Коэффициент а для нормальной горючей смеси равен единице.
В процессе сгорания участвует не только кислород воздуха , но и кислород, в том или ином количестве содержащийся в самом топливе. Поэтому состав нормальной смеси для разных сортов бензина будет отличаться.
Обеднённой (а = 1,1 …1,15) называют смесь, в которой имеется незначительный избыток воздуха по сравнению с нормальной смесью,
а Бедной (а больше 1,2) – смесь, в которой воздуха существенно больше, необходимого для полного сгорания бензина.
Обогащённая смесь (а = 0,85 – 0,9) имеет недостаток воздуха – до 13 кг на 1 кг топлива. Скорость горения обогащённой смеси возрастает, в результате чего давление газов в цилиндрах двигателя увеличивается , смесь позволяет развивать двигателю максимальную мощность, но при этом общий расход увеличивается из – за неполноты его сгорания. При больших нагрузках целесообразно работать на обогащённой смеси.
Богатая смесь имеет значительный недостаток воздуха ( а менее 0,85). В такой смеси из – за нехватки кислорода бензин сгорает неполностью, что вызывает снижение мощности двигателя при значительном расходе. В результате догорания несгоревшего топлива в выпускном трубопроводе возникают хлопки.
При чрезмерном обогащении смеси, когда содержание воздуха достигает 5 кг на 1 кг бензина топливо совсем не воспламеняется.
Смесь, в которой на 1 кг бензина приходится 15 кг воздуха (со стандартным содержанием кислорода), принято называть нормальной
Если быть точным, смесь в соотношении бензина и воздуха в соотношении 1:14,7 называют стехиометрической. Если на ней работает двигатель, его мощность достаточно высока при неплохой экономичности:.
Уменьшим поступление воздуха до 12,5 - 13 кг. Смесь обогатится (бензином) - станет мощностной, потому что, сгорая в цилиндрах наиболее быстро, создает максимальное давление на поршни, а значит высокую мощность. Правда, экономичность ухудшается на 15-20%.
Если при сгорании на 1 кг бензина затрачивается от 13 до 15 кг воздуха смесь называют обогащенной, если менее 13 кг воздуха -богатой.
Дальнейшее обогащение 5-6 кг воздуха на 1 кг топлива приводит к тому, что способность смеси к воспламенению ухудшается настолько, что двигатель может остановиться. Если соотношение бензина и воздуха станет 1:5, то смесь не воспламеняется.
Зависимость основных характеристик двигателя от состава топливно-воздушной смеси
Если стремиться к экономичности, воздуха к смеси следует немного добавить - до 15-17 кг на 1 кг бензина. Такую смесь называют обедненной. Расход бензина становится минимальным, правда потеря мощности до 8-10% в сравнении с "мощностной". Если воздуха свыше 17 кг - смесь такого состава называют бедной. Смесь при соотношении бензина и воздуха 1:21 и более не воспламеняется.
Различают три способа смесеобразования для поршневых двигателей: внутренний способ, когда процесс перемешивания происходит непосредственно в объеме цилиндра; внешний способ — когда смесь получают вне объема цилиндра, например во впускном коллекторе; и смешанный, или комбинированный способ смесеобразования, при котором первый этап перемешивания протекает вне цилиндра, а второй — внутри цилиндра.
Соотношение 1/14,7 для бензина и воздуха является стехиометрическим, так как оно соответствует законам строгого количестаенного соотношения масс веществ, участвующих в химической реакции горения.
Для того чтобы поддерживать состав топливовоздушного заряда близким к стехиометрическому, процессом приготовления топливовоздушной смеси приходится постоянно управлять путем увеличения или уменьшения количества подаваемого в систему смесеобразования бензина. Наиболее качественно это реализуется в современных системах впрыска бензина с электронным управлением электромагнитными форсунками. Повышение содержания бензола в бензинах влияет на экологическую безопасность (как источник образования бенз-а пирена).
Высокое содержание ароматических углеводородов (особенно высококипящих) приводит к повышенному нагарообразованию в камерах сгорания и клапанах, что ухудшает эксплуатационные характеристики двигателя такие как кпд, мощность, экономические и экологические.
Образование нагара в камере сгорания вызывает увеличение требуемого октанового числа топлива, а при неизменном октановом числе приводит к работе с детонацией или резкому падению мощности.
Исследования показали, что для нового двигателя , долго эксплуатировавшегося , разница в требованиях в октановых числах используемого топлива до и после начала эксплуатации двигателя может доходить до 10 октановых единиц.
Повышение содержания бензола в бензинах влияет на экологическую безопасность (как источник образования бенз-а пирена).
Высокое содержание ароматических углеводородов (особенно высококипящих) приводит к повышенному нагарообразованию в камерах сгорания и клапанах, что ухудшает эксплуатационные характеристики двигателя такие как кпд, мощность, экономические и экологические.
Исследования показали, что для нового двигателя , долго эксплуатировавшегося , разница в требованиях в октановых числах используемого топлива до и после начала эксплуатации двигателя может доходить до 10 октановых единиц.
При эксплуатации двигателя нагар по времени образуется неравномерно. Основное количество нагара образуется в начале эксплуатации автомобиля.
Экспериментально доказано, что после пробега автомобиля 10 – 15 тыс.км. наступает некоторое равновесное состояние и при дальнейшей работе двигателя количество нагара изменяется незначительно. Равновесие достигается вследствие того, что химические реакции и термическое воздействие совместно с газовыми потоками вызывает выгорание и удаление нагаров из камеры сгорания примерно с той же скоростью , с какой они образуются в данный момент.
Углеводородный состав бензинов является одним из главных факторов, определяющих их склонность к нагарообразованию и зависит от содержания в них непредельных и ароматических углеводородов.
Октановые числа ароматических углеводородов:
Углеводород | исследовательский | моторный | дорожное |
Бензол (Ткип = 80 °С) | |||
Толуол (Ткип = 111 °С) | |||
пара-Ксилол (Ткип = 138 °С) | |||
мета-Ксилол(Ткип = 139 °С) | 109,5 | ||
oртo-Ксилол (Ткип = 144 °С) | |||
Этилбензол (Ткип = 136 °С) | 102,5 | ||
Сумма ароматики С9 | 107,5 | ||
Сумма ароматики С10 |
Процессы каталитического риформинга осуществляются в присутствии бифункциональных катализаторов — платины, чистой или с добавками рения, иридия, галлия, германия, олова, нанесённой на активный оксид алюминия с добавкой хлора. Платина выполняет гидрирующие-дегидрирующие функции, она тонко диспергированна на поверхности носителя, другие металлы поддерживают дисперсное состояние платины.
Носитель — активный оксид алюминия обладает Бренстедовскими и Льюисовскими кислотными центрами, на которых протекают карбонийионные реакции: изомеризация нафтеновых колец, гидрокрекинг парафинов и частичная изомеризация низкомолекулярных парафинов и олефинов.
Температура процесса 480-520 °C, давление 15-35 кгс/см². Следует отметить, что большое содержание ароматических углеводородов в бензине плохо сказывается на эксплуатационных и экологических показателях топлива. Повышается нагарообразование и выбросы канцерогенных веществ.
Особенно это касается бензола, при сгорании которого образуется бензпирен — сильнейший канцероген.
Склонность к нагарообразованию таких бензинов обуславливается количеством и строением ароматических углеводородов.
Исследовались смеси бензина прямой перегонки с индивидуальными ароматическими углеводородами различного строения и с бензином каталитического риформинга, содержащего 66 – 69% ароматических углеводородов.
Установлено, что количество нагара в камере сгорания накапливается при работе двигателя на малых нагрузках, по мере увеличения нагрузки и повышения температурного режима двигателя начинается обратный процесс– выжигания нагара. Этот процесс усиливается на режимах , близких к полному открытия дросселя.
Исследования показали, что содержание значительного количества ароматических углеводородов в бензине не только повышает склонность к отложению нагара, но и увеличивает способность нагара прочно удерживаться на поверхности деталей камеры сгорания.
Так при работе двигателя на бензине не содержащем ароматических углеводородов, на режиме полной нагрузки выгорает примерно 70% нагара, а при работе на бензине содержащем 69% ароматики, выгорает только 20% нагара ( в течении 30 часов).
Установлено, что при содержании ароматических углеводородов в бензине свыше 40% происходит резкий рост нагарообразования.
Содержание других компонентов в бензине позволяет удержать падение О.Ч. при снижении ароматических углеводородов. Особое внимание заслуживает вовлечение оксигенатов.
Современные электронные системы управления двигателем практически исключили работу двигателя с детонацией.
· Степень сжатия современных двигателей составляет 10 : 1 – 11,1 : 1.
· Двигатели, имеющие систему управления с датчиками детонации позволяют поднять степень сжатия до 13 : 1. Такие системы регулируют угол опережения зажигания в каждом отдельном цилиндре.
· Двигатели с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания могут работать с повышенной степенью сжатия.
· Степень сжатия дизельных двигателей лежит в пределах 14,1 – 23 : 1.
· Двигатели с принудительным нагнетанием воздуха в цилиндры (турбокомпрессор или механический нагнетатель) как бензиновые, так и дизельные имеют более низкую степень сжатия по сравнению с атмосферными двигателями. Это вызвано тем, что перед началом такта сжатия в цилиндре находится большая масса воздуха (и топлива).