Тема «Первоначальные химические понятия».

Урок химии. Вещества и их свойства.

1. М. Алигер «Ленинские горы».

О, физика – наука из наук!

Всё впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестёр

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире».

2. Т.Л. Кар «О природе вещей».

Свойством мы то называем,

что без разрушения вещи отнятым быть у неё

и само отделиться не может.

В камнях, к примеру, их вес, теплота у огня, у воды её влажность,

у тел осязаемость их,

у пустого пространства неосязаемость.

Урок химии. Атомно-молекулярное учение.

1. М. Алигер «Ленинские горы».

Характер минералов, недра гор,

механика, металлургия, оды.

Гидравлика – обуздыванье рек.

Рождение химической науки.

Встает великий русский человек,

Могучий разум, трудовые руки.

Склоняется над образцами руд,

расплёскивает сильные кислоты...

Работает.

Наука – это труд, единоборство, точные расчеты.

2. Т.Л. Кар «О природе вещей».

Те, кто считал, что все вещи возникли

Лишь из огня, и огонь полагали основою мира,

Так же как те, кто почёл за основу

Всего мирозданья

Воздух, равно как и те, кто думал,

Что влага способна

Вещи сама созидать, или считая,

Что земля образует

Всё, превращался в природу вещей

Всевозможных,

Кажется мне, далеко от истины

В сторону сбились.

Существуют тела, которых мы видеть не можем.

Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,

Рушит громады судов и небесные тучи разносит.

Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,

Мощные валит стволы, неприступные горные выси,

Лес, низвергая, трясет норовисто: так, налетая,

Ветер, беснуясь, ревет и проносится с грохотом грозным.

Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами.

На морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет,

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Кольцо изнутри, что долгое время на пальце

Носится, из году в год становится тоньше и тоньше;

Нам очевидно, что вещь от стирания становится меньше,

Из отделения тел, из неё каждый миг уходящих,

Нашим глазам запретила увидеть

природа ревниво.

Урок химии. Закон сохранения массы веществ.

1. Т.Л. Кар. «О природе вещей».

За основание тут мы берем положение такое:

Из ничего не творится ничто по божественной воле.

И оттого только страх всех смертных объемлет; что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют.

И полагают, что все это божьим веденьем творится.

Если же мы будем знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

Наших заданий предмет; и откуда являются вещи

И каким образом все происходит без помощи свыше.

Урок химии. Типы химических реакций.

Я известно с давних пор и имею спрос,

Опусти меня в раствор, в медный купорос.

Изменить хочу я соль, ну-ка выйди, соизволь.

Удивительный момент - стал другим раствор.

Вытесняю элемент, не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь?

Тема урока «Кислород. Оксиды. Горение».

Урок химии. Получение кислорода.

1. В научно-фантастическом романе Александра Богданова «Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 тонн бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тысяч кубических метров кислорода».

Задание: по уравнению реакции разложения бертолетовой соли (хлората калия) проверьте вычислением правильность утверждения автора.

Решение. Получаем ответ: из 25т бертолетовой соли можно получить около 6,8 тыс. м3 кислорода, что на 32% меньше указанного объема.

Урок химии. Состав воздуха.

1. Нью-Йорк ежедневно выбрасывает в воздух 3200 тонн двуокиси серы, 280 тонн промышленной пыли, 4200 тонн углерода, азота и других ядовитых веществ. (Новиков Н.В., Пивкин В.М. «Новосибирск – город для человека». Новосибирское книжное изд-во, 1988, с.39).

Вопрос: какие неточности допущены авторами в приведённом утверждении?

Ответ: из текста следует, что простые вещества углерод и азот ядовиты. Ядовиты же их оксиды. По-видимому, это имели в виду авторы. Диоксид серы назван по устаревшей номенклатуре.

2. Эсхил. «Прикованный Прометей».

... Огонь

Я смертным дал и вот за что наказан,

похитил я божественную искру,

Скрыл в стволе сухого тростника;

И людям стал огонь любезным братом,

помощником, учителем во всём.

На этом уроке можно рассказать ребятам древнегреческий миф о титане Прометее, подарившем огонь людям и жестоко наказанном за это богами. Долгое время люди обожествляли огонь, преклонялись перед ним, не умея добывать его, старались сохранить.

Так, в своем труде «Письма о пользе стекла» М.В. Ломоносов писал:

«Взирая в древности народы изумленны,

что греет, топит, льет и светит огнь возженный,

иные божеску ему давали честь».

Наши рекомендации