Ноябрьский институт нефти и газа

НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА

(филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске)

УТВЕРЖДАЮ

Директор Филиала ТюмГНГУ

в г. Ноябрьске

______________С.П.Зайцева

«____»______________2016 г.

Химия нефти и газа

Методические указания по изучению дисциплины

«Химия нефти и газа» для студентов очной и заочной форм обучения технических направлений подготовки.

Составитель Л.В.Бондаровская, к.п.н.

Тюмень

ТюмГНГУ

2016 г

УДК 536.24

Методические указания по изучению дисциплины «Химия нефти и газа» разработаны всоответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандартавысшего образования и основной образовательной программы ВПОпо техническому направлению подготовки.

Химия нефти и газа: метод.указ. по изучению дисциплины «Химия нефти и газа» для студентов очной и заочной форм обучения технических направлений подготовки/ сост. Л.В.Бондаровская; Тюменский государственный нефтегазовый университет.–Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2016.– 48 с.

Методические указания по изучению дисциплины рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры Экономики, менеджмента, естественно-математических дисциплин.

«____» ____________ 2016 года, протокол № ____.

Зав. кафедрой ЭМЕНД,

профессор, доктор пед. наук _________________ О.С.Тамер

Аннотация

Методические указания по изучению дисциплины «Химия нефти и газа» предназначены для студентов, обучающихся по направлению 21.03.01 «Нефтегазовое дело». Данная дисциплина изучается в седьмом семестре.

Приведено содержание основных тем дисциплины, указаны перечень лабораторных работ и темы практических занятий. Приведены варианты заданий для индивидуальных домашних работ и для курсовой работы. Даны методические указания по выполнению индивидуальных домашних работ и курсовой работы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..4

1. Цель и задачи дисциплины …………………………..………………...…..4

2. Место дисциплины в структуре ООП……………………………...……..5

3. Требования к результатам освоения дисциплины ……………..………..5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………..…7

4.1 Содержание дисциплины………………….……………………………...8

4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами…………………………………………………..………….….9

5. Указания по изучению разделов дисциплины с выделением наиболее сложных и важных тем………………………………………………..…….10

5.1Модуль 1. Нефть и газ как минеральное сырьё ……………………….10

Тема 1.1. Происхождение нефти и газа ..………………………………..…10

Тема 1.2. Углеводороды нефти и газа. Алканы. Циклоалканы …………...10

Тема 1.3. Арены нефти. Непредельные соединения .……………..……….11

Тема 1.4. Гетероатомные соединения ………………..………………...….13

Тема 1.5. Нефтяные дисперсные системы…………………………………..14

Тема 1.6. Общие свойства и классификация нефтей…………….……..…16

Тема 1.7. Исследование состава нефти и нефтепродуктов.………........…..19

5.2 Модуль 2. Переработка нефти и газа. Характеристика товарных продуктов………………………………………………………………....................19

Тема 2.1. Методы разделения компонентов нефти и газа………………...19

Тема 2.2. Термические превращения углеводородов …………………….21

Тема 2.3 Нефтепродукты……………………………………………………21

6. Указания по выполнению практических занятий………………………25

6.1 Определение характеристических факторов……………………….….25

6.2 Задачи для самостоятельного решения…………………………….…..28

6.3 Определение молярной массы нефтепродуктов…………………….....29

6.4 Задачи для самостоятельного решения………………………………...32

7 Рекомендуемые образовательные технологии………………………….32

8. Программа самостоятельной работы студента …………………………..33

8.1 Структура самостоятельной работы……………………………….…...33

8.2 Порядок выполнения самостоятельной работы……………………….34

8.3 График самостоятельной работы….………...…………………………..36

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …….……36

9.3 Зачет………………………………………………………………………37

9.4 Вопросы к зачету……………………………………………………...…38

9.5 Тестовые задания для самоконтроля знаний студентов………………39

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……….……….44

11 Указания по работе с литературой, конспектами лекций и учебно-методическими указаниями…………………………………………………45

11.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.46

Введение

Дисциплина «Химия нефти и газа» является дисциплиной базовой части профессионального цикла и относится ко всем профилям направления 21.03.01 «Нефтегазовое дело». Дисциплина обеспечивает расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, сформированных в ходе изучения дисциплин ООП подготовки бакалавра: «Химия», «Физическая и коллоидная химия», «Физика», «Математика» и

является основой для дальнейшего изучения таких дисциплин профессионального цикла,как «Основы нефтегазового дела», «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика».

Одной из важнейших задач курса «Химии нефти и газа» является изучение состава нефтей и природных газов с помощью физических и физико-химических методов исследования. Химия нефти занимается также изучением физико-химических свойств углеводородов и неуглеводородных компонентов нефти в связи с их строением.

При исследовании нефтей определяют: элементный химический состав, групповой состав, т.е. содержание в нефтях различных классов и групп соединений, индивидуальный химический состав отдельных соединений и изотопный состав нефтей.

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Химия нефти и газа» является формирование базовых знаний о происхождении и составе нефти и газа, о свойствах нефтяных систем различного происхождения, о методах их исследования, о процессах нефтепереработки на современном терминологическом уровне, соответствующих уровню подготовки дипломированного бакалавра по направлению «Нефтегазовое дело».

Задачи дисциплины:

- обеспечить овладение основными понятиями и терминами, необходимыми для изучения материала;

- формирование знаний о роли нефти и газа в современном мире;

- формирование представлений об основных принципах классификации нефтей;

- обеспечение знания состава нефтей и газов, их химических свойств, а такжеосновных направлений физико-химических методов исследования нефтей и газов;

- достижение понимания обусловленности свойств нефтей и газов от их химического состава, зависящего, в свою очередь, от химического состава исходногоорганического вещества и условий его преобразования в нефть или газ;

- формирование базовых знаний о переработке нефтяного сырья;

- на основе происхождения нефти и газа формирование представления о единстве живой и неживой природы, её тесной взаимосвязи и, в частности, об экологических проблемах, возникающих при использовании углеводородного сырья;

- показать тесную взаимосвязь изучаемого курса с другими естественно научнымии техническими дисциплинами учебного плана.

2. Место данной дисциплины в структуре ОПП

Дисциплина «Химия нефти и газа» входит в базовую часть цикла профессиональных дисциплин 21.03.01 «Нефтегазовое дело». Дисциплина базируется на курсах математического и естественно-научного цикла (Б2): физика, химия.

Для изучения дисциплины необходимо знакомство студентов с курсами органической и неорганической химии.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общепрофессиональные

ПК-1 Самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
ПК-2 Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
ПК - 19 Использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности

Тема 2.3 Нефтепродукты

Из продуктов переработки нефти и их дальнейшей химической переработки путём смешения (компаундирования) в необходимом соотношении изготавливаются многочисленные и разнообразные нефтепродукты, которые можно подразделить на следующие группы:

- топлива (бензины, керосины, дизельные и котельные топлива);

- смазочные масла;

- парафины, церезины;

- пластичные смазки;

- битумы;

- кокс;

- сырьё для нефтехимического и основного органического синтеза;

- прочие нефтепродукты разного назначения.

Нефтяные топлива подразделяются на моторные или светлые нефтепродукты, применяемые для сжигания в двигателях, и котельные - для сжигания в топках паровых котлов и в промышленных печах. Первые из них, в свою очередь, делятся на карбюраторные, дизельные топлива и топлива для реактивных авиационных двигателей.

Карбюраторным топливом для двигателей внутреннего сгорания является бензин. Бензин в настоящее время - важнейший нефтепродукт, так как служит топливом для двигателей, устанавливаемых на автомашинах и винтомоторных самолётах.

Авиационный бензин является более лёгким, плотность его 0,73-0,76 г/см3, т. кип. 40-180 0С; автомобильный - более тяжёлый, плотность его 0,74-0,77 г/см3, т. кип. 50-200 0С. Важнейшей характеристикой бензина как топлива является его стойкость к детонации.

Детонационная стойкость карбюраторного топлива характеризуется октановым числом и определяется на специальных установках путём сравнения образцов испытываемого топлива с набором эталонного топлива. В качестве эталонного топлива применяют смеси, составленные из изооктана, обладающего высокими антидетонационными свойствами, и нормального гептана, сильно детонирующего вещества. Детонационная стойкость изооктана принимается за 100, а н-гептана - за ноль. Октановое число топлива численно равно процентному содержанию изооктана в эталонной смеси, детонирующей одинаково с испытуемым образцом топлива. Наибольшей детонационной стойкостью обладают сильно разветвлённые алканы, а также арены, а наиболее низкой - нормальные алканы и циклоалканы с неразветвлёнными боковыми цепями. Алкены нормального строения имеют более высокие октановые числа, чем нормальные алканы с тем же числом атомов углерода. Октановое число бензина зависит, следовательно, от относительного содержания в нём углеводородов указанных классов и их строения. Бензин прямой перегонки из нафтеновых нефтей имеет октановые числа 65-78, а из парафинистых нефтей - 40-60.

Стойкость бензина к детонации сильно повышается (на 10-20 октановых единиц) при растворении в нём небольших количеств антидетонатора. В качестве антидетонатора применяется тетраэтилсвинец (ТЭС) – Pb(C2H5)4, весьма ядовитое вещество. ТЭС вводится обычно в виде смеси (этиловой жидкости) с бромистым этилом и a-хлорнафталином, которые способствуют удалению из двигателя образующихся окислов свинца, переводя их в летучие галогениды. В настоящее время тетраэтилсвинец находит всё меньшее применение, так как оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Для повышения октановых чисел сейчас используют более экологически безопасные добавки: метилтретбутиловый эфир, молибденовые композиции, алкилаты и т.д.

В качестве топливадля воздушно-реактивных двигателейприменяют полученный перегонкой нефти дистиллят с т. кип. 150-250 0С (реактивное топливо ТС-1) или 150-280 0С (топливо Т-1).

В связи с всё возрастающим распространением дизельных двигателей в различных видах транспорта с каждым годом всё большее значение приобретает дизельное топливо. Для быстроходных (тракторных, тепловозных и автомобильных) дизелей применяется продукт перегонки парафинистой нефти - газойль или смесь его или солярового масла с керосином (т. кип. 200-350 0С).

Способность дизельного топлива давать воспламенение в цилиндре двигателя характеризуется цетановым числом. Цетановое число есть показатель воспламеняемости дизельного топлива, численно равный (в %) содержанию цетана (н-гексадекана) в такой его смеси с a-метилнафталином, которая по воспламеняемости в двигателе эквивалентна испытуемому топливу. Цетановое число цетана принято равным 100, а a-метилнафталина - нолю. Цетановое число зависит от химического состава топлива: наибольшее цетановое число у алканов, меньшее у циклоалканов, самое низкое - у аренов. Чем выше цетановое число, тем лучше качество дизельного топлива.

Котельные топлива готовят смешиванием остаточных продуктов прямой перегонки (мазута, полугудрона и гудрона) с остаточными продуктами термических и некоторых каталитических процессов.

К газообразным нефтяным топливам относятся попутные газы и газы, получаемые при переработке нефти и нефтепродуктов.

Вторая группа нефтепродуктов - смазочные (минеральные) масла; назначение их - образовывать слой смазки между соприкасающимися частями машин, станков и двигателей. Таким путём трение между частями механизмов заменяется внутренним трением в смазке. Поэтому важнейшей характеристикой смазочных масел наряду с температурой вспышки и застывания является их вязкость.

Смазочные масла разделяют по областям их применения: индустриальные - веретённое, машинное и др.; для двигателей внутреннего сгорания - автотракторные (автолы), авиационные масла и др.; трансмиссионные; турбинные; компрессорные; для паровых машин; масла специального назначения. Смазочные масла изготавливают смешением очищенных остаточных и дистиллятных масел.

Для современных механизмов и двигателей применяют смазочные масла только с присадками - веществами, улучшающими их эксплуатационные качества.

Из смазочных масел, полученных из парафинистых нефтей, во избежание их застывания при низких температурах вследствие выделения твёрдых высших алканов (парафина) производится их удаление - депарафинизация. Масло растворяют чаще всего в смеси метилэтилкетона, бензола и толуола, охлаждают до -20 или -40 0С и отфильтровывают твёрдый парафин, после чего отгоняют из масла смесь растворителей. Для депарафинизации дизельного топлива используют также способность мочевины образовывать труднорастворимые комплексные соединения с высшими н-алканами, которые отделяют и разлагают нагреванием до 60-75 0С на мочевину и жидкий парафин.

После очистки твёрдый парафин применяется как изолятор в электротехнике, для пропитывания спичек и кож, для изготовления свечей. Окислением кислорода воздуха превращают его в синтетические жирные кислоты, используемые в мыловарении. Сплавлением со смазочным маслом получают вазелин, применяемый в медицине и парфюмерии.

Жидкий парафин после растворения в бензине очищают обработкой противоточно движущимся твёрдым адсорбентом от примеси ароматических углеводородов и затем отгоняют растворитель. Его используют для получения высших жирных спиртов.

Некоторые виды микроорганизмов способны усваивать парафин в присутствии раствора солей, содержащих азот, фосфор и калий и синтезировать на их основе белок. Центрифугированием отделяют массу микроорганизмов и применяют её в качестве добавки к корму животных - белково-витаминного концентрата; он богат различными витаминами, а белок содержит много незаменимых аминокислот.

Диспергированием в смазочных маслах загустителей (Ca, Na или Al- мыл) получают мазеобразные продукты - консистентные смазки (солидол, консталин и др.), применяемые для смазки частей механизмов, работающих при повышенных температурах и давлении, и для предохранения металлических предметов от коррозии.

Нефтяные битумы получают окислением гудронов смолистых нефтей, а также смешением с асфальтами. Битумы представляют собой твёрдые или жидкие водонерастворимые материалы.

Коксованием остаточных продуктов нефтепереработки в специальных кубах или печах получают нефтяной кокс. Кокс представляет собой пористую твёрдую массу от серого до чёрного цвета. Он употребляется как твёрдое топливо, а также при изготовлении электродов для электрических печей, различных изделий для электропромышленности и для производства искусственных графитов.

Кроме того, из продуктов переработки нефти получают:

1) осветительный керосин;

2) растворители. В качестве растворителей используют бензин (фр. 45-170 0С), петролейный эфир (фр. 40-70 0С и 70-100 0С), уайт-спирит (фр. 165-200 0С). Обычно растворители получают из нефтяных попутных газов на газофракционирующих установках, установках первичной перегонки нефти и при каталитическом риформинге;

3) смазочно-охлаждающие жидкости;

4) нефтяные кислоты и их соли;

5) деэмульгаторы нефтяных эмульсий.

Плотность

Плотностью вещества (p) называют массы его в единице объема. Плотность можно измерить в кг/м3, г/см3, кг/л, т/м3. В системе единиц СИ плотность измеряется в кг/м3.

В нефтепереработке при расчете физико-химических свойств нефтепродуктов принято пользоваться относительной плотностью, представляющей собой соотношение плотностей жидкого нефтепродукта и дистиллированной воды при определенных температурах. Обозначают относительную плотность ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru , где t1 – температура воды 0 С, t2 – температура нефтепродукта 0 С.стандартными температурами при определении плотности являются для воды 40 С и для нефтепродуктов 200 С.

Относительной плотностью узких фракций (10-20-градусных) может быть рассчитана по формуле

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (3)

Для нефтей парафинистых ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru =0,736, n= 0,13; для нефтей сернистых ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru =0,722, n= 0,159.

Чисто для технологических расчетов необходимо пересчитывать плотность нефтепродукта от одной температуры к другой. С этой целью можно пользоваться формулой Д.И.Менделеева в интервале температур от0 до 1500 С

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (4)

где ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru - относительная плотность нефтепродукта при 200С; ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru -относительная плотность нефтепродукта при заданной температуре; ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru - средняя температура поправка на один градус.

Для определения плотности жидких нефтепродуктов при высоких температурах можно графиками, приведенными на рис. 1

На рис.1 на оси абсцисс откладывают неизвестное значение плотности; из определенной точки (А) восстанавливают перпендикуляр на пересечение с линией, соответствующей температуре, при которой определена эта плотность (точка В). Затем проводят линию, параллельную близлежащей наклонной кривой, до пересечения (в точке С ) с линией температуры, при которой нужно определить плотность. Из точки С опускают перпендикуляр до пересечения с осью абсцисс и таким образом (в точкеD) находят искомую плотность.

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru

Рис. 1. График для определения относительной плотности жидких нефтепродуктов при температуре t ( ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru ) по известной их плотности ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru .

Графики Приложений 3 и 4 применимы при давлениях до 1,5 Мпа. При большом давлении берется поправка (плотность под давлением минус плотность при атмосферном давлении) по графику Приложения 5.

Часто приходится пересчитывать ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru на ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru , а так же ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru на ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru , и наоборот. С этой целью пользуются уравнениями

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru = ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru -5а (5)

где а – средняя температурная поправка.

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru = ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru ·0,9982 (6)

Плотность смеси нефтепродуктов можно определять на равенства по известным массовым процентам компонентов

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru = ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (7)

объемным процентом компонентов

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru = ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (8)

массам компонентов

ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru = ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (9)

Пример. Определить плотность нефтепродукта при 150°С и давлении 20,0 мПа, если его плотность при 20°С равна 650 кг/м3 и К=13,5

Решение. Находим плотность нефтепродукта при 20°С и 20.0 мПа. Поправку к плотности с учетом давления равна 20 кг/м3

Относительная плотность газа равна отношению массы m газа занимающего объем V при некоторых температуре и давлении, и массе m1 воздуха, занимающего тот же объем V при тех же температуре и давлении

d= ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (10)

Если считать газ идеальным то при T=273,16 К, Р=0,1 М мПа и V-22,414 мл масса m равна молекулярной массе M газа. В тех же условиях масса 22,414 мл воздуха составляет 28,9 г, откуда относительная плотность газа или пара относительно равна

d= ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (11)

Абсолютную плотность газов и паров (р, кг/м3) при нормальных условиях можно найти, зная массу М и объем 1 моль газа (22,414л)

p= ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (12)

При абсолютной температуре Т (К) и давлении П (105 Па) плотность газа (в кг/м3) может быть найдена по формуле

p= ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (13)

Используя формулу (15), можно написать

pr= ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (14)

или

pr= ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru (15)

6.2 Задачи для самостоятельного решения

1. Определить относительную плотность нефтепродукта ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru , если его ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru = 0,7586.

2. Относительная плотность бензиновой фракции ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru =0,7560. Какова относительная плотность этой фракции при 500С?

3. Определить относительную плотность нефтепродукта при 2500С, если его d=0,800,К=11,5.

4. Плотность мазута бинагадинской нефти ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru =0,953. Определить его плотность при 3000С, К=10,2

5. Определить относительную плотность смеси, состоящей из 250 кг бензина плотностью ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru =0,765 и 375 кг керосина плотностью ноябрьский институт нефти и газа - student2.ru =0,826.

Семестр

недели   форма отчетности
Письмен ная   - - - - - - - В К * - - - - - - - - Р К * -

*ВК- входной контроль, *РК- рубежный контроль

*КОЗ - контроль остаточных знаний проводится после окончания изучения дисциплины через1-2 семестра, согласно утвержденного графика

Учебная карта

самостоятельной работ студента___________________________________

__3__курса ____________гр. _________заочной формы обучения

Учебная дисциплина химия нефти и газа

Преподаватель___________________________________________________

Модуль Вид самостоятельной работы Плановые сроки выполнения Форма отчетности   Фактические сроки выполнения Сумма баллов
Подготовка к кр 4 неделя – 7 семестр Кр  
Подготовка к контролю остаточных знаний (тест) 5 неделя – 7 семестр тест  
Итого:

Подпись преподавателя:

Подпись студента: дата

Сумма баллов по СРС, включаемая в итоговую оценку по дисциплине:

Подпись преподавателя: дата

Зачет

Зачет является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить, систематизировать и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и в процессе самостоятельной работы. На проведение зачета отводится учебные часы по расписанию.

Сдаче зачета предшествует работа обучающегося налекционных, практических занятий и самостоятельная работа по изучению дисциплины. Отсутствие студента на занятиях без уважительной причины и невыполнение заданий самостоятельной работы является основанием для недопущения студента к зачету.

Подготовка к зачету осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информационной среды интернет.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент освоил более 50% учебного материала, т.е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине.

Оценка «хорошо» выставляется в случае если студент освоил более 60% учебного материала, т.е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальную творческую работу (реферат, презентацию, сообщение и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы.

Оценка «отлично» выставляетсяв случае если студент освоил более 70% учебного материала, т.е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине. Кроме этого студент, претендующий на отличную оценку, должен продемонстрировать аналитическое, нестандартное мышление, креативность и находчивость в ответах на дополнительны, усложненные вопросы преподавателя в рамках изучаемой дисциплины.

Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении по учебной дисциплине или требуемых для обучения по учебной дисциплине.

Устанавливаются три вида текущего контроля:

- входной контроль,

- рубежный контроль,

- контроль остаточных знаний.

Входной контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студента, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Проводится до начала обучения по дисциплине.

Рубежный контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студента, полученных в ходе обучения. Проводится во время обучения по дисциплине.

Контроль остаточных знаний – повторная проверка отдельных знаний, навыков и умений студента, полученных в ходе обучения. Проводится через некоторый период времени после обучения по дисциплине.

Для проведения текущего контроля в рабочую программу необходимо включить: тестовые материалы, перечень тем курсовых работ (проектов), контрольных работ, рефератов, расчетно-графических работ (РГР).

Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений студента, полученных при обучении дисциплине. Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения студентом всех учебных целей и выполнения всех учебных задач программы учебной дисциплины.

Для проведения промежуточной аттестации в рабочую программу включить перечень контрольных вопросов для проведения экзамена или зачета.

Вопросы к экзамену

1. Характеристика нефти. Гипотезы происхождения.

2. Изменение состава нефти при миграции.

3. Источники и пути образования в нефти серосодержащих соединений.

4. Классификация нефти.

5. Физические свойства нефти. Плотность и удельный вес.

6. Молекулярная масса. Вязкость, виды вязкости. Температура застывания, помутнения, кристаллизации.

7. Электрические свойства нефти. Пожароопасность нефти и газа. Температура вспышки, воспламенения, самовоспламенение.

8. Октановое и цетановое числа.

9. Элементный состав нефти. Основные классы соединений, содержащихся в нефти

10. Методы выделения и исследования состава нефти и газа. Экстрация сорбция и их виды. Кристаллизация.

11. Дистилляционные методы разделения нефти. Перегонка, ректификация.

12. Алканы нефти и газа. Номенклатура. Физические и химические свойства. Парафины и церезины.

13. Нафтеновые углеводороды нефти.Номенклатура. Физические и химические свойства.

14. Ареновые углеводороды нефти. Номенклатура. Физические и химические свойства.

15. Алкены. Номенклатура. Физические и химические свойства.

16. Алкадиены. Номенклатура. Физические и химические свойства.

17. Алкины. Номенклатура. Физические и химические свойства.

18. Термические превращения углеводородов нефти. Термический крекинг, пиролиз, коксование нефтяного сырья.

19. Химизм термического крекинга нафтеновых углеводородов. Термокаталитические превращения углеводородов нефти и газа. Катализ и катализаторы.

20. Каталитический крекинг, каталитический реформинг. Химизм превращений алканов при каталитическом крекинге.

21. Гидрогенизационные процессы в нефтепереработке. Гидрокрекинг. Гидрообессеривание. Гидроочистка.

22. Окисление углеводородов нефти и их производных. Основные кислородосодержащие соединения нефтехимии.

23. Процессы подготовки нефти и газа.

24. Химические методы очистки газа.

9.5 Тестовые задания для самоконтроля знаний студентов

1. Укажите варианты, которые соответствуют определению «Фракционный состав нефти»

a. Зависимость выхода нефтяной фракции от температуры;

b. Выход фракции от давления перегонки;

c. Выход фракции от устройства аппарата перегонки;

d. Выход фракции от состава нефти;

e. Выход фракции от содержания серы.

2. Укажите вариант, который соответствует определению «Элементный состав нефти»:

a. C, H, N, O, S;

b. C, H, O, Me;

c. C, H, N,O;

d. C, H, S, O, P.

Лекционные занятия

Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализацией любой видео и аудио информацией, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проектного экрана, акустические системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрип монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже IntelCorei3-2010,DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio,HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применениемсовременных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудование имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.

Комплект электронных презентаций/слайдов.

Аудитория с раздвижной доской, оснащенная таблицами периодической системы Менделеева, основных классов органических соединений

Лабораторные работы

Лаборатория химическая с приточно-вытяжной вентиляцией и водопроводом, оснащенная:

- лабораторными столами,

- электродистиллятором,

- тубусами для дистиллированной воды,

- рН-метром,

- аналитическими весами,

- секундомером,

- штативами для пробирок,

- металлическими штативами с лапками,

- набором химической посуды,

- набором химических реактивов.

Практические занятия

Аудитория с раздвижной доской, оснащенная таблицами периодической системы Менделеева, основных классов органических соединений

11. Указания по работе с литературой, конспектами лекций и учебно-методическими изданиями

Работа с учебной литературой рассматривается как вид самостоятельной учебной работы по дисциплине «Химия нефти и газа» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение.

Каждый студент обеспечен доступом к библиотечным фондами филиала Университета, необходимой для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Каждый студент имеет возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернат:

1.http://www.rsi.ru/ - Российская государственная библиотека (РГБ)

2.http://www.nir.ru:8101/ - Российская национальная библиотека (РНБ)

3.http://www.bibfl.ru/ - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ)

4.http://www.rasl.ru/library/missiya/php/- Библиотека академии наук (БАН)

5.http://www.benran.ru/- Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН)

6.http://www.gpntb.ru/- Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)

7.http://www.spsl.nsc.ru/- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН)

8.http://www.nhmgu.ru/- Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова (НБ МГУ)

9.http://www.tonb.ru/- Тюменская областная научная библиотека (ТОНБ)

10.http://www.tsogu.ru/lib/- Библиотечно-информационный центр ТюмГНГУ (БИЦ ТюмГНГУ)

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов. В ходе лекционных занятий студенты должны вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.

В ходе подготовки к занятиям обучающимся рекомендуется изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свои конспекты лекций, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

Рекомендованные в пособии тексты-источники, тесты, практические задания составлены автором методических указаний на основании следующих базовых источников, к

Наши рекомендации