Периодический закон и система элементов.
Вариант № 1
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Периодический закон и система элементов.
Закон был открыт в1869 году Д.И. Менделеевым.
Закон: Свойства элементов, а так же свойства соответствующих им веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.
Заряд ядра атома и количество электронов в нем определяются порядковым номером элемента. Число энергетических уровней (электронных соев) соответствует номеру периода. Число валентных электронов (для элемента в главных подгрупп соответствует номер группы).
Строение атома:
Модель состояния электрона в атоме называется электронным облаком. Место наиболее вероятного нахождения электрона называется орбиталь . Заполнение энергетических уровней и подуровней идет согласно следующей схеме:
Каждая орбиталь заполняется электронами сначала по одиночке, а потом они спариваются.
Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
Теория была сформулирована в 1861 году русским ученым А.М. Бутлеровым. Он считал, что последовательность соединенных атомов в молекулах – это их химическое строение, структура (валентность углерода IV и каждая единица валентности обозначается черточкой).
1. Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, они соединяются друг с другом в определенной последовательности, согласно их валентности (C IV).
2. Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности в соединенных атомов в молекуле. От порядка взаимного влияния друг на друга.
3. Химические формулы, в которых изображен порядок соединения атомов в молекулах, называется структурными формулами или формулами строения.
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача экспериментальная.
Как опытным путем отличить алкан (предельный углеводород) от алкена (непредельный углеводород)? Например: этан и этилен.
При пропускании этилена (этена) через бромную воду или перманганат калия расцвет обесцвечивается. Этан такую реакцию не дает.
Э Т А Л О Н
к варианту 2
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 2 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 2 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 2
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Строение атома. Изотопы
В 1932 г была разработана протонно-нейтронная теория ядра, согласно которой ядра атомов состоят из протонов и нейтронов.
Атом – это электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра (образованного протонами и нейтронами) и электронов.
Атомное ядро каждого химического элемента характеризуется строго определенным числом протонов Z (т.е. определенным положительным зарядом) в нем, равным порядковому номеру химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева. Число нейтронов N в атомах одного и того же элемента может быть различным. Следовательно, различными будут и относительные атомные массы (A = Z + N) у этих атомов. Такие разновидности атомов называют изотопами.
Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд атомного ядра (одинаковое число протонов в нем), но разную относительную атомную массу (разное число нейтронов).
Задача экспериментальная.
Даны вещества: раствор щелочи, кислота, вода. Как определить каждое из них?
В каждую из пробирок добавить лакмус. В кислоте окрасится в красный цвет, в щелочи в синий, в воде - не изменится.
Э Т А Л О Н
к варианту 3
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 3 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 3 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 3
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Задача экспериментальная.
Э Т А Л О Н
к варианту 4
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 4 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 4 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 4
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Э Т А Л О Н
к варианту 5
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 5 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 5 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 5
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Задача экспериментальная.
Э Т А Л О Н
к варианту 6
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 6 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 6 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 6
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Задача экспериментальная.
Э Т А Л О Н
к варианту 7
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 7 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 7 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 7
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Задача экспериментальная.
Э Т А Л О Н
к варианту 8
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 8 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 8 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 8
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Задача.
Э Т А Л О Н
к варианту 9
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 9 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 9 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 9
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции
2. Жиры: характеристика, физические и химические свойства, применение.
Часть 2. Выполните практическое задание
3. Задача на вычисление продукта реакции. (если одно из веществ в избытке).
Вычислите объем водорода образующегося в результате взаимодействия цинка массой 16,25г с серной кислотой массой 19,6г?
Э Т А Л О Н
к варианту 10
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 10 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 10 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 10
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1.Общая характеристика неметаллов: характеристика, физические и химические свойства, применение.
2.Каучук: характеристика, физические и химические свойства, применение.
Часть 2. Выполните практическое задание
3.Задача на вычисление процентного состава веществ (массовой доли элемента в составе)
Вычислите массовые доли элементов в оксиде алюминия Al2O3.
Э Т А Л О Н
к варианту 11
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 11 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 11 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 11
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1. Характеристика элементов VII группы главной подгруппы. Фтор и хлор: характеристика, физические и химические свойства, применение.
2. Глюкоза: характеристика, физические и химические свойства, применение.
Часть 2. Выполните практическое задание
3. Задача на определение количества исходных веществ.
Какое количество серной кислоты составляет массу 294г?
Э Т А Л О Н
к варианту 12
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 12 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 12 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 12
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1. Оксиды: характеристика, свойства и приминение.
2. Общая характеристика высокомолекулярных соединений. Полимеры.
Часть 2. Выполните практическое задание
3. Задача на составление термохимического уравнения.
Какое количество теплоты выделится при сгорании угля массой 500 г?
Э Т А Л О Н
к варианту 13
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 13 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 13 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 13
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Задача экспериментальная.
Доказать, что в веществе сульфат меди содержатся ионы Cu и ионы SO4.
Разольем на 2 пробирки. В одну пробирку добавим гидроксид калия - синий осадок. В другую пробирку хлорид бария – белый осадок. Следовательно сульфат меди содержит ионы меди и SO4
Э Т А Л О Н
к варианту 14
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 14 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 14 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 14
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Э Т А Л О Н
к варианту 15
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 15 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 15 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 15 из 25
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1. Характеристика элементов V группы главной подгруппы. Азот и фосфор: характеристика, физические и химические свойства, применение.
2. Спирты: характеристика, физические и химические свойства, применение.
Часть 2. Выполните практическое задание
3. Задача на вычисление массы продукта реакции из исходного вещества с примесями.
Вычислите массу оксида кальция, которую можно получить при прокаливании известняка массой 500г, содержащего 8% примесей.
Э Т А Л О Н
к варианту 16
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 16 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 16 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 16 из 25
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1. Общая характеристика металлов.
2. Аминокислоты: характеристика, физические и химические свойства, применение.
Часть 2. Выполните практическое задание
3. Задача экспериментальная.
Даны вещества: многоатомный спирт глицерин и одноатомный спирт этанол. Как определить эти вещества?
Э Т А Л О Н
к варианту 17
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 17 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 17 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 17 из 25
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1. Кислоты. Классификация кислот. Состав. Свойства. Применение.
2. Крахмал и целлюлоза: характеристика, физические и химические свойства, применение.
Часть 2. Выполните практическое задание
3. Задача экспериментальная.
Как получить газ оксид углерода IV (углекислый газ)? Опытным путем докажите, что выделившийся газ есть оксид углерода IV.
Э Т А Л О Н
к варианту 18
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 18 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 18 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 18 из 25
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Э Т А Л О Н
к варианту 19
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 19 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 19 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 19 из 25
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
1. Теория электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД.
2. Пластмассы. Классификация. Особенности строения и свойства.
Часть 2. Выполните практическое задание
3. Задача экспериментальная.
Даны вещества: уксусная и муравьиная кислота. Как определить каждое вещество?
Э Т А Л О Н
к варианту 20
Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:
Вариант № 20 из 25 вариантов
Время выполнения заданий:
Вариант № 20 45 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)
Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование
Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы
Рекомендации по проведению оценки:
1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.
Вариант № 20
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Электролиз.
Электролизом называют окислительно-восстановительные реакции, протекающие на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита.
При плавлении электролиты распадаются на ионы, только вотличие от ионов в водных растворах такие ионы не гидратированы. При пропускании электрического тока через расплав ионы направляются к противоположно заряженным электродам и разряжаются на них.
Рассмотрм электролиз расплава хлорида натрия:
NaCl = Na+ + Cl-
Катионы натрия направляются к катоду и разряжаются на нем, т.е. восстанавливаются:
Na+ +1e- → Na0
Хлорид-анионы направляются к аноду и разряжаются на нем, т.е. окисляются:
2Cl- - 2e- → Cl02
Итоговое уравнение электролиза расплава хлорида натрия:
2 NaCl(расплав) → 2Na + Cl2/
Активные металлы получают не только из солей, но так же из расплавов других соединений, например оксидов.
Второй тип электролиза, используемого в промышленности – это электролиз растворов.
В этом процессе приходится учитывать не только те ионы, которые диссоциирует электролит, но так же и ионы, образующиеся при очень незначительной диссоциации молекул воды.
2NaCl +2H2O → 2NaOH + H2↑ + Cl2↑
В промышленности электролиз находит широкое применение:
· Для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия;
· Для получения галогенов, водорода и кислорода;
· Для нанесения металлических покрытий на поверхность изделий – никелирование, хромирование, золочение (общее название таких процессов – гальваностегия);
· Для изготовления рельефных металлических копий (гальванопластика);
· Для очистки цветных металлов от примесей (рафинирование)
Изомерия. Виды изомерии.
CH3 – CH2 – CH2 – CH3 CH3 – CH – CH2
н –бутан CH3
(tкип = -0,50С) изобутан
(tкип = -11.7 0С)
Существует два основных типа изомерии – структурная и пространственная.
Структурными называют изомеры, имеющие различный порядок соединения атомов в молекуле. Пространственные изомеры имеют одинаковые заместители у каждого атома.
В соответствии с принятой классификацией различают три вида структурной изомерии.
Изомерия углеродного скелета. Соединения отличаются порядком расположения углерод-углеродных связей, например рассмотренные н –бутан и изобутан. Именно этот вид изомерии характерен для алканов.
Изомерия положения кратной связи (С=С,С≡С) или функциональной группы (т.е. группы атомов, определяющих принадлежность соединения к тому или иному классу органических соединений), например:
CH2 = CH – CH2 – CH3, CH3 –CH = CH – CH3,
Бутен-1 бутен-2
или
CH3 – CH2 – CH2 – OH, CH3 –CH – CH3,
OH
Пропанол-1 пропанол -2
Межклассовая изомерия. Изомеры этого вида изомерии относятся к разным классам органических веществ органических соединений, например рассмотренные выше этиловый спирт (класс предельных одноатомных спиртов) и диметиловый эфир (класс простых эфиров).
Различают два вида пространственной изомерии: геометрическую и оптическую.
Геометрическая изомерия характерна, прежде всего, для соединений с двойной углерод-углеродной связью, так как по месту такой связи молекула имеет плоскостное строение.
Оптической изомерией обладают, например, вещества, молекулы которых имеют ассиметрический, или хиральный, атом углерода, связанный с четырьмя различными заместителями.
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача экспериментальная.
Получите гидроксид алюминия Al(OH)3 и докажите, что это амфотерное соединение.
Для получения гидроксида алюминия нужно взять любую соль алюминия и добавить гидроксид натрия или калия – образуется белый осадок. Для доказательства его амфотерности проведем реакцию с соляной кислотой и гидроксидом натрия. В обоих случаях осадок растворится.
Вариант № 1
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:
Периодический закон и система элементов.
Закон был открыт в1869 году Д.И. Менделеевым.
Закон: Свойства элементов, а так же свойства соответствующих им веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.
Заряд ядра атома и количество электронов в нем определяются порядковым номером элемента. Число энергетических уровней (электронных соев) соответствует номеру периода. Число валентных электронов (для элемента в главных подгрупп соответствует номер группы).
Строение атома:
Модель состояния электрона в атоме называется электронным облаком. Место наиболее вероятного нахождения электрона называется орбиталь . Заполнение энергетических уровней и подуровней идет согласно следующей схеме:
Каждая орбиталь заполняется электронами сначала по одиночке, а потом они спариваются.