Формирование гармоничной личности

Организация деятельности вокального кружка

Дата публикации: 11.03.2011

Раздел: Предметно-развивающая среда

Количество просмотров: 8236

Источник: Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 4, 2011 года

Разнообразные проявления творчества характерны для ребенка с раннего возраста. Задача педагогов – создать необходимые условия, чтобы выявить и развить творческие начала в доступной и интересной детям деятельности. Так, занятия в вокальном кружке способствуют проявлению индивидуальности дошкольника и формированию гармоничной личности.

· Формирование гармоничной личности

· Виды импровизации

· Методические приемы

· Диагностика музыкальных способностей

· Положение о деятельности вокального кружка "Золотая нотка"

· План работы вокального кружка "Золотая нотка" с детьми подготовительной к школе группы

· Диагностика уровня музыкальных способностей

наверх

Формирование гармоничной личности

Формирование личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач дошкольного образования. Ее решение в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии педагогов и родителей.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.

Все это становится возможным в ходе специальных занятий.

Так в детском саду № 201 "Волшебница" АНО ДО «Планета детства "Лада"» создан вокальный кружок "Золотая нотка", деятельность которого осуществляется в соответствии с положением (приложение 1) и планом работы (приложение 2) .

Известно, что у дошкольников творческое начало может проявляться в пении простейших мотивов, возникающих непроизвольно, в сочинении мелодии на предложенный текст, в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации. Любая импровизация сиюминутна. Дошкольники, как правило, не могут дословно ее повторить, каждый раз получается новый вариант мелодии. Поэтому особое место на занятиях в вокальном кружке отводится обучению детей импровизации. Использование такого вида детского творчества стимулирует творческое развитие детей, проявление индивидуальности.

Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:

· целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;

· учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

· мотивации детской деятельности;

· отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;

· включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;

· поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.

Не менее значимым является использование личностно ориентированной модели обучения, которая предусматривает шаги взрослого навстречу ребенку, похвалу, ласку, помогающие ощутить эмоциональный комфорт и защиту. Важно отметить, что импровизация как вид творчества может быть частью занятия только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка.

К творчеству, как и к любому другому виду деятельности, дошкольника необходимо готовить заранее. В процессе подготовки можно выделить три взаимосвязанных направления.

Первое – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений – создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

Второе направление – знакомство со способами творческих действий. С этой целью дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества.

Третье направление – овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых мелодий он объясняет дошкольникам, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы, как характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта дети в дальнейшем будут "сочинять" сами. На начальном этапе дошкольники придумывают попевки, песенки на ограниченном количестве ступеней. В этом случае они оперируют конкретными музыкально-слуховыми представлениями, приобретенными в процессе восприятия, пения, игры на инструментах.

Остановимся подробнее на организации занятий по импровизации в рамках деятельности вокального кружка.

Виды импровизации

Успех импровизации на занятии во многом зависит от педагога, его исполнительских возможностей, педагогического мастерства, умения создать единую эмоциональную настроенность, связать импровизацию с содержанием занятия. Выделяют несколько видов импровизации.

Диалогическая импровизация состоит из двух строчек: вопрос – ответ. Педагог задает вопрос, а дети по цепочке поют друг другу на него ответы ("Болтали две сороки…", "Заинька, где ты был, побывал…").

В качестве примераимпровизации на эмоционально-образную ситуацию можно привести музыкальный спектакль "Мои игрушки". Дошкольники по очереди поют песни игрушкам или разыгрывают сценку. Радостная мелодия звучит, если речь идет о новой кукле или красивом мишке, тревожная, печальная, жалобная, – если игрушка заболела или машинка сломалась.

Импровизация на жанр может быть с текстом или же вокализом.

При импровизации на определенное настроение детям предлагается спеть радостную или грустную мелодию. В помощь дошкольникам дается текст соответствующего содержания.

Работанад импровизацией мелодий на стихотворный текст начинается с изучения воспитанниками его содержания. Педагог поясняет образные выражения, обращает внимание на кульминационные строчки, выразительно читает стихотворение, обсуждает варианты мелодий и выбирает наиболее удачные. Затем он записывает и гармонизирует особенно понравившуюся мелодию, чтобы исполнить ее на следующем занятии.

В процессе вокальной импровизации необходимо стремиться к ладовой завершенности произведения. Сначала можно похвалить детей, у кого это получается естественно, а затем попросить самых способных помочь допеть остальным. Иногда дошкольники создают интересные мелодии, которые не укладываются в обычные рамки внутри ладовых тяготений в системе мажора-минора. В этом случае нужно внимательно слушать и не завершать такие мелодии тоникой. Важно в процессе вокальной импровизации формировать у детей ощущение формы через восприятие фраз.

Импровизация – наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения. Тема обычно задается со стороны или возникает внезапно. Импровизацию часто сравнивают с творчеством, но последнее рассматривается значительно шире. Обычно сочинение музыки – развернутый процесс, предусматривающий обдумывание замысла и средств его воплощения, совершенствование и оценку результата. Творчество позволяет развивать, направлять и контролировать музыкальное мышление. Необходимым условием для импровизации является накопление опыта исполнительства.

Музыкальная развивающая среда ДОУ: современно оборудованный музыкальный зал, разнообразные технические средства, качественные музыкальные инструменты, игрушки нового поколения – непременные условия для творческих проявлений дошкольников.

Методические приемы

Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.

Дошкольники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет педагог, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность.

В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий, например, "Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие", распределяют роли, и сюжет получает развитие.

Речевые игры – наиболее доступная предпосылка к импровизации. Словесная фантазийная игра выражается в добавлении нового слова или строчки для
создания версии стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки ("Снежный ком", "Рифмы", "Веселые стихи").

Средством развития творческой деятельности дошкольников являются, например, такие задания, как сочинение мелодии в заданном жанре. Дети представляют себе, что они стали настоящими композиторами. Ноты последней части припева песни потерялись, и им нужно закончить произведение. Можно также предложить сочинить колыбельную, плясовую на слог "ля", марш на слог "тра-та-та", придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах.

Итогом творческого решения является выразительное исполнение дошкольниками сочинения. При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность "автора" выразительно ее повторить.

Продуктивны творческие игры, например, "Эхо", когда один ребенок напевает свое имя, а остальные хором повторяют. Можно предложить детям закончить знакомую им мелодию небольшой фразой. Взрослый поет: "Где обедал воробей?", а ребенок придумывает музыкальный ответ.

Также помогают в работе над вокальной импровизацией мини-рассказы.

В течение первого года обучения проводится игра "Музыкальная сказка", которую начинают на втором или третьем занятии. Она помогает научить воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать певческие интонации, расширить диапазон.

Работа над вокальной импровизацией проходит через все виды занятий: фронтальные, тематические, интегрированные, игровые, на которых дети закрепляют знания, полученные на музыкальных и хоровых занятиях. Такая вариативность, отход от стереотипной структуры придают им живость, непосредственность. В процессе интеграции важно стимулировать рефлексию, что происходит по ходу ролевой игры, театрально-музыкальной импровизации, инсценирования, изобразительной деятельности. Это дает возможность отследить, в каком творческом самовыражении свободнее акцентируется ребенок, обеспечить личностно ориентированный подход в рамках разных видов детской деятельности. Наиболее интересные импровизации педагог может повторить и разучить со всеми воспитанниками.

Кроме развития умения импровизировать на занятиях в вокальном кружке дошкольники придумывают игры или переводят обычные игры в музыкальные (например, "Испорченный телефон", "Я садовником родился", "Гуси-лебеди" и др.). Выполняют различные музыкальные задания ("Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие"). А также знакомятся с произведениями классической вокальной музыки, выполняют движения вместе с пением.

Работа над развитием творческих способностей дошкольников требует от специалистов профессионализма, постоянного самообразования и определенных индивидуальных особенностей: динамичности, спонтанности, эмоциональной наполненности. Преемственность в педагогическом сотрудничестве – залог успеха в развитии творческих способностей детей.

Эффективно развивать творческие способности детей можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые ребенок получает в детском саду, должны найти применение в условиях семьи. Отчетные концерты в Дни открытых дверей помогают родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его творческие умения. И тогда папы и мамы начинают больше внимания уделять вопросам музыкально-творческого воспитания в семье, интересоваться, есть ли у ребенка способности к творчеству, нужно ли учить его петь, сочинять мелодии. Найти ответы на них им помогают беседы и блиц-консультации музыкального руководителя.

Мини-словарик

Творчество – процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность результата.

Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм.

Ритмический рисунок – в музыке – последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).

Тоника – первый звук каждой гаммы, с которого она начинается и которым заканчивается.

Гамма – в музыке – поступенно восходящее или нисходящее мелодическое движение, охватывающее все звуки какого-либо звукоряда не менее октавы.

Лад (музыкальный строй) – система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы) – определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения.

Фраза – в музыке – относительно завершенная часть мелодии, темы.

Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный звук; звучащий, поющий) – произведение для пения без слов на гласный звук.

Попевка – мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного распева.

Диагностика музыкальных
способностей детей

Для определения уровня музыкальных способностей детей в начале и конце года проводится диагностика по следующим критериям: развитость ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Ладовое чувствопроявляется как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену в нем настроений, как чувство тяготения звуков. Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма формируется в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Более подробно параметры диагностики уровня музыкальных способностей детей представлены в приложении 3).

Проведенный анализ показывает, что при выполнении доступного задания – сочинить мелодию по предложенной теме – дети опираются на имеющийся запас вокально-хоровых навыков, понимают задачу и произвольно действуют, подбирая элементы изобразительности музыки и выразительности интонации человеческой речи.

Участники вокального кружка являются дипломантами фестиваля песенного творчества АНО ДО «Планета детства "Лада"».

Опыт работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в вокальных импровизациях представлялся на профессиональном конкурсе "Воспитатель года – 2007" АНО ДО «Планета детства "Лада"», был признан лучшим на конкурсе педагогических изобретений Фонда "Развитие через образование" г. о. Тольятти в 2008 г.

Дошкольники с удовольствием посещают занятия в вокальном кружке, делают успехи в вокальном импровизационном творчестве, эмоционально передают действия персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах. Не испытывают трудностей в процессе выступлений перед аудиторией, ведут себя уверенно и раскованно. Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в городских и районных конкурсах, фестивалях детской песни, искусств ("Радуга надежд" (дипломанты в номинации "Вокальные ансамбли"), "Мистер и мисс Экология", "Юные звезды Жигулей сотворяют города"), в благотворительных праздниках, Днях открытых дверей для родителей воспитанников и населения.

наверх

Положение о деятельности вокального кружка "Золотая нотка"

Приложение 1

1. Общие положения

1.1.Вокальный кружок "Золотая нотка" (далее – вокальный кружок) организуется на базе Детского сада
№ 201 "Волшебница" АНО ДО «Планета детства "Лада"» г. о. Тольятти в целях:

· расширения спектра образовательных услуг;

· развития творческих способностей детей;

· всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.

1.2. Вокальный кружок создается на основании распоряжения заведующего детским садом по представлению заместителя заведующего по воспитательно-методической работе.

1.3. Состав вокального кружка формируется с учетом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков (автор И.В. Груздова).

1.4. Возраст детей, посещающих вокальный кружок, – 6–7 лет.

1.5. Наполняемость группы на занятиях – 8–10 детей.

2. Цели и задачи деятельности вокального кружка

2.1. Основной целью деятельности вокального кружка является формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Основные задачи:

· формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы;

· включение дошкольников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием "продукта" своего труда;

· реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению;

· формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта;

· развитие вокально-слуховых способностей.

3. Организация деятельности вокального кружка

3.1. Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.

3.2. Занятия в вокальном кружке проводятся в соответствии с рекомендуемыми:

· продолжительностью режимных моментов дня для возрастных групп детского сада;

· объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН 2.4.1.2660-10.

3.3. Руководителем вокального кружка является музыкальный руководитель детского сада.

3.4. Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале один раз в неделю. Продолжительность занятия –
30 мин.

3.5. Программно-методическое обеспечение и содержание деятельности вокального кружка определяется основной комплексной образовательной программой детского сада "Детство" (раздел "Ребенок и музыка").

3.6. В организации деятельности вокального кружка участвуют:

· педагог-психолог, который оказывает помощь руководителю вокального кружка в построении взаимоотношений с детьми;

· заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, обеспечивающий:

– организацию педагогической деятельности в рамках единого образовательного процесса;

– оказание помощи в профессиональном росте и повышении квалификации педагога;

– координацию деятельности педагогов, проводящих кружковую работу;

– методический контроль качества оказываемых образовательных услуг;

– контроль за содержанием документации руководителя вокального кружка;

– контроль нагрузки детей в рамках допустимых норм при проведении кружковой работы (составление сетки видов деятельности и циклограммы деятельности музыкального руководителя).

3.7. Для отчета перед родителями воспитанников за качество оказываемой образовательной услуги руководителем вокального кружка не реже одного раза в квартал проводятся открытые просмотры, концерты, праздники и другие мероприятия.

4. Документация руководителя вокального кружка

4.1.Руководитель вокального кружка несет ответственность за наличие, содержательность и культуру ведения следующей документации:

· тетрадь учета посещаемости вокального кружка детьми;

· перспективно-календарный план кружковой работы;

· результат выявления уровней развития вокальных навыков детей на начало и конец учебного года;

· карта участия дошкольников в мероприятиях.

4.2. Документация деятельности вокального кружка принимается на хранение в методический кабинет (срок хранения – 5 лет).

План работы вокального кружка
"Золотая нотка" с детьми подготовительной к школе группы[1]

Приложение 2

Месяц Неделя Тема Цель Методические приемы
Сентябрь Диагностика знаний и умений детей по разделу "Ребенок и музыка" (программа "Детство")
Октябрь 1-я неделя "Музыкальный разговор" Формирование у детей интереса к творческой деятельности Педагог пропевает и прохлопывает на слог "ля", затем предлагает ребенку продолжить. Если дети затрудняются с ответом, продолжается работа над начальной незавершенной интонацией
2-я неделя "Музыкальная сказка" Формирование у детей интереса к хоровому пению, развитие речи, инициативы, самостоятельности, фантазии, умения общаться в коллективе сверстников Педагог исполняет музыкальную сказку (на выбор, в данном случае об обитателях леса): дети отвечают на его вопросы попевками. Они поют без сопровождения, указывая рукой высотность, протяжность звучания
  3-я неделя "Музыкальная сказка" (продолжение) Формирование интереса к хоровому пению, развитие речи, инициативы, смелости, фантазии, самостоятельности, умения общаться в коллективе, артистических способностей Дошкольники повторяют сказку с новыми персонажами, сами проводят игру. Домашнее задание: придумать новых музыкальных птиц и зверей
4-я неделя Обучение детей воспроизведению сыгранных на фортепиано или спетых звуков, отработка отдельных певческих интонаций, расширение диапазона Предложить двум дошкольникам рассказать сказку. Остальные воспитанники помогают им петь попевки. Дети добавляют еще одного музыкального персонажа и вариант его пения. Педагог выбирает удачные варианты
Ноябрь 1-я неделя "Музыкальная сказка" (продолжение) Обучение детей воспроизведению сыгранных на фортепиано или спетых звуков, отработка отдельных певческих интонаций, расширение диапазона Педагог предлагает придумать новые попевки (например, мамы зовут своих детей домой; малыши радостно приветствуют солнышко и т. д.) и выбирает наиболее подходящие для моделирования интонаций
2-я неделя "Музыкальный разговор" Придание импровизации характера оживленного, радостного или грустного разговора Сравнить мелодию с разговором людей, которые шутят, радуются, и определить, каким будет ее характер. Педагог обращается поочередно к каждому ребенку, помогает найти подходящую для ответа интонацию. Для начала "разговора" использовать первые такты "Вальса-шутки" Д. Шостаковича. Грустный и печальный разговор напомнить пьесой П.И. Чайковского "Болезнь куклы", провести беседу об игрушках. Представить, что любимая кукла заболела, и предположить, какой в этом случае должна быть мелодия
3-я неделя Импровизация "Музыкальный разговор животных" по мотивам песни "Тень-тень", муз. В. Калинникова, сл. народные Обучение сочинению мелодии на определенные строки текста песни в соответствии с характером "героя" Предварительная беседа о характере животных и их музыкальных тем. Педагог распределяет роли, дети предлагают свои варианты мелодии для каждого персонажа
4-я неделя "Музыкальный разговор животных" (продолжение) Обучение детей сочинению мелодии на определенные строки текста песни в соответствии с характером "героя" Педагог читает текст песни: первый куплет и фразы. Дети изображают героев на фоне исполнения своей мелодии. Перед началом импровизации и выступлениями каждого ребенка педагог подбирает на фортепиано удобную для пения тональность. В каждый ансамбль наряду с малоактивными детьми следует включать дошкольников, ярко проявивших себя в ходе беседы
Декабрь 1-я неделя Сочинение мелодий на стихотворный текст Создание яркого эмоционального образа, формирование у детей навыков работы над словом, при чтении стихов Этапы создания певческой импровизации на стихотворный текст: изучение содержания текста и беседа о нем, пояснение образных слов и выражений, выразительное чтение стихотворения. Домашнее задание: выучить с ребенком любимое стихотворение А. Барто
2-я неделя Импровизация на знакомые детям стихи А. Барто Создание яркого эмоционального образа, формирование у детей навыков работы над словом, при чтении стихов Выразительное чтение вместе с детьми стихотворения, акцент на кульминационных строчках. Обсудить варианты мелодий, выбрать удачные. Педагог записывает особенно понравившуюся детям мелодию и гармонизирует ее, чтобы исполнить на следующем занятии
3-я неделя Словесная фантазийная игра "Добавь слово" Закрепление умений детей добавлять новое слово или строчки для создания версии любимого стиха или песни, искать слово, подходящее по ритму к заданной модели Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки
Январь 1-я неделя Новогодние каникулы
2-я неделя Сочинение колыбельной песенки Формирование у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы Педагог рассказывает, какой должна быть мелодия (ласковой, небыстрой, негромкой), как ее надо исполнить (мягко, напевно). Дети импровизируют на последние две строчки, определяют ритм, проговаривают текст, отхлопывают ритмический рисунок
3-я неделя Сочинение колыбельной песенки Формирование у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы Сочинение мелодии происходит "цепочкой": каждый ребенок пробует сочинить небольшую мелодию из двух тактов, одновременно мягко отхлопывая ритм. Выбираются удачные варианты, составляется песенка, которая исполняется всеми детьми
4-я неделя Каникулы
Февраль 1-я неделя Каникулы
2-я неделя Импровизация на заданный текст Приобщение детей к активной творческой деятельности Работа начинается с выразительного чтения текста педагогом и анализа содержания, затем дети учат его наизусть
3-я неделя Музыкальный спектакль "Мои игрушки" Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на эмоционально-образную ситуацию) Дети по очереди поют песни игрушкам: радостную мелодию (новая игрушка, красивая кукла) и тревожную, печальную, жалобную (кукла заболела, машинка сломалась)
  4-я неделя "Мы гуляли в поле и в лесу" Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на эмоционально-образную ситуацию) Разыграть сценки: дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу
Март 1-я неделя "Навстречу весне" Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на определенное настроение) Задание: спеть веселую и грустную мелодии, задумчивую песенку. Вокальную импровизацию соединить с импровизацией на текст соответствующего содержания
2-я неделя Музыкально-дидактические игры Выразительная передача образа или взаимосвязи нескольких персонажей Музыкально-дидактические игры ("Гуси", "Савка и Гришка", "Котик и козлик"). Задания: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить песню с определенной интонацией, тембром для конкретного образа; самостоятельно инсценировать песню, не прибегая к наглядному показу; создать словесную картинку, обсудить с детьми характер каждого образа
3-я неделя "Придумай свою игру" Развитие творческого воображения по мере самостоятельного создания музыкальных игр Дошкольники сочиняют колыбельную, на слог "ля", придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Задания: потрясти шумовые коробочки, постучать по ним пальцами; сыграть на шумовом инструменте с ключами музыку грома, дождя
4-я неделя "Придумай свою игру" Поиск новых образов, звуков, музыкальных оборотов Дети сочиняют плясовую на слог "ля", придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Задания: постучать разными деревянными брусочками или грецкими орехами; придумать ритмический рисунок на бубне
Апрель 1-я неделя "Придумай свою игру" Развитие умения привлекать к игре своих сверстников, понятно объяснять правила игры Воспитанники сочиняют марш на слог "тра-та-та", придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах
2-я неделя "Танцуем и играем" Развитие умения передавать в движении заданный ритм Одни дети импровизированно танцуют, другие сопровождают их танец импровизацией на музыкальных инструментах
3-я неделя "Мы – композиторы!" Приобщение детей к активной творческой деятельности (сочинение мелодии на заданный жанр) Предварительная работа: знакомство детей с творчеством композитора П.И. Чайковского, рассказ о его детстве. Дошкольники разыгрывают сценку, где гости просят композиторов сочинить польку. Дети-гости поют начало песни, а дети-композиторы сочиняют ее окончание. Таким образом все участвуют в творческом процессе
  4-я неделя "Гуляем в лесу" Приобщение детей к активной творческой деятельности (сочинение мелодии на заданный текст) Педагог предлагает детям придумать продолжение выбранного им рассказа
Май 1-я неделя "Времена года" Приобщение детей к активной творческой деятельности (сочинение мелодии на заданный жанр) Педагог предлагает детям придумать продолжение музыки для танца (песни)
2–4-я недели Диагностика знаний и умений детей по разделу "Ребенок и музыка" (программа "Детство")

Наши рекомендации