Т е х н о л о г и ч е с к и й у н и в е р с и т е т
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т
Имени К. Э. Ц И О Л К О В С К О Г О
Рекомендовано
в качестве методических указаний
для студентов 3-4 курсов
Учебно-методическим Советом
«МАТИ» - РГТУ имени К.Э.Циолковского
Кафедра «Общая химия, физика и химия КМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к курсовым работам и выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению 150100 «Материаловедение и технологии материалов»
Составили:
Бабаевский П.Г.
Лигачева Е.А.
Сазонова М.В.
Агапов И.Г.
Москва, 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
1 Тематика, цель и задачи КР и ВКРБ…………………………………4
2 Объем, содержание и структура работы...…………………………...5
3 Оформление работы...…………………………………………………6
4 Подготовка доклада к защите работы...……………………………..10
5 Защита работы...………………………………………………………11
Приложение 1…………………………………………………………13
Приложение 2…………………………………………………………14
Введение
Настоящие методические указания разработаны на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 150100 – Материаловедение и технологии материалов, Положения о контроле текущей успеваемости студентов МАТИ и Положения об итоговой аттестации бакалавров и устанавливают регламентированные требования, структуру и правила оформления курсовых работ (КР) и выпускной квалификационной работы бакалавра (ВКРБ), выполняемых студентами факультета «Материаловедение и технология материалов» «МАТИ» – РГТУ имени К.Э.Циолковского.
Методические указания предназначены для студентов и руководителей КР и ВКРБ, выполняемых на кафедре «ОХ, Ф и ХКМ». В них формулируются цель и задачи работ, их тематика, общие требования по содержанию, структуре и оформлению работ, подготовке доклада к защите и порядок защиты на комиссии кафедры и на заседании ГАК.
Курсовая работа рассматривается как вид учебной работы по дисциплинам, выполняется в пределах часов, отводимых на их изучение и содержит аналитический обзор литературы по определенной теме.
ВКРБ и ее защита являются основной частью итоговой аттестации выпускников бакалавриата и выполняются в соответствии с Положением об итоговой аттестации.
КР и ВКРБ являются самостоятельными творческими работами студента, направленными на научную разработку конкретной темы в процессе обучения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам направления 150100 «Материаловедение и технологии материалов». Темы работ должны быть связаны с новыми разработками и исследованиями по актуальной тематике, соответствующей профилю направления. Будучи учебными работами, они должны по своему содержанию и форме стремиться к идеалу "настоящего" научного текста, например, статьи или книги. Их смысл состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки необходимы не только исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии.
КР и ВКРБ должны представлять собой творческую переработку изученного материала на основе анализа результатов исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Они не должны быть собственной интерпретацией поставленной задачи типа школьного сочинения на свободную тему по литературе или публицистической статьи, а должны решать учебную задачу по освоению научной проблемы, опираясь на конкретные литературные источники и приведенные в них факты.
В то же время они не должны быть простой компиляцией, состоящей из фрагментов статей и книг. Они должны раскрывать взаимосвязь между явлениями, обобщая данные из различных литературных источников. Структура КР и ВКРБ остается неизменной, но меняется их содержание, углубляется фундаментальность анализа проблемы по мере накопления опыта их написания.
Таким образом, КР и ВКРБ являются самостоятельными учебно-научными произведениями, посвященными разработке избранной проблемы. Они должны обладать всеми чертами научного произведения: в них должны быть четко сформулированы цели и задачи работы, обоснована их актуальность и изложена степень изученности проблемы. Они должны базироваться на знакомстве с теоретическими подходами к проблеме и использовании методологических знаний, содержать научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носить целостный, однородный и завершенный характер.
Три КР выполняются под руководством одного и того же преподавателя в 6, 7 и 8 семестрах по следующим учебным дисциплинам, соответственно:
- Физика и химия материалов и покрытий;
- Теория гетерогенных сред;
- Методы исследования материалов и процессов.
Значительная часть второй КР выполняется во время практики после 6-го семестра.
ВКРБ выполняется в конце 8-го семестра и является обобщением всех трех КР в виде отдельных разделов с единым Введением и Заключением.
Выполнение КР состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы.
2. Поиск литературы по теме, в том числе, из иноязычных источников, составление плана работы.
3. Подготовка первого варианта работы и сдача его научному руководителю.
4. Доработка текста, оформление и сдача его научному руководителю на подпись.
5. Утверждение работы у заведующего кафедрой и ее защита.
Оформление работы
Изложение текста и оформление КР и ВКРБ выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ. Страницы текста и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.
Работа должна быть набрана на компьютере. В этом случае соблюдаются следующие правила оформления:
1. Используется однородная по цвету и фактуре стандартная белая бумага формата А4 (210 х 297 мм).
2. Размер полей: слева - 30 мм, сверху 25 мм, снизу 20 мм, справа 10 –15 мм. Текст размещается в прямоугольнике размером 250 х 165 мм через 1,5 межстрочных интервала и набирается в стиле Обычный, шрифтом Times New Roman, высотой 12 pt. Заголовки отделяются от текста путем пропуска одной строки.
3.Текст должен быть одноцветным черным. Использование цветных обозначений и шрифтов нежелательно.
4. Единицы измерения следует приводить в единицах международной системы (СИ). Допускается приводить в круглых скобках рядом с величинами в принятой системе единиц значения величин в системе единиц, использованной в первичном документе.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки КР и ВКРБ, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью — рукописным способом.
Основная часть КР и ВКРБ как самостоятельный раздел в работу не вносится. Ее следует делить на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста.
Пример — 1, 2, 3 и т. д.
Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.
Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов.
Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в верхней правой части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.
Пример
1 Синтез полиэтилена
1.1
1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа
1.3
2 Молекулярная и надмолекулярная структура полиэтилена
2.1
2.2 Нумерация пунктов второго раздела документа
2.3
Каждый структурный элемент работы (Введение, Основную часть и Заключение) следует начинать с нового листа (страницы).
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати, в том числе и цветной.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Если рисунок один, то он обозначается “Рис.”.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово “Рис.” и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рис.1. Надмолекулярная структура полиэтилена.
При ссылках на иллюстрации следует писать “... в соответствии с рисунком 2” при сквозной нумерации и “... в соответствии с рисунком 1.2” при нумерации в пределах раздела.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.
Таблицу следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово “таблица” с указанием ее номера.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово “Таблица” и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово “Продолжение” и указывают номер таблицы, например: “Продолжение таблицы 1”. При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами “То же”, а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Пример оформления таблицы:
Таблица ___________ _________________[№ литературного источника]
номер название таблицы
Головка | } Заголовки граф } Подзаголовки граф Строки (горизонтальные ряды) | |||||
Боковик (графа Графа (колонки)
для заголовков)
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Если в работе одна таблица, то она не должна нумероваться.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего реферата арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Пример
А=а:в (1)
В=с:е (2)
Одну формулу не нумеруют.
Ссылки в тексте работы на порядковые номера формул дают в скобках. Пример -... в формуле (1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.
В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.
Ссылки на литературные и другие источники следует приводить в квадратных скобках, возможно, с указанием номера страницы в литературном источнике, например, [5, с.12].
Ссылки должны обязательно даваться в подписях к рисункам и в заголовках таблиц, а также непосредственно в тексте работы по необходимости.
Ссылаться следует на литературный источник в целом или его разделы. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций КР (ВКРБ).
Список литературных источников следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами. При этом следует пользоваться следующими правилами описания литературных источников:
I. При описание книги, имеющей автора (книга описывается не по обложке, а по титульному листу, недостающие элементы описания берутся из других частей книги):
Ф.И.О. автора. Название. Место издания.: Издательство, год. Количество страниц.
Например:
Гуняев Г.М. Структура и свойства полимерных волокнистых композитов. М.: Химия, 1981. 230 с.
Уорд И. Механические свойства твердых полимеров/ Пер. с англ. под ред. А.Я.Малкина. М.: Химия, 1975. 350 с.
Если авторов несколько, то они указываются в том порядке, в каком указаны в источнике. Допустимо, указав первую фамилию, сделать пометку "и др.", а затем привести название, например:
Чалых А.Е., Герасимов В.К., Михайлов Ю.М. Диаграммы фазового состояния полимерных систем. М.: Янус-К, 1998. 216 с.
или: Чалых А.Е. и др. Диаграммы... и т.д.
2. При описание статьи из книги, газеты, журнала, сборника:
Ф.И.О. автора (ов). Название: Подзаголовок // Название источника. Год. Том. N... . С.
Например:
Статья из журнала:
Токарева Н.Н., Дуфлот В.Р. Полимеризация виниловых мономеров в трехмерных сетках// Высокомолек. соед. Сер. А. 1990. Т. 32. №6. С.1250.
Статья из книги, сборника:
Соколов Н.Д. Межмолекулярные взаимодействия/ Химическая энциклопедия. Т.3. М.: Большая российская энциклопедия, 1992. С.16 – 21.
Готовую работу необходимо внимательно прочитать и исправить замеченные ошибки и опечатки. Рисунки и схемы выполняются аккуратно (желательно в одном цвете и формате).
Завершенную работу (за исключением иллюстраций к докладу), снабженную титульным листом, брошюруют в папку. Примеры оформления титульных листов КР и ВКРБ приведены в Приложениях 1 и 2.
Подготовка доклада к защите работы
Содержание и построение доклада
Предметом защиты является работа в целом, а не отдельные ее части. Доклад при защите должен быть презентацией работы, т.е. в докладе необходимо не подробно (до мелочей) излагать содержание работы, а четко и ясно сформулировать цель и задачи, доложить структуру работы (последовательность изложения в ней материала), основные идеи и положения каждого раздела, а в заключение доклада ясно сформулировать основные выводы по работе. При этом необходимо отобрать наиболее значимые и интересные результаты и факты.
Схематически доклад во время защиты работы должен быть построен следующим образом:
1. После предоставления слова для доклада, докладчик называет тему, цель и задачи своей работы так, как они сформулированы в тексте реферата.
2. Затем он указывает количество разделов работы и распределение по ним вышеуказанных задач, причем количество разделов и задач может и не совпадать.
3. После этого докладчик последовательно докладывает идеи и основные положения каждого раздела работы, делая краткие выводы по каждому разделу, поясняющие логическую связь между ними.
4. В заключение доклада перечисляются устно или зачитываются основные выводы по работе в строгом соответствии с ранее поставленными задачами, после чего докладчик благодарит аудиторию за внимание или сообщает об окончании своего доклада.
Такое построение доклада позволяет докладчику в ограниченное регламентом время (не более 15 минут) представить комиссии свою работу в полном объеме.
Иллюстрации к докладу
Доклад сопровождается демонстрацией иллюстративного материала, который должен в достаточной мере отражать содержание работы и выполняться в виде рисунков, схем, графиков, теоретических зависимостей и т.п. на бумажном носителе (плакаты), магнитном диске (для иллюстрации доклада по работе с помощью компьютера), слайдах, а также, при необходимости, в виде образцов, макетов и т.п.
Иллюстрации облегчают выступление на защите, делают более доступным его восприятие слушателями и придают дополнительную значимость работе.
Наиболее важные и интересные результаты работы должны быть представлены в виде 5-6 иллюстраций.
Иллюстрации должны быть выполнены для каждого раздела работы. В качестве иллюстраций могут выступать не только графические материалы, представленные в работе, но и текстовые материалы работы в виде, например, классификационных графов, блок – схем и т.п.
На иллюстрациях не допускается воспроизводить фрагменты текста работы или какого-либо другого текста за исключением темы, цели, задач работы, подрисуночных подписей (названия рисунков, графических зависимостей, элементов схем и чертежей и т.п.), табличных текстов и описания величин, входящих в математические зависимости.
Нумерация иллюстраций должна быть сквозной в пределах доклада.
Тема, цель и задачи работы должны быть представлены на первом листе (плакате) иллюстраций.
Для успешной защиты работы рекомендуется заблаговременно подготовить текст доклада или его плана, со ссылками в соответствующих его местах на необходимые иллюстрации. Для защиты работы лучше всего использовать программы по презентации типа Power-Point.
Защита работы
Порядок защиты КР и ВКРБ
Особенностью защиты ВКРБ является то, что перед заседанием ГАК студент представляет ее секретарю паспорт, ВКРБ (пояснительную записку и иллюстративный материал), отзыв руководителя и рецензию.
Защита КР и ВКРБ проводится в следующем порядке:
- секретарь комиссии представляет студента и тему работы;
- студент делает доклад (10 - 15 минут): формулирует цель и задачи работы, характеризует ее структуру и результаты в виде выводов по разделам;
- члены комиссии задают вопросы автору работы и выслушивают его ответы;
- секретарь комиссии зачитывает отзыв руководителя и рецензию (при защите ВКРБ);
- проводится общая дискуссия, в которой могут принять участие все присутствующие на заседании ГАК (при защите ВКРБ);
При ответе на вопросы членов комиссии могут возникать следующие ситуации:
1. Вопрос понятен. В этом случае дается краткий, аргументированный ответ.
2. Вопрос непонятен. Тогда следует попросить уточнить или повторить вопрос и затем отвечать на него.
3. Вопрос понятен, но выходит за рамки работы. В этом случае возможны ответы: это не входило в задачи данной работы; это выходит за рамки настоящей работы; этот вопрос, к сожалению, не рассматривался в работе (по какой-либо причине) и т.п.
Ответ на замечания слушателя должен быть кратким и аргументированным.
В случае согласия с замечаниями возможны ответы типа: с этим нельзя не согласиться ...; указанные недостатки могут быть устранены ...; я согласен с тем, что ...; замечания по работе справедливы и т.п.
В случае несогласия с замечаниями слушателя можно возражать следующим образом: я позволю возразить (не согласиться) ...; в связи с замечанием хотелось бы обратить внимание присутствующих на следующее ...; этот вопрос пока остается открытым ...; факты (результаты, данные) показывают, что ...; с замечаниями нельзя согласиться, поскольку ...; думаю, что это не относится к теме данной работы ...; такая постановка вопроса неправомерна, поскольку ... и т.д.
Оценка работы принимается большинством голосов членов комиссии открытым голосованием.
После защиты студент обязан сдать работу в полном объеме заведующему лабораторией кафедры. Работа регистрируется в журнале учета и хранится на кафедре в течение трех (КР) и пяти лет (ВКРБ).
Студент, получивший при защите КР неудовлетворительную оценку, допускается к повторной защите на комиссии кафедры в том же составе.
Студент, не защитивший КР до начала экзаменов, к сдаче экзаменов не допускается.
Студент, получивший при защите ВКРБ неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета и ему выдается академическая справка установленного образца. К повторной защите он допускается в течение последующих трех лет (но не ранее, чем через год) после окончания университета. При этом ГАК устанавливает необходимость изменения темы ВКРБ.
Студенту, не защитившему ВКРБ по документально подтвержденной уважительной причине, приказом по университету может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более, чем на год.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“М А Т И” - Р О С С И Й С К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й
Утверждаю: Зав. кафедрой
______________(Бабаевский П.Г.)
«_____»__________201__г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина__________________________________________________________
Тема_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент_____________________________(Фамилия И.О.)
Группа______________________________
Руководитель________________________(Фамилия И.О.)
Москва, 201__г.
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“М А Т И” - Р О С С И Й С К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т