В дизелях используется очень обедненная смесь. Отношение воздуха к топливу в дизелях на полной нагрузке колеблется от 17:1 до 29:1, а на холостом ходе или без нагрузки до 145:1.
Европейские стандарты выхлопных газов для тяжелых дизельных двигателей, г/кВт-ч (дымность в m−1)
Чтобы не выпасть из конкурентной борьбы, семь европейских производителей грузовых автомобилей и автобусов марок — DAF, Iveco, Mercedes-Benz, MAN, Renault, Volvo, Scania — вложили значительные финансовые средства в подготовку новых серий тягачей и другой техники, соответствующих нормам Евро-6, которые уже успешно эксплуатируются на дорогах EC.
Европейские стандарты выхлопных газов для легковых автомобилей (категория М*), г/км
Эксперты предполагают, что по этой причине после вступления в силу Евро-6 владельцы легковых дизельных машин в странах ЕС начнут активно отказываться от них в пользу других типов автомобилей, в том числе гибридов и электромобилей, которые в последнее время так широко пропагандируются.
Рис.17 |
Качественные характеристики дизельного топлива. Цетан С16Н34 (гексадекан)
За рубежом для характеристики воспламеняемости топлива наряду с цетановым числом используют дизельный индекс.Этот показатель нормируется и в отечественной технической документации на дизельное топливо, поставляемое на экспорт: ТУ 38.401-58-110-94.
Дизельный индекс (ДИ) вычисляют по формуле :
ДИ = tан d/100,
где tан – анилиновая точка (определяют в °С и пересчитывают в ,°F)
10F = (9,5°С + 32), d – плотность,.
Между дизельным индексом и цетановым числом топлива существует зависимость, представленная в таблице :
Зависимость цетанового числа от дизельного индекса
Дизельный индекс | |||||||
Цетановое число |
В отечественной нефтеперерабатывающей промышленности нормируется дизельный индекс.
Дизельный индекс определяют:
ДИ= (108А+32)(141,5-131,5 )/100 ,
где А- анилиновая точка испытуемого топлива, °С;
- относительная плотность топлива.
Введение Евро - 6 в 2015г. существенно ограничивает содержание выбросов твёрдых частиц (сажи) и оксидов азота, углерода.
Так Евро-6 для дизелей ограничивает выбросы СО до 0,5 г/км , NO до 0,08г/км. ( действует СО – 0,5г/км , NO – 0,23г/км ) В основном введение Евро – 6 затрагивает необходимость модернизации двигателей по сокращению выбросов и применение на автомобилях более эффективных катализаторов доокисления.
Топливо для газотурбинных установок.
Газотурбинный двигатель может работать на топливе любого вида – газообразном, жидком, твёрдом и пылевидном.
Транспортные газотурбинные двигатели работают только на жидком топливе.
Конструкция газотурбинного двигателя выглядит следующим образом
Во всех циклических тепловых двигателях чем выше температура сгорания , тем выше КПД.
Ракетное топливо
В ракетах для запуска космических аппаратов в настоящее время используются четыре вида топлива
Керосин + жидкий кислород. Это популярное дешевое топливо с великолепно развитой и отработанной линейкой двигателей и топливной инфраструктурой. Имеет неплохую экологичность. Лучше двигатели обеспечивают удельный импульс.
Конструкция ракетного двигателя выглядит следующим образом:
Реактивное топливо
В реактивном двигателе мощность турбины затрачивается только на привод компрессора, а тяга создаётся соплом.
В качестве основы топлива используется керосин. Для дозвуковой авиации вырабатывается сорта топлив ТС -1 ; Т – 1 ; Т – 1С ; Т – 2 ; РТ. Для сверхзвуковой авиации вырабатываются топлива Т – 6 ; Т 6В .
Топливо РТ получают гидроочисткой прямогонных фракций 135 – 2800С . В результате гидроочистки ухудшаются противоизностные свойства и химичнская стабильность топлива. Поэтому в РТ вводят противоизностные и антиокислительные присадки. Благодаря этому топливо РТ может храниться до 10 лет.
Топливо Т -6 для сверхзвуковой авиации получают путём глубокого гидрирования прямогонных фракций 195 – 3150С полученных из подходящих нафтеновых нефтей.
В реактивные топлива добавляются присадки – антистатическая, противоводокристаллизационная, антиокислительная, противоизностная.
Турбовальные двигатели
Печное бытовое топливо.
Печное бытовое топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичных процессов.