Раздел 4. Интеграция метаболизма.

Метаболизм: обмен веществ и энергии в организме как единое целое - неотделимое свойство живого. Биоэнергетика, биологическое окисление, окислительное фосфорилирование. Катаболизм, анаболизм. Общие положения о взаимосвязи обмена веществ в организме. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и белков. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и углеводов. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и липидов. Взаимосвязь белкового и углеводного обмена. Взаимосвязь обмена углеводов и липидов. Регуляция обмена веществ.

Биохимические основы скоростно-силовых качеств спортсменов и методов их развития. Биохимические основы выносливости. Биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом

Тематическое планирование аудиторных занятий дисциплины

«Биохимия человека»

Тематика и содержание лекционного курса (8 часов)

п/п Название темы Основные вопросы
1-2. Химический состав организма Белки, жиры, углеводы, гормоны, нуклеиновые кислоты, мин.вещества
3. Общие представления о метаболизме. Катаболизм Распад белков, жиров, углеводов, биохимические процессы. Сравнение путей ресинтеза АТФ .
4. Анаболизм Синтез белков, жиров, углеводов, биохимические процессы

Тематика и содержание лабораторно-практических занятий (ЛПЗ)

(12 часов)

п/п Название Формы работы на занятии. Основные вопросы
1. ЛПЗ. «Качественные реакции на белки. Реакции осаждения белков» (3 часа) 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устное сообщение по выбранной незаменимой аминокислоте. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Незаменимые аминокислоты» 4. Лабораторная работа №1 «Качественные реакции на аминокислоты. Реакции осаждения белков» 5. Оформление и отчёт по лабораторной работе №1 (собеседование по вопросам в л.р.). 6. Решение задач и выполнение упражнений.  
2. ЛПЗ. «Белки – ферменты. Физико-химические свойства ферментов» (3 часа) 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устное сообщение по выбранному белку. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Важнейшие белки в организме человека» 4. Лабораторная работа №2 «Физико-химические свойства ферментов» 5. Оформление и отчёт по лабораторной работе №2 (собеседование по вопросам в л.р.). 6. Решение задач и выполнение упражнений.  
3. ЛПЗ. «Качественные реакции на витамины» (3 часа) 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Доклад с мультимедийной презентацией по витамину. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Характеристика важнейших витаминов» 4.Лабораторная работа №3 «Качественные реакции на витамины» 4. Оформление и отчёт по лабораторной работе №3. (собеседование по вопросам в л.р.). 5. Решение задач и выполнение упражнений.  
4. Семинар«Биохимия спорта»» (3 часа) 1.Доклады по выбранной теме реферата (список см.дополнительно). 2. Решение задач и выполнение упражнений 3. Итоговое тестирование по дисциплине «Биохимия человека».  

Тема 1. Аминокислоты. Белки.

Лабораторно-практическое занятие

«Качественные реакции на белки. Реакции осаждения белков»

Часа

Цель: повторить основные правила работы и техники безопасности в химической лаборатории; изучить качественные реакции на белки, обусловленные особенностями их строения; изучить реакции осаждения белков под действием различных реагентов

Оборудование: фильтры бумажные, воронка стеклянная, набор пробирок стеклянных химических, водяная баня.

Реактивы: растворы белков, уксусная кислота (1%-ная и 10%-ная), хлорид натрия, гидроксид натрия (10%-ный), азотная, соляная, серная и уксусная кислоты (конц.), трихлоруксусная кислота (5%-ная), сульфосалициловая кисло­та (20%-ная), сульфат меди (5%-ный), ацетат свинца (5%-ный), соляная кислота (5%-ная), этиловый спирт, нитропруссид натрия (5%-ный), 1%-ный нингидрин в 95%-ном растворе ацетона, гидроксид аммония (конц.).

Основная литература:

1. Филлипович С.Б., Ковалевская Н.И., Севастьянова Г.А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2005. – 254 с.

2. Проскурина И.К. Биохимия: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 235с.

3. Филлипович С.Ю., Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Биохимические основы жизнедеятельности человека: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005.– 404с.

Дополнительная литература:

1. Основы биохимии: Учебник для студ. биол. спец. универ. /А.А. Анисимов, А.Н.Леонтьева, И.Ф. Александрова и др. – М.: Высшая школа, 1986. – С.34-52.

2. Грин Н. Биология в 3-х томах / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. – М.: Мир, 1993.- С.170-172.

3. Ленинджер А. Л. Основы биохимии в 3-х томах. – М.: Мир, 1985.- Т1 - С.107-133.

4. Марри Р. Биохимия человека в 2-х томах. Мари Р., Греннер Д. и др. – М.: Мир, 1993. - Т1 – С.-21-33.

5.Березов Т.Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф Коровкин. – М.: Медицина,2007.- С.9-15.

Методические рекомендации к занятию

При подготовке к занятию необходимы знания техники безопасности при работе с химическими реактивами и правила оказания первой медицинской помощи; знания состава и свойств белков, механизмов осаждения и высаливания белков, основных денатурирующих факторов; умения по вычислению заряда аминокислот в различных средах, суммарного заряда пептидов и белков. При выполнении лабораторного практикума необходимы знания общих качественных реакций на протеиногенные аминокислоты и характерных цветных реакций на отдельные аминокислоты, входящие в состав белков; знания механизмов реакций осаждения белков.

Для лучшего усвоения материала при оформлении работы цветные реакции на белки необходимо сопровождать рисунками с наблюдаемыми в пробирках внешними признаками реакций. В конце работы формулируется вывод.

План занятия

I.Теоретический практикум.

II. Лабораторный практикум.

III.Решение задач и выполнение упражнений.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Вопросы для контроля знаний:

1. Общие свойства и строение аминокислот.

2. Формулы аминокислот.

3.Классификация аминокислот.

4. Метаболизм аминокислот.

5. Конечные продукты распада аминокислот. Пути обезвреживания аммиака в организме. Орнитиновый цикл.

6. Физико-химические свойства белков.

6. Физические и химические факторы, вызывающие денатурацию белка.

7. Процессы, лежащие в основе денатурации и высаливания белков.

Устные сообщения студентов по отдельным незаменимым аминокислотам по плану:

1. Название аминокислоты и ее место в классификации

2. Суточная потребность.

3. Пищевые источники.

4. Биологическая роль.

Наши рекомендации