Раздел 4. Интеграция метаболизма.
Метаболизм: обмен веществ и энергии в организме как единое целое - неотделимое свойство живого. Биоэнергетика, биологическое окисление, окислительное фосфорилирование. Катаболизм, анаболизм. Общие положения о взаимосвязи обмена веществ в организме. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и белков. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и углеводов. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и липидов. Взаимосвязь белкового и углеводного обмена. Взаимосвязь обмена углеводов и липидов. Регуляция обмена веществ.
Биохимические основы скоростно-силовых качеств спортсменов и методов их развития. Биохимические основы выносливости. Биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом
Тематическое планирование аудиторных занятий дисциплины
«Биохимия человека»
Тематика и содержание лекционного курса (8 часов)
п/п | Название темы | Основные вопросы |
1-2. | Химический состав организма | Белки, жиры, углеводы, гормоны, нуклеиновые кислоты, мин.вещества |
3. | Общие представления о метаболизме. Катаболизм | Распад белков, жиров, углеводов, биохимические процессы. Сравнение путей ресинтеза АТФ . |
4. | Анаболизм | Синтез белков, жиров, углеводов, биохимические процессы |
Тематика и содержание лабораторно-практических занятий (ЛПЗ)
(12 часов)
п/п | Название | Формы работы на занятии. Основные вопросы |
1. | ЛПЗ. «Качественные реакции на белки. Реакции осаждения белков» (3 часа) | 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устное сообщение по выбранной незаменимой аминокислоте. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Незаменимые аминокислоты» 4. Лабораторная работа №1 «Качественные реакции на аминокислоты. Реакции осаждения белков» 5. Оформление и отчёт по лабораторной работе №1 (собеседование по вопросам в л.р.). 6. Решение задач и выполнение упражнений. |
2. | ЛПЗ. «Белки – ферменты. Физико-химические свойства ферментов» (3 часа) | 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устное сообщение по выбранному белку. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Важнейшие белки в организме человека» 4. Лабораторная работа №2 «Физико-химические свойства ферментов» 5. Оформление и отчёт по лабораторной работе №2 (собеседование по вопросам в л.р.). 6. Решение задач и выполнение упражнений. |
3. | ЛПЗ. «Качественные реакции на витамины» (3 часа) | 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Доклад с мультимедийной презентацией по витамину. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Характеристика важнейших витаминов» 4.Лабораторная работа №3 «Качественные реакции на витамины» 4. Оформление и отчёт по лабораторной работе №3. (собеседование по вопросам в л.р.). 5. Решение задач и выполнение упражнений. |
4. | Семинар«Биохимия спорта»» (3 часа) | 1.Доклады по выбранной теме реферата (список см.дополнительно). 2. Решение задач и выполнение упражнений 3. Итоговое тестирование по дисциплине «Биохимия человека». |
Тема 1. Аминокислоты. Белки.
Лабораторно-практическое занятие
«Качественные реакции на белки. Реакции осаждения белков»
Часа
Цель: повторить основные правила работы и техники безопасности в химической лаборатории; изучить качественные реакции на белки, обусловленные особенностями их строения; изучить реакции осаждения белков под действием различных реагентов
Оборудование: фильтры бумажные, воронка стеклянная, набор пробирок стеклянных химических, водяная баня.
Реактивы: растворы белков, уксусная кислота (1%-ная и 10%-ная), хлорид натрия, гидроксид натрия (10%-ный), азотная, соляная, серная и уксусная кислоты (конц.), трихлоруксусная кислота (5%-ная), сульфосалициловая кислота (20%-ная), сульфат меди (5%-ный), ацетат свинца (5%-ный), соляная кислота (5%-ная), этиловый спирт, нитропруссид натрия (5%-ный), 1%-ный нингидрин в 95%-ном растворе ацетона, гидроксид аммония (конц.).
Основная литература:
1. Филлипович С.Б., Ковалевская Н.И., Севастьянова Г.А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2005. – 254 с.
2. Проскурина И.К. Биохимия: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 235с.
3. Филлипович С.Ю., Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Биохимические основы жизнедеятельности человека: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005.– 404с.
Дополнительная литература:
1. Основы биохимии: Учебник для студ. биол. спец. универ. /А.А. Анисимов, А.Н.Леонтьева, И.Ф. Александрова и др. – М.: Высшая школа, 1986. – С.34-52.
2. Грин Н. Биология в 3-х томах / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. – М.: Мир, 1993.- С.170-172.
3. Ленинджер А. Л. Основы биохимии в 3-х томах. – М.: Мир, 1985.- Т1 - С.107-133.
4. Марри Р. Биохимия человека в 2-х томах. Мари Р., Греннер Д. и др. – М.: Мир, 1993. - Т1 – С.-21-33.
5.Березов Т.Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф Коровкин. – М.: Медицина,2007.- С.9-15.
Методические рекомендации к занятию
При подготовке к занятию необходимы знания техники безопасности при работе с химическими реактивами и правила оказания первой медицинской помощи; знания состава и свойств белков, механизмов осаждения и высаливания белков, основных денатурирующих факторов; умения по вычислению заряда аминокислот в различных средах, суммарного заряда пептидов и белков. При выполнении лабораторного практикума необходимы знания общих качественных реакций на протеиногенные аминокислоты и характерных цветных реакций на отдельные аминокислоты, входящие в состав белков; знания механизмов реакций осаждения белков.
Для лучшего усвоения материала при оформлении работы цветные реакции на белки необходимо сопровождать рисунками с наблюдаемыми в пробирках внешними признаками реакций. В конце работы формулируется вывод.
План занятия
I.Теоретический практикум.
II. Лабораторный практикум.
III.Решение задач и выполнение упражнений.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Вопросы для контроля знаний:
1. Общие свойства и строение аминокислот.
2. Формулы аминокислот.
3.Классификация аминокислот.
4. Метаболизм аминокислот.
5. Конечные продукты распада аминокислот. Пути обезвреживания аммиака в организме. Орнитиновый цикл.
6. Физико-химические свойства белков.
6. Физические и химические факторы, вызывающие денатурацию белка.
7. Процессы, лежащие в основе денатурации и высаливания белков.
Устные сообщения студентов по отдельным незаменимым аминокислотам по плану:
1. Название аминокислоты и ее место в классификации
2. Суточная потребность.
3. Пищевые источники.
4. Биологическая роль.