Металлы. Особенности строения. Классификация. Свойства.
Цель урока: Систематизировать сведения о строении и свойствах металлов.
Задачи урока:
- Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
- На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций
- Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.
2. актуализация знаний
- Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов. Сплавы”.
- Работа по группам. Класс делится на 3 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). Задания для групп может быть следующее:
Задание для группы № 1
Варианты вопросов:
- Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
- Тип химической связи в металлах? (металлическая);
- Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (электроны);
- Какую плотность имеют легкие металлы (менее 5 г/см3);
- Самый легкий металл? (литий);
- Лучшие проводники электричества среди металлов? (серебро и медь);
- Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
- Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
- Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
- Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)
Задание для группы № 2
Решение задачи по теме “Сплавы”:
Вычислите количества вещества меди и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг. мельхиора.
Задание для группы № 3.
Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.
На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.
3. Формирование новых знаний.
Учитель проговаривает основные задачи урока
Мы должны к заключению урока:
- знать общие химические свойства металлов;
- уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
- получить навыки проведения химических реакций.
Актуально задать обучающимся вопрос: “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”
Химические свойства металлов
Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.
1. Взаимодействуют с неметаллами.
Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.
2. Взаимодействие с водой.
С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2
Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
3. Взаимодействие с кислотами
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
- Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
- Полученная соль должна быть растворимой;
- Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.
Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.
2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4. Взаимодействие с солями
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
- Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
- Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы
Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:
Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu
Общий вывод по этапу формирование новых знаний:
Металлы вступают в реакцию:
- С неметаллами
- С водой
(с учетом условий)
- С кислотами
(с учетом правил ряда напряжений металлов)
- С солями
(с учетом правил ряда напряжений металлов)
4. Закрепление изученного материала
На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторных опытов по изучению химических свойств металлов.
- Взаимодействие кальция с кислородом;
- Взаимодействие цинка с соляной кислотой;
- Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)
Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.
5. Подведение итогов (рефлексия)
А) Что я узнал о химических свойствах металлов?
Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов?
В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?
6. Домашнее задание с комментариями
- Изучить гл.7 и 8
- ЗАПОМНИТЬ! Химические свойства металлов
- Выполнить письменно задания: № 1-3
Теория