кислота, НАД
11. Ферменты пируватдегидрогеназного мультиферментного комплекса вступают в реакцию в следующей последовательности:
А. дигидролипоилдегидрогеназа, трансацилаза, пируватдекарбоксилаза
Б. пируватдекарбоксилаза, дигидролипоилдегидрогеназа, трансацилаза
В. трансацилаза, дигидролипоилдегидрогеназа, пируватдекарбоксилаза
Г. пируватдекарбоксилаза, трансацилаза, дигидролипоилдегидрогеназа
Д. дигидролипоилдегидрогеназа, пируватдекарбоксилаза, трансацилаза
12. Витамин РР входит в состав кофермента:
А. НS-КоА
Б. НАД
В. ФАД
Г. ТДФ
Д. Липоевой кислоты
13. Реакция дегидрирования субстрата в цикле Кребса происходит при превращении:
А. фумарата в малат
Б. цитрата в цис-аконитат
В. ацетил-КоА и оксалоацетата в цитрат
Г. цис-аконитата в изоцитрат
Д. сукцината в фумарат
14. Субстратным фосфорилированием сопровождается реакция цикла трикарбоновых кислот:
А. переход цис-аконитата в изоцитрат
Б. превращение фумарата в малат
В. превращение α-кетоглутарата в сукцинил-КоА
Г. переход сукцинил-КоА в сукцинат
Д. превращение цитрата в цис-аконитат
15. Продукт, содержащий макроэргическую связь, образуется в реакции цикла трикарбоновых кислот:
А. цитрат ® цис-аконитат
Б. -кетоглутарат ® сукцинил-КоА
В. изоцитрат ® α-кетоглутарат
Г. сукцинат ® фумарат
Д. малат ® оксалоацетат
16. Реакция дегидрирования субстрата в цикле Кребса происходит при превращении:
А. цис-аконитата в изоцитрат
Б. сукцинил-КоА в сукцинат
В. фумарата в малат
Г. цитрата в цис-аконитат
Д. изоцитрата в α-кетоглутарат
17. Реакция декарбоксилирования субстрата в цикле Кребса происходит при превращении:
А. фумарата в малат
Б. -кетоглутарата в сукцинил-КоА
В. сукцинил-КоА в сукцинат
Г. цис-аконитата в изоцитрат
Д. цитрата в цис-аконитат
18. Скорость цикла трикарбоновых кислот снижается при:
А. увеличении соотношения АТФ/АДФ