Геохимическая деятельность человечества. техногенез
«Человек геохимически переделывает мир»
А.Е. Ферсман
Геохимическая деятельность человеческого общества является предметом особого исследования современной науки. Эти исследования ведутся на «грани естественных наук, изучающих природу, и наук общественных, изучающих человеческое общество. В этом плане определённый интерес представляет опубликованный академий наук сборник «Природа и общество».
Ю.П. Трусов в этом сборнике анализирует этапы взаимодействия человечества с природой, принципиально отличающиеся по геохимической результативности.
Первый этап начался с взаимодействия, принципиально не отличавшегося от взаимодействия других биологических объектов с природой. Это был этап непосредственного присвоения и употребления человеком готовых продуктов природы. Он принёс человечеству владение огнём и отбор ценных видов животных и растений.
Второй этап — допромышленный, характеризуется развитием сельского хозяйства и ремёсел на основе использования мускульной силы человека и животных, а позднее — ветра и воды. Он охватывает всю древнюю и средневековую историю человечества. Важнейшим признаком этого этапа следует признать тот факт, что запасы и естественное воспроизводство природных ресурсов в целом были бесконечно велики по сравнению с потреблением их обществом.
III | Современная цивилизация | |
II | Растениеводство | |
Животноводство | ||
I | Охота и рыболовство | |
Первобытный человек | ||
Природа до человека |
Рис. . Этапы воздействия человека на природу
Третий этап — промышленный, он приносит коренные изменения во взаимоотношения человечества и природы. Этот век начался с века пара и электричества и вырастает в эпоху атомной энергетики. Именно в этот период в полную силу проявляется общественный характер человеческого труда. В распоряжении человечества появляется мощный инструмент воздействия на природу — промышленность. С этой поры начинается один из важнейших путей преобразования биосферы — техногенез, то есть геохимическое преобразование биосферы под влиянием промышленной деятельности человечества. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой», — утверждал В.И. Вернадский.
Самым существенным следствием такого положения становится тот факт, что природные ресурсы нашей планеты перестали быть бесконечными по сравнению с хозяйственными потребностями общества. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных стихий нашей планеты (ветра, воды, природного теплового баланса).
Если раньше человечество существовало в рамках наперёд заданных естественных условий, то сейчас начинается процесс направленного преобразования природы, технического производства благоприятных для общества природных условий.
Наконец, вершиной геохимической деятельности человечества в некотором смысле можно считать искусственное создание новых химических элементов, не существующих в природе (трансурановые элементы). Человеку становится тесно в рамках периодической системы естественных химических элементов!
Именно этим принципиально отличается деятельность человечества в едином геохимическом процессе, происходящем в биосфере. Поэтому В. И. Вернадский предложил выделить зону человеческой деятельности в особую зону — ноосферу (от греч. ноос — разум). Человек уже проник в космос, человек стремится познать глубины Земли. Для геохимической деятельности человечества нет принципиальных границ. Это положение Вернадский называет законом расширения ноосферы.
Если биосфера — принципиально земная область, то, ноосфера есть область космическая, берущая лишь начало на Земле, распространяющая геохимические процессы до масштабов космохимических.
А.Е. Ферсман глубоко исследовал характер геохимической деятельности человечества. Он показал, что в процессе промышленной и сельскохозяйственной деятельности человечества участвуют грандиозные массы различных веществ. О размахе этого процесса дают представление цифры добычи химических элементов в виде полезных ископаемых за год (табл. ).
Элемент | Количество | Элемент | Количество | ||
Углерод | С | 109 тонн | Олово Хром Никель | Sn Cr Ni | по 105 тонн |
Железо | Fe | 108 тонн | |||
Медь Свинец Цинк Алюминий Кальций Фосфор Калий Натрий Азот Сера | Cu Pb Zn Al Ca P K Na N S | по 106 тонн | Серебро Молибден Вольфрам Мышьяк Сурьма | Ag Mo W As Sb | по 104 тонн |
За тысячелетнюю историю Англии из её копей извлечено более 15 км3 вещества, а из каменоломен — 12 км3 камня. Для сравнения скажем, что это почти вдвое превышает годовой вынос в океан взвешенных и растворённых веществ всеми реками мира.
Интенсивность роста добычи отдельных химических элементов тоже весьма показательна. Добыча Al, Сu, Mo, W, К, Не за столетие выросла в 200-1000 раз, Fe, С, Mn, Ni – в 50-60 раз. Медленнее росла добыча Zn, Pb, Na, Cl, N, P, Au, S (в виде FeS2) — в 18-40 раз. Задержанный рост добычи наблюдается в настоящее время для Ag, Sn, Со, Hg, S (свободная).
Природные процессы и техногенез могут идти либо в одном направлении, либо противодействовать друг другу. Так, например, и в природных процессах, и в технической деятельности человека рассеянию подвергаются бор B, углерод C, кислород O, фтор F, натрий Na, магний Mg, зато платина Pt концентрируется и в природе, и человеком. Литий Li, титан Ti, железо Fe, кобальт Co, никель Ni, хром Cr рассеивается в природе, но человеком временно концентрируется с последующим рассеиванием. Для таких элементов, как Не, AI, Ag, Au в природе характерно рассеяние, а в техногенезе — отчётливо проявляется тенденция к их концентрированию. Водород, рассеиваемый человеком, вновь концентрируется природой. В целом для техногенеза более характерны рассеивающие процессы.
Рост добычи химических элементов приводит к тому, что человеку приходится извлекать их из более бедных руд, так как богатые руды постепенно расходуются. А.Е. Ферсман считает, что когда человечество израсходует богатые месторождения, оно перейдёт к комплексному использованию горных пород, то есть к добыче химических элементов, содержащихся в горных породах в кларковых отношениях. При этом должна неизмеримо вырасти роль таких элементов, как кремний Si и алюминий Al, отличающихся высокими кларками (29,5 и 8,05 %).
Анализ процессов, происходящих в ноосфере, привёл В.И. Вернадского к выводу о том, что биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению. Распространяя эту мысль на эволюцию живой материи, Вернадский считает, что эволюция эта должна идти в направлении создания таких живых форм, которые бы увеличивали биогенную миграцию атомов в биосфере.
Учение о техногенезе является одним из самых молодых разделов геохимии. Промышленная и сельскохозяйственная деятельность людей существенным образом нарушает установившееся на протяжении геологических эпох распределение химических элементов. Тем самым к жизни вызываются не только полезные для человечества, но подчас и весьма опасные последствия. Осушение болот приводит к изменению миграции железа Fe и фосфора P потере структуры и плодородия некоторых участков почв. Закачка воды в нефтеносные пласты приводит к попаданию в них бактерий, в результате жизнедеятельности которых резко возрастает содержание серы S и сероводорода H2S в нефти и горючем (углеводородном) газе. Загрязнение водного и воздушного бассейна отходами различных производств приводит к гибели огромного числа растительных и животных организмов.
К. Маркс писал: «Культура — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно,… оставляет после себя пустыню...». Эти же слова в полной мере справедливы и по отношению к стихийно развивающейся технике.
Именно поэтому значительные регламенты на геохимическую деятельность человека должен накладывать Закон об охране природы, призванный не допускать действий, приводящих к губительным для флоры[24], фауны[25] и самого человека последствиям. Одна из задач геохимической науки — предвидение и предупреждение таких нежелательных геохимических процессов.
Бережное отношение к природе, научно обоснованные методы использования её богатств не противоречат общему ходу естественных геохимических процессов, а опираются на них, регулируют их, делая их наиболее целесообразными и рациональными. В.И. Вернадский утверждал: «...важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно поэтому смотреть на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим».
Список литературы
1. Перельман А.И. Геохимия. М.: Высшая школа, 1979. – 527 с.
2. Барабанов В.Ф. Геохимия. Л: Недра, 1985. – 423 с.
3. Бранлоу А.Х. Геохимия. М: Мир, 1985. – 463 с.
4. Войткевич Г.В., Закруткин В.В. Основы геохимии. – М.: Высшая
школа, 1976. – 367 с.
5. Сауков А.А. Геохимия. – М.: 1975. – 480 с.
6. Щербина В.В. Основы геохимии. – М.: Недра, 1972. – 296 с.
7. Гаврусевич Б.А. Основы общей геохимии. М: Недра, 1968. – 328 с.
8.
9.
10. Рябухин Ю.И., Медовикова Ю.Е. Геохимия изотопов: Учебно-
справочное пособие. – Астрахан. гос. техн. ун-т. – Астрахань,
2015. – 44 с.
11. Сборник задач и упражнений по геохимии / Н.П. Огородникова, Ю.И.
Рябухин /Астрахан. гос. техн. ун-т. – Астрахань, 2013. – 96 с.
12. Основные минералы, руды и горные породы: Справочник / Ю.И.
Рябухин, Н.П. Огородникова /Астрахан. гос. техн. ун-т. – Астрахань,
2008. – 28 с.
13. Геохимический словарь / Ю.И. Рябухин, Н.П. Огородникова /
Астрахан. гос. техн. ун-т. – Астрахань, 2008. – 207 с.
Оглавление
1. ГЕОХИМИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГЕОХИМИИ.. 2
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕОХИМИИ.. 6
3. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЗЕМЛИ.. 7
3.1. Химический состав атмосферы.. 13
3.2. Химический состав гидросферы.. 15
3.3. Химический состав литосферы.. 17
3.4. Минералы, наиболее распространённые в земной коре. 20
3.5. Возможные формы существования материи в глубинных слоях Земли 20
4. СВЯЗЬ РАСПРОСТРАНЁННОСТИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ С ПОЛОЖЕНИЕМ ИХ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ АТОМОВ ЭЛЕМЕНТОВ.. 24
4.1. Правила (законы) геохимии. 24
4.2. Периодический закон и правило радиоактивного сдвига. 27
4.3. Первичные атомные кларки. 30
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, СОЧЕТАНИЕ И МИГРАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЗЕМНОЙ КОРЕ 30
6. БИОСФЕРА И РОЛЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 43
7. ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ТЕХНОГЕНЕЗ 49
Список литературы.. 54
Приложение. 59
Приложение[26]
1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
2.
3.
4. Растворимость кислот, солей и оснований в воде
5. Геохронологическая шкала
Учебное издание
Геохимия
Конспект лекций
Рябухин Юрий Иванович – доктор химических наук, Соросовский профессор, Почётный работник высшего профес-сионального образования РФ, автор трёх учебных пособий, справочника и словаря по геохимии.
АГТУ. Усл. п. л. Тираж 50 экз. Заказ № 2016.
Для заметок
[1] Владимир Иванович Вернадский – основоположник комплекса современных наук о земле – геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик Петербургской АН (1912), РАН (1917), АН СССР (1925), первый президент АН Украины (с 1919).
[2]История, от греч. historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. 1. Процесс развития в природе и обществе. 2. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания.
[3]Би́блия (греч. biblia, мн. ч. от biblion – книга, от греч. bibloc – папирус, который производился в городе Библ) – священная книга христианства, содержащая изложение догм и положений иудейской и христианской религий (пишется с прописной буквы).
[4] Физика (от греч. physis – природа) – одна из основных областей естествознания – наука о свойствах и строении материи, о формах её движения, об общих закономерностях явлений природы.
[5] Термодинамика (от греч. therme – жар, тепло и dynamikos – относящийся к силе, сильный) – раздел физики, изучающий закономерности теплового движения и его влияние на свойства физических тел.
[6] Портреты этих и других учёных, упоминающихся в этом конспекте лекций, с краткой справкой об их деятельности см. в справочном пособии Ю.И. Рябухина "История геохимии" (2016).
[7] Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ 1 в до н. э. Его дидактическая поэма "О природе вещей" – единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности; популяризует учение Эпикура – древне-греческого философа (341-270 гг. до н. э.).
[8] Ширшов Пётр Петрович – гидробиолог и полярный исследователь, первый директор Института океанологии АН СССР (ныне РАН); ранее был министром военно-морского флота СССР.
[9] Минералы, от франц. mineral – руда.
[10] Материя (от лат. mater rerum – мать вещей и materia – вещество) – философская категория– объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
[11] Изобары (от греч. isos – равный, одинаковый и baros - тяжесть) – атомы, имеющие одинаковые массовые числа, но разное число протонов в ядре (например, и ).
[12] Дарвинизм – теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882).
[13] См. приложение 1.
[14] Редкоземельные элементы (редкоземельные металлы) [oбозначаются: РЗЭ, РЗМ и ТR (от лат. tеrrа – земля, rаrа – редкий)] – семейство из 17 химических элементов побочной подгруппы III группы периодической системы: скандий Sс, иттрий Y, лантан Lа и лантаниды (от Се до Lu). Подразделяются на иттриевую (Y, La, Gd – Lu) и цериевую (Ce – Eu) подгруппы. Элементы Ce – Eu называют лёгкими, а Gd – Lu – тяжёлыми лантанидами. Лантан иногда рассматривают отдельно от лантанидов, а скандий – от РЗЭ.
Распространены эти элементы в земной коре сравнительно редко, образуют тугоплавкие нерастворимые в воде оксиды (по старинной терминологии – ″земли″) – отсюда название. РЗЭ представляет собой серебристые металлы, тускнеющие на воздухе из-за образования оксидной плёнки. Химически активны. Чрезвычайно рассеяны, характерная их особенность – совместное присутствие в природе и близость химических свойств. Например, минерал монаций – источник редкоземельных элементов цериевой подгруппы и тория.
[15] Происходит от немецкого термина verwitterung, в свою очередь взятого от английского термина weathering. Оба термина образованы от слова «погода» (weather, Wetter) и в точном переводе означают «изменение под действием погоды». Таким образом, их русский эквивалент «выветривание» неправильно передаёт смысл понятия, поскольку речь идёт о процессе, не имеющим прямого отношения к деятельности ветра.
[16] Сталактиты (от греч. stalaktos – натёкший по капле) – натёчные минеральные образования (чаще известковые), свешивающиеся в виде сосулек, бахромы и т. п. с потолка и верхней части стен пещер и других полостей в карсте.
[17] Сталагмиты (от греч. stalagma – капля) – натёчные минеральные образования (чаще известковые) в виде конусов, столбов, растущих с пола пещер и других подземных полостей в карсте навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними.
[18] Сталагнаты (сталактоны) – натёчные минеральные образования в виде колонн, возникающие в карстовых пещерах при соединении сталактитов и сталагмитов.
[19] Мутабильный, от mutatio – изменение, перемена.
[20] В 1892 г. за научные заслуги У. Томсон получил дворянский титул барона, лорда Кельвина (Kelvin).
[21] В уравнении химической реакции – основы фотосинтеза на первый взгляд допущена неточность. Слева изображено 12 молекул воды, а справа 6. Можно просто-напросто сократить левую и правую части на 6 H2O. Это было бы верно, если бы такая реакция проходила в живой клетке в одну стадию. Но атомы водорода со своими электронами переносятся к углекислому газу через длинную цепочку посредников. При получении одной молекулы глюкозы в клетке сначала разлагается 12 молекул воды, а потом вновь образуется 6 молекул.
[22] Каламин (гемиморфит) – минерал класса островных силикатов – Zn4[Si2O7][OH]2·H2O. Образуется в зоне окисления цинково-рудных месторождений. Руда цинка.
[23] Асцидии (от греч. askidion – мешочек) – класс морских хордовых животных подтипа оболочников, тело которых одето особой оболочкой.
[24] Флора (лат. Флора – имя древнеримской богини цветов и весны) – совокупность всех видов растений какой-нибудь местности или периода в истории Земли. (Например, тропическая флора, флора мезозойской эры.)
[25] Фауна (лат. Fauna – имя жены Фавна, покровителя полей и лесов) – исторически сложившаяся совокупность каких-нибудь видов животных, той или иной территории или какого-нибудь периода в истории Земли. (Например, речная фауна, фауна средней полосы России, кембрийская фауна).
[26] Таблицы 1,2 даны в редакции профессора Рябухина Ю.И.