Показатели качества дизельных топлив по ГОСТ 305-82
Показатели | Нормы для марок | ||||
Л | З | А | |||
Цетановое число, не менее Температура перегонки, 0 С: не выше 50 % 96 % (конец перегонки) Кинематическая вязкость при 200 С, мм2/с (сСТ) Температура застывания, 0 С: не выше для умеренной климатической зоны для холодной зоны Температура помутнения, 0 С: не выше для умеренной климатической зоны для холодной зоны Температура вспышки в закрытом тигле, 0 С, не ниже Массовая доля серы, %, не более в топливе подгруппы I в топливе подгруппы II Массовая доля меркаптановой серы, %, не более Содержание сероводорода Испытание на медной пластине Содержание водорастворимых кислот и щелочей Концентрация фактических смол, мг/100 см3, не более Кислотность, мг КОН/100 см3, не более Коксуемость 10 % остатка, %, не более | 3…6 -10 - - 5 - 0,2 0,5 0,01 0,3 | 1,8…5 -35 - 45 - 25 - 35 0,2 0,5 0,01 0,3 | 1,5…4 - - 55 - - 0,2 0,5 0,01 0,3 | ||
Коэффициент фильтруемости, не более Содержание механических примесей и воды Плотность при 200 С, не более |
|
- топливо расширенного фракционного состава (РФС) ТУ 38.401.652-87, выкипает в пределах 60...4000 С, ЦЧ - 40 ед.
Для улучшения экологической обстановки с 1991 г. организован выпуск экологически чистого ДТ по ТУ 38.1011348-90, отличающегося низким содержанием серы: не более 0,05 % - ДТ I вида и не более 0,1 % - ДТ II вида. Оно предназначено для применения в крупных городах, курортных зонах и в др. местах с ограниченным воздухообменом. Летнее топливо выпускается двух марок, применяемых до температуры окружающего воздуха до – 50 С:
- ДЛЭЧ-В с ограничением содержания ароматических углеводородов не более 20 %, двух видов I и II;
- ДЛЭЧ с ограничения содержания ароматических углеводородов не более 10 %.
Кроме того, выпускают одну марку зимнего топлива ДЗЭЧ.
По ТУ 38.401-58-170-96 выпускают ДТ с улучшенными экологическими показателями: ДЭК-Л; ДЭК-З; ДЭКп-Л; ДЭКп-З (-150 С); ДЭКп-З (-200 С). Эти топлива отличаются от экологически чистого в основном наличием присадок: летом – антидымной, зимой – антидымной и депрессорной. Дымность и токсичность отработавших газов снижены на 30…50 %.
Для использования в районах Крайнего Севера и Арктики вырабатывается арктическое экологически чистое ДТ ТУ 38.4015.845-92, температура застывания – 550 С.
Зимнее ДТ с депрессорной присадкой марки ДЗп по ТУ 38.101889-81 применяют при температуре окружающего воздуха –150 С и выше. Изготавливают его на основе летних ДТ с температурой помутнения –50 С, добавляя депрессорную присадку, снижающую предельную температуру фильтруемости до –150 С и температуру застывания.
ДТ с депрессорной присадкой марки ДЗп-15/-25 ТУ 38.401-58-36-92 рекомендовано для применения при –250 С и выше. Базовое топливо имеет температуру помутнения –150 С.
ДТ получают компаудированием гидроочищенных и прямогонных дизельных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования нормативных документов по содержанию серы. В качестве сырья гидроочистки используют прямогонные и вторичные дистиллятные фракции. Разрешается использование присадок различного функционального назначения.
В районах газовых месторождений к применению допущено широкофракционное летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо. Это топливо имеет следующие преимущества перед дизельными топливами по ГОСТ 305-82:
§ лучше теплообмен и испаряемость в области низких температур;
§ сравнительно равные периоды задержки воспламеняемости;
§ большая скорость и меньшая длительность горения;
§ меньшая дымность отработавших газов;
§ меньшие индикаторные и эффективные расходы топлива;
§ пониженный износ деталей цилиндро-поршневой группы.
Газоконденсатное арктическое топливо и фракция газоконденсатного дизельного топлива очень близки по качеству к реактивному топливу Т-2.
К недостаткам конденсатов следует отнести низкую температуру начала кипения, вследствие чего возникает парообразование и затруднённый запуск горячего двигателя.
В таблице 8 представлены основные показатели качества дизельных топлив, вырабатываемых из газовых конденсатов.
Таблица 8