Сваривания металлических поверхностей.
В соответствии с этим различают антифрикционное и противоизносное действия масел, эффективность их проявления в узлах трения определяется понятием смазочная способность.
Под смазочной способностью следует понимать способность масел обеспечивать малое сопротивление контактирующих поверхностей тангенциальным силам сдвига и высокое сопротивление сближению их под действием нагрузки.
Базовые масла не обеспечивают снижения трения и износа современных узлов трения. Они не обладают достаточной смазочной способностью. Повышение смазочной способности современных масел достигается при введении в их состав присадок – антифрикционных, противоизносных, противозадирных.
Р и с. Схема граничного слоя масла на поверхности металла:
О-- -полярная молекула; -- - неполярная молекула
Коэффициент трения | |
Р и с. Зависимость коэффициента трения от температуры для неполярного масла с присадками разного механизма действия: 1 – без присадок; 2 – с присадкой физико-химического (адсорбционного действия); 3 - с присадкой химического действия, реагирующей с металлом при температуре t0; 4 – с композицией указанных присадок |
Вязкостно-температурные свойства.Вязкость масла определяет надежность режима смазки в условиях гидродинамического трения и существенно влияет на охлаждающую способность масел, их утечку через уплотнения и пусковые свойства.
Вязкость масел зависит от состава и строения углеводородных компонентов. Вязкость возрастает с увеличением молярной массы этих компонентов, их цикличности и степени разветвленности. Вязкость возрастает и при увеличении содержания смолисто-асфальтеновых веществ. В зависимости от условий работы машин и механизмов (температуры, нагрузок, скоростей) применяют товарные масла вязкостью от 4 – 6 мм2/с при 50оС до 60 – 70 мм2/с при 100оС.
Вязкостно-температурные свойства. (ИВ) и коэффициенты, выражающие соотношения вязкостей при различных температурах.
Даже в умеренных климатических условиях диапазон изменения температуры масла от холодного пуска зимой до максимального прогрева в подшипниках коленчатого вала или в зоне поршневых колец составляет до 180 -190оС. Вязкость минеральных масел в интервале температур от -30 до +150оС изменяется в тысячи раз.
Р и с. А – максимальная вязкость ν1, при которой возможен пуск двигателя при низких температурах; Б – максимальная вязкость ν2, при которой еще обеспечиваются условия охлаждения и разбрызгивания масла: В – минимальная вязкость ν3, при которой отсутствует утечка масла и обеспечивается герметичность системы; Г – минимальная вязкость ν4, при которой обеспечивается гидродинамический режим смазки (создается «жидкостный клин») |
Вязкостно-температурные свойства загущенных масел таковы, что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур – летним. Недостатком загущенных масел является низкая стабильность к механическим и термическим воздействиям. В узлах трения происходит постепенная деструкция полимера, и вязкостно-температурные свойства загущенных масел ухудшаются. Скорость и глубина деструкции определяются химической природой и молекулярной массой присадки, а также температурой, нагрузкой и другими факторами.
Р и с. Вязкостно-температурные характеристики масел: 1 – летнего; 2 – зимнего; 3 – загущенного всесезонного; 4 – максимальная вязкость при холодном пуске; 5 – минимальная необходимая высокотемпературная вязкость | |