Методическая разработка теоретического занятия № 2
Методическая разработка теоретического занятия № 2
по дисциплине:
«Аналитическая химия»
«Теория электролитической диссоциации. Кислотно-основные равновесия в водных растворах»
Подготовлена преподавателем техники лабораторных работ
__________ Барташевич Н.И.
г.Слуцк
Лекция №2.
ТЕМА: Теория электролитической диссоциации. Кислотно-основные равновесия в водных растворах
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Сформировать знания о сущности теории электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
Закрепить умения составлять ионные уравнения реакций между электролитами в растворах.
Сформировать знания о кислотно-основном равновесии в водных растворах, ионном произведении воды, водородном показателе. Научить выполнять расчеты рН и рОН растворов сильных кислот и сильных оснований.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формировать профессиональное самосознание учащихся, как необходимое условие их гармонического развития как личности;
- стимулировать познавательный интерес учащихся
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- уметь наблюдать, характеризировать, анализировать, рассуждать, выделить главное, обобщать и систематизировать полученные результаты.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- методическая разработка занятия;
-учебное пособие Е.В.Барковский; С.В.Ткачев «Аналитическая химия»;
- модуль «Самостоятельная работа учащихся»;
- таблица «Растворимость кислот, оснований, солей»
Учащиеся должны знать:
· Характеристику степени кислотности растворов по значению рН и концентрации ионов водорода.
· Формулы расчета ионного произведения воды, водородного и гидроксидного показателей.
Учащиеся должны уметь:
· Раскрывать сущность теории электролитической диссоциации.
· Различать сильные и слабые электролиты.
· Составлять ионные уравнения диссоциации кислот, оснований, солей.
· Характеризовать степень кислотности растворов.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:
1.Техника лабораторных работ
2.Биохимия с клинико-биохимическими исследованиями.
3.Гематолоические и общеклинические лабораторные исследования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Приветствие.Создание доброжелательной атмосферы в группе.
Повторение ранее пройденного материала.
1.Общая характеристика дисциплины.
2.Предмет, задачи и методы аналитической химии.
3.Области применения химического анализа.
4. Основные этапы развития аналитической химии
Объяснение нового материала.
1.Сущность теории электролитической диссоциации. Понятие об электролитах.
2.Диссоциация кислот, солей, оснований в водных растворах.
3.Химические реакции между электролитами. Ионные уравнения.
4.Уравнение диссоциации воды. Константа автопротолиза воды. Понятие о водородном показателе рН. Характеристика степени кислотности растворов по значению рН и концентрации ионов водорода.
5.Расчет рН и рОН растворов сильных кислот и сильных оснований.
Закрепление материала.
Вопросы:
1. Приведите примеры сильных и слабых электролитов.
2. Напишите уравнение диссоциации воды.
3. Дайте определение катионам и анионам.
4. Как протекают реакции ионного обмена?
5. Назовите условия протекания ионных реакций до конца.
6. запишите выражение для константы автопротолиза воды.
7.Какова концентрация ионов водорода в нейтральной, кислой и щелочной среде?
8. Какое значение имеет водородный показатель рН при проведении аналитических реакций?
9. Какое значение имеет водородный показатель рН в организме человека?
Задание: Напишите уравнения диссоциации электролитов. Для слабых электролитов приведите выражение для константы диссоциации.
CaHPO4.
BaCl2
AlOHBr2
Ni(OH)2
H2SO4
Решение:
CaHPO4 ⇄ Ca2+ + HPO42-
Kд. I = [Ca2+] * [HPO42-] / [CaHPO4]
BaCl2 ⇄ Ba2+ + 2Cl-
AlOHBr2 ⇄ AlOH2+ + 2Br-
Ni(OH)2 ⇄ NiOH+ + OH-
Kд. I = [NiOH+] * [OH-] / [Ni(OH)2]
H2SO4 ⇄ 2H+ + SO42-
Задание: В качестве катионов только ионы водорода образуются при диссоциации:
1) HCI
2) NaOH
3) NaHCO3
4) CuCI2
Задание: рН раствора равен 5. Вычислите [Н+] и [ОН-] в этом растворе. Какова окраска фенолфталеина в этом растворе?
5 Домашнее задание.
Е.В.Барковский С.В.Ткачев «Аналитическая химия» с.17-32 (выучить). Упр.1-4, 6-8, с.29 (устно), упр.9. с.29 (письменно).
М.Э.Полеес«Аналитическая химия» с.11-13.
6.Рефлексия. Сравните свои знания по данной теме в начале занятия и в конце? Есть ли прирост знаний?
Лекция № 2
Дисциплина «Аналитическая химия»
Закон действия масс.
Закон действия масс: чем больше константа диссоциации, тем больше ионов в растворе.
КА <=> К+ + А-
[К+ ] [ А-]
КD = ----- ---- - -
[К А ]
Теория электролитической диссоциации справедлива лишь в отношении растворов слабых электролитов, так как только ионизация слабых электролитов приводит к химическому равновесию, которое характеризуется константой ионизации.Процесс диссоциации сильных электролитов необратим, вследствие этого растворы сильных электролитов и не подчиняются закону действия масс.
Вопрос 1.Автопротолиз воды
Автопротолиз–обратимый процесс передачи протона от одной нейтральной молекулы жидкости к другой и образования в результате равного числа катионов и анионов.
Понятие автопротолиза вытекает из протонной теории кислот и оснований Брёнстеда-Лоури.
Контрольная работа
Методическая разработка теоретического занятия № 2
по дисциплине:
«Аналитическая химия»
«Теория электролитической диссоциации. Кислотно-основные равновесия в водных растворах»
Подготовлена преподавателем техники лабораторных работ
__________ Барташевич Н.И.
г.Слуцк
Лекция №2.
ТЕМА: Теория электролитической диссоциации. Кислотно-основные равновесия в водных растворах
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Сформировать знания о сущности теории электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
Закрепить умения составлять ионные уравнения реакций между электролитами в растворах.
Сформировать знания о кислотно-основном равновесии в водных растворах, ионном произведении воды, водородном показателе. Научить выполнять расчеты рН и рОН растворов сильных кислот и сильных оснований.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формировать профессиональное самосознание учащихся, как необходимое условие их гармонического развития как личности;
- стимулировать познавательный интерес учащихся
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- уметь наблюдать, характеризировать, анализировать, рассуждать, выделить главное, обобщать и систематизировать полученные результаты.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- методическая разработка занятия;
-учебное пособие Е.В.Барковский; С.В.Ткачев «Аналитическая химия»;
- модуль «Самостоятельная работа учащихся»;
- таблица «Растворимость кислот, оснований, солей»
Учащиеся должны знать:
· Характеристику степени кислотности растворов по значению рН и концентрации ионов водорода.
· Формулы расчета ионного произведения воды, водородного и гидроксидного показателей.
Учащиеся должны уметь:
· Раскрывать сущность теории электролитической диссоциации.
· Различать сильные и слабые электролиты.
· Составлять ионные уравнения диссоциации кислот, оснований, солей.
· Характеризовать степень кислотности растворов.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:
1.Техника лабораторных работ
2.Биохимия с клинико-биохимическими исследованиями.
3.Гематолоические и общеклинические лабораторные исследования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Приветствие.Создание доброжелательной атмосферы в группе.