Лабораторно-практическое занятие «Качественные реакции на витамины»
Часа
Цель:рассмотреть классификацию и биологическую роль витаминов в организме; изучить качественные реакции на витамины и отработать методику проведения данных реакций.
Оборудование: весы технические, скальпель, пробирки, пипетки, ступка фарфоровая, воронки стеклянные, толченное стекло, фильтры бумажные, стеклянные палочки, колбы конические на 100 мл.
Реактивы: 0,1% раствор йода в йодите калия (р-р Люголя), свежеприготовленный насыщенный раствор гексацианоферрата (III) калия, свежеприготовленный 0,01% раствор 2,6-дихлорфенолиндофенола, 1%, 2% и 5% раствор хлорного железа FeCl3, 10% раствор HCl, порошок тиамина, 5% водный раствор витамина В6, никотиновая кислота, рыбий жир, 0,1 % спиртовой раствор витамина Е, 1% раствор сульфаниловой кислоты, 5% раствор нитрита натрия, 10% раствор карбоната натрия, дистиллированная вода, кристаллический хлорид железа (III), 10% раствор уксусной кислоты, 5% раствор ацетата меди (II), хлороформ, серная, соляная и азотная кислоты (конц.), раствор Br2 в хлороформе, смесь анилина с конц. соляной кислотой (15:1), порошок аскорбиновой кислоты, ледяная уксусная кислота, 5% раствор FeSO4, раствор брома в хлороформе, сахароза, 30% раствор гидроксида натрия или калия, изобутиловый спирт, 5% раствор ацетата меди (II), 5% раствор гидросульфита натрия,3% раствор витамина РР, гранулы металлического цинка, раствор витамина В2 (рибофлавина).
Материал:клубни картофеля, капуста, яблоко, чай, молоко.
«Все – яд. И все – польза. Все дело в количестве»
(народная мудрость)
План занятия
I. Теоретический практикум.
II. Лабораторный практикум
III.Решение задач и выполнение упражнений.
Основная литература:
1. Филлипович С.Б., Ковалевская Н.И., Севастьянова Г.А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005. – 254 с.
2. Проскурина И.К. Биохимия: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 235с.
3. Филлипович С.Ю., Коничев А.С., Севастьянова Г.А.Биохимические основы жизнедеятельности человека: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 404с.
Дополнительная литература:
1. Основы биохимии: Учебник для студ. биол. спец. универ. /А.А. Анисимов, А.Н.Леонтьева, И.Ф. Александрова и др. – М.: Высшая школа, 1986. – С.470-493.
2. Ленинджер А. Л. Основы биохимии в 3-х томах. – М.: Мир, 1985.- Т1 – С. 273-299.
3. Березов Т.Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф Коровкин. – М.: Москва, «Медицина», 2007.- С.124-138.
4. Сидорская Э.А. Витамины / Сидорская Э.А., Афиногенова С.Г. – Арзамас: АГПИ, 1990.
Методические рекомендации к занятию
При подготовке к занятию необходимы знания об истории изучения, классификации, характерных особенностях строения, свойствах и биологической роли разных групп витаминов; знания о физико-химических свойствах витаминов, качественных реакций на витамины и уравнений реакций, лежащих в их основе. Подготовку докладов по витаминам осуществлять по нижеприведенному плану.
При оформлении работы качественные реакции на витамины необходимо сопровождать рисунками с наблюдаемыми в пробирках внешними признаками реакций. В конце работы формулируется вывод.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Вопросы для контроля знаний:
1. Биоактивные соединения и их группы.
2. Общее понятие о витаминах и их классификации.
3. Биологическая роль витаминов.
4. Физико-химические свойства витаминов.
5. А-, гипо, -гипервитаминозы.
6. Витамерия.
7. Витаминоподобные соединения.
8. Антивитамины, антибиотики.
9. Качественные реакции на витамины.
ДОКЛАДЫ СТУДЕНТОВ по отдельным витаминам с мультимедийной презентацией по плану:
1.Актуальность темы.
2.Название и место в классификации.
3. Формула и химическое строение.
4. Биологическая роль в обмене веществ.
5. Пищевые источники.
6. Суточная потребность.
7. Признаки и последствия гипер-, гипо- и авитаминоза.
8. Выводы.
Перечень важнейших витаминов:
1. | витамин А (ретинол) |
2. | витамин Д (кальциферол) |
3. | витамин Е (токоферол) |
4. | витамин К (филлохинон) |
5. | витамин В1 (тиамин); |
6. | витамин В2 (рибофлавин) |
7. | витамин В3 (пантотеновая кислота) |
8. | витамин РР (никотинамид) |
9. | витамин В6 (пиридоксин) |
10. | витамин В12 (цианокобаламин) |
11. | витамин Р(рутин) |
12. | витамин С |
13. | витамин Н |
14. | витамин В9 (фолиевая кислота) |
Требования к выступлению с докладом
- актуальность темы;
- чёткость и доступность изложения;
- наличие выводов;
- свободное владение содержанием;
- умение заинтересовать аудиторию;
- самостоятельность изложения;
- наличие компьютерной презентации или других средств наглядности;
- продолжительность - не более 5-7 минут (необходимо предварительно выверить доклад).