Размер как функция реверберации
Размер как функция громкости.
Чем громче звучит звук в миксе, тем более он маскирует другие звуки. Таким образом, изображаем громкие звуки – большими. Особенно громкая гитара будет скрывать все остальные, более мягко звучащие, инструменты. А бас-гитара, и так сама по себе большая, еще более будет скрывать остальные звуки, если увеличить ее громкость.
Delay
Необычный эффект возникает, когда мы накладываем на звук дилэй, меньший, чем 30 ms (1000 ms = 1 сек.). Так как наши уши неспособны адекватно воспринять такое малое время задержки, вместо эха мы слышим просто более «жирный» звук. Когда вы помещаете оригинальный сигнал в левый динамик, и сигнал с такой короткой задержкой – в правый, возникает эффект «вытягивания» звука между динамиками, делая его «вездесущим». Создается эффект "сгущения"
Кроме того, звуки в синтезаторах обычно уже переведены в стерео с таким же коротким временем задержки.
Используем громкость, панораму и эквалайзер для помещения и перемещения «сфер», мы можем контролировать расположение вытянутой сферы, или «линии» звуков, создаваемой «Сгущение». Мы можем помещать «линию» слева направо в любом месте, просто панорамируя оригинальный сигнал и сигнал с задержкой. Чем шире стереобаза звука, тем больше места он занимает и, соответственно, больше маскирует остальные звуки.
«Сгущение» панорамируемое на 11:00-01:00
«Сгущение» панорамируемое на 10:00-02:00
Мы также можем переместить эту линию ближе, увеличив громкость… или перемещая на задний план, уменьшая громкость. Мы также можем немного перемещать его вверх-вниз, добавляя высоких или низких эквалайзером.
Размер как функция реверберации.
Так как ревер представляет собой совокупность тысяч задержек, то он занимает огромное пространство, будучи помещен в стерео.Поскольку реверб состоит из тысяч дилеев, он в действительности занимает очень много места. Еще больше места он начинает занимать, будучи наложенным на низкозвучащие инструменты, маскируя все остальные.
Так же, как «сферы», мы можем перемещать ревер в пространстве, используя громкость, панораму и эквалайзер. Чем шире ширина ревера, тем больше места он занимает, и тем больше его маскирующая способность.
Ровная громкость
Неровная громкость
Сбалансированный (симметричный) микс
Разбалансированный (несимметричный) микс.
Натуральная эквализация
«Оригинальная» эквализация
Разреженный микс.
Плотный (стена звука) микс
Искусство миксширования состоит в творческом размещении этих образов. Любому музыканту необходимо знать до мельчайших тонкостей характер и возможности своего инструмента, так же, как и инженеру – знать возможности и сферу применения своего оборудования. Кроме того, инженер должен быть осведомлен относительно создания опеределенных звуковых структур и «образцов».
ЗАМЕТЬТЕ: Звукоинженер в своей работе подобен скульптору: оба имеют дело с 3-мерными структурами.
Микс может быть выполнен так, чтобы выделить саму песню, т.е. быть скрытым и незаметным. Или наоборот, микс может привнести много такого, чего нет в изначальном исполнении. Микширование может служить инструментом для того, чтобы что-то выделить, улучшить в песне, или наоборот, внести искажения и хаос. Величайшие инженеры используют микширование лишь для того, чтобы ограничить определенными рамками то, что уже сделано до них.
РУКОВОДСТВО ПО ВЫДАЮЩЕМУСЯ МИКШИРОВАНИЮ
Ритм.
Природа ритма имеет прямое влияние на микс. Чем сложнее ритм, тем чище и яснее нужно делать микс, чтобы прояснить детали. Ведь вы же не захотите завуалировать точный и интригующий ритм? Конечно, не все сложные ритмы микшируются более «выделенными»
Аранжировка.
Идея состоит в том, чтобы сделать микс чище и яснее, пока не будет слышна сложность аранжировки. Кроме уменьшения использования эффектов, звуки эквализируются так, чтобы быть ярче.
Если исполнение – выдающееся, вы можете выделить его, поместив на передний план. С другой стороны, если исполнение – так себе, не помещайте его вперед, особенно без применения эффектов. Не нужно выделять ничего посредственного. По крайней мере скройте его немного или наложите ревер или другой временной эффект, чтобы сгладить острые края. Как бы то ни было, не печальтесь слишком о плохом исполнении. Не накладывайте слишком много ревера и не прячьте его слишком сильно. Иначе получите не только плохое исполнение, но и плохой микс.
Работа в коллективе
Идеальный инженер – это тот, кто не только знает, что может быть лучшим для проекта, но и умеет доходчиво объяснить это клиентам.
Суть сказанного в том, что если вы воспримите идеи всех людей, вовлеченных в проект, у вас не будет недостатка в прекрасных идеях. Кроме того, как инженер, вы должны постоянно накапливать эти идеи, записывая их куда-нибудь и никогда не забывая. Вы должны выцеплять эти идеи, которые постоянно всплывают во время сессий
Всякий раз, когда вы слушаете песню, замечайте все, что происходит в миксе (если у вас есть время и вы активно слушаете). Замечайте изменения громкости, панорамы, эквализации, эффектов на каждом инструменте в миксе. Спросите себя: «Почему инженеры сделали то, что они сделали? Почему уровень громкости имнно такой? Почему панорама сделана так? Почему такая простая эквализация? Что побудило их применить именно эти эффекты?». И даже: «Каким образом они мыслили?» И, что особенно важно: «Нравится ли мне, как расположил инженер звуки? Расположил бы я их точно так же?».
Через некоторое время у вас выработается своя точка зрения на то, что делают другие, появятся собственные предпочтения. После этого вы можете делать все, что хотите. Если вы начнете заниматься сведением, вы сможете установить довольно точно каждый инструмент. И если кто-то будет с этим не согласен, у вас хватит опыта и уверенности обосновать свой выбор. Можно также заметить, что для инженера лучше использовать собственные опыт и интуицию, для того чтобы устанавливать новые тенденции, а не следовать уже существующим. Если найдете собственный путь, следуйте им. Но, пока этого не случилось, хорошо бы взглянуть на то, как это делают другие.
ФУНКЦИИ СТУДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ ПАРАМЕТРОВ.
Управление громкостью.
Громкость отражает то, где помещается звук в миксе – спереди или сзади. Реальный уровень громкости строится из двух основных частей – уровня фэйдера и формы звуковой волны, а также из кривой Fletcher-Munson
Кривая Fletcher-Munson. Основная проблема человеческого слуха в том, что он по-разному чувствителен к разным частотам, особенно к низким. (Флетчер и Мансон изучали, насколько врут нам наши уши). Такова причина появления кнопок «подъем низов» на аудиоаппаратуре. Большинству людей нравится дополнительный подъем низов и верхов, так что они оставляют эти кнопки постоянно нажатыми. Основной вывод, который нужно сделать из всего этого – внимательно проверять уровни громкости всех треков в миксе, особенно при сведении на малой громкости, когда вы не слышите верха и низа как следует. Так что, когда вы уменьшаете общую громкость – первые пропадают низа и верха.
Форма волны, или ее гармоническая структура, оказывает большое влияние на то, какую громкость звука мы слышим. Например, бензопила будет звучать громче флейты, несмотря на то, что вольтметры, измеряющие уровень сигнала, будут показывать одинаковые значения.
Функции компрессоров/лимитеров У компрессоров/лимитеров есть две основные и три дополнительные функции. Первая – получить лучшее соотношение сигнал/шум, которое означает наличие меньших шумов. Вторая – стабилизировать звуковой образ между динамиками, что означает наличие большего «присутствия» (presense).
Насколько сильно компрессировать?
Стандартно, чем больше инструментов и нот у вас в миксе, тем больше нужно компрессировать каждый
Нойсгейт
Применение с микрофоном. Нойсгейт используется для избавления «утечки» звучания других инструментов в комнате. Когда микрофон придвинут к инструменту, его звучание будет самым громким. Таким образом, можно легко установить порог нойсгейта так, чтобы звуки других инструментов не проникали через этот микрофон.
Таблица Соответствие нот и частот
Частотных диапазонов
Нижний низ: ниже 40 Гц.
Низ: от 40 до 200 Гц.
Нижняя середина: от 200 до 800 Гц. Если звук в этом диапазоне звучит слишком громко, то он становится особенно грязным и нечетким, и приводит к быстрому утомлению при прослушивании.
Средние: от 800 до 5000 Гц. Мы особенно чувствительны к этим частотам. Прибавление громкости на 1 dB в этом диапазоне эквивалентен прибавлению 3 dB в любом другом. Вы видите, вот где мы живем все наше основное время, где центрирована наша речь. Нужно быть особенно осторожным, прибавляя или убавляя громкость в этом диапазоне. Нужно быть осторожным вдвойне, если речь идет о вокале, так как мы особенно чувствительны к тому, как вокал должен звучать.
Высокие: от 5000 до 8000 Гц. Поднимаются, когда нужно придать записи яркости и «присутствия».
Верхние высокие: выше 8000 Гц.Звуки с высокими гармониками (цимбалы). Поднимая немного эти частоты на некоторых инструментах можно получить эффект качественной записи, но стоит переборщить, как запись станет звучать назойливо.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКВАЛАЙЗЕРА:
Вырезая мутные частоты, устанавливайте ширину как можно уже, т.к. при широкой полосе вы потеряете низ.
Вырезая «надоедливые» частоты в среднем диапазоне устанавливайте полосу как можно уже – по той же самой причине. При использовании широкой полосы на вокале, гитарах, цимбалах – вы потеряете «тело» звука в среднем диапазоне. Звук станет выхолощенным.
Усиливая высокие, устанавливайте среднюю ширину полосы. Она звучит более натурально. Если есть сомнения в величине ширины полосы, начните с самой тонкой. Затем начните увеличивать ее, пока звук не станет лучше. В конце концов вы достигнете оптимальных параметров.
Вращая ручку частоты, ищите частоту, которая звучит «хуже всех» - самую «мутную» или «надоедливую», например. Или, наоборот, ту частоту, при которой звучание становится наилучшим – именно она нуждается в усилении.
Возврат ручки громкости на «0». Так как вы увеличили громкость всей полосы, то вы потеряли представление о том, каков был звук изначально. Верните ручку громкости полосы на «0».
В этой индустрии не может быть никаких правил, кроме одного. Если вы знаете, что делаете, достигайте это в перспективе. Тогда, даже если кто-то с вами не согласен, это не имеет значения.
Задержки
Более 100 миллисекунд. Профессиональные инженеры называют этот интервал «эхо».
От 60 до 100 миллисекунд. Такую задержку, еще обычно называемую «слэп». Эффект был особенно полезен для исправления тонкого и бедного звука
От 30 до 60 миллисекунд. Времена задержек этого диапазона называются «дублирование», потому что возникает ощущение, что звук прозвучал дважды.Так же, как и «слэп», «дублирование» помогает скрыть недостатки в звучании и исполнении, так что он может быть использован для этих целей при микшировании.
От 1 до 30 милисекунд. Этот тип дилея, еще называемый «сгущение» (fattening) представляет из себя необычную штуку. При таком времени задержки наш мозг недостаточно быстр, чтобы распознать несколько звуков, мы слышим один «жирный» звук.
Кроме ревербератора, «сгущение» - один из самых наиболее используемых эффектов в студии, в особенности потому, что оно не звучит как эффект. «Сгущение» -первичный эффект для производства стереозвука, обладающий собственной магией. Когда вы посылаете оригинальный «сухой» (dry) сигнал в левый канал, а сигнал, обработанный дилеем < 30 мсек. – в правый, между динамиков вы получаете «стерео».
«Сгущение» может сделать красиво звучащую гитару или рояль звучать просто бесподобно. «Сгущение» -это наиболее эффективный способ заставить звучать полнее ущербные и безжизненные звуки. Оно также делает звук более «присутствующим», просто потому, что когда звук сделан в стерео, он занимает больше места между динамиками.
От 0 до 1 миллисекунды. Этот вид задержки создает взаимовычет (уничтожение) фазы. Когда время задержки – менее 30 мсек. или около того, получается «сгущение». Мы также можем поместить эту «линию» звука где-нибудь, используя громкость, панораму и эквалайзер.
ФЛЕЙНДЖЕРЫ, ХОРУСЫ И СДВИГАТЕЛИ ФАЗ.
Если вы установите цифровую задержку менее 30 мсек. и инициируете обратную связь (feedback), то получите эффект, называемый «тюбинг»
А если вы будете изменять время задержки, скажем, от 9 мсек. до 1 мсек. и обратно, то вы получите флейнджер (flanger). Флейнджер используется для создания настроения присутствия существ потусторонних миров. Он великолепен для создания эффекта нахождения под водой.
Если вы установите время задержки, так что оно будет колебаться между 0 и 1 мсек., вы получите эффект фэйзера (phasing).
Рассеивание (Diffusion) В особенно эффективных устройствах, рассеивание – это плотность эха, создающего реверб. Меньшее рассеивание означает меньшее эхо.
ВОЗДЕЙСТВИЕ, СОЗДАВАЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕМ
Воздействие громкостью
Например, если все регуляторы расположены «близко», так, что разница между самым громким звуком и самым тихим – небольшая, то при этом микс звучит совершенно иначе, чем если регуляторы громкости расположены так, что такая разница – большая. А когда вы меняете уровень громкости во время микса, то это создает настолько большое воздействие на слушателя, что может полностью завладеть его вниманием. Это может быть кстати, если соответствует музыке или песне.
ДИАПАЗОНЫ УРОВНЕЙ ГРОМКОСТИ
1. Звуки на этом уровне шокирующие и очень громки. В действительности, довольно редко какой-либо звук помещают на этом уровне. И, как правило, это очень короткие звуки. Если на этом уровне помещается обычный инструмент, то это либо считается ошибкой, либо что-то особенно необычное. Интересный пример звука на этом уровне – часы в “Time” альбома Dark Side Of The Moon (Pink Floyd). Такими громкими могут быть взрывы, крики, и т.п.
2. На этом уровне располагаются вокал и солирующие инструменты в музыке, где вокал и текст должны привлекать наибольшее внимание
3. Звуки на этом уровне исполняют, как правило, ритмические партии – рабочий барабан, бас, гитары, клавиши.
4. Звуки этого уровня громкости включают ритмические и аккордовые заполнения, такие как фортепьяно на заднем плане, клавиши или гитара. Когда реверб различают, как отдельный звук – он, как правило, здесь.
5. На этом уровне помещают бочку в jazz и big band. Большинство эффектов и реверб тоже часто помещают сюда, и они могут быть услышаны, если вы прислушаетесь. Бэквокалы тоже иногда помещают на этот уровень. Другие инструменты, помещенные сюда, выполняют лишь функцию заполнения пространства.
6. Звуки, помещенные так далеко являются настолько тихими, что их трудно обнаружить. Pink Floyd хорошо известен тем, что добавлял шепот и другие звуки в микс. Если эти звуки не спозиционированы правильно в миксе, они покажутся нам шумом.
Теперь, когда вам известна шкала (1-6) , проверьте относительный уровень каждого звука во всех известных вам записях. Особенно важно задать себе следующих три вопроса относительно каждого звука: «Почему инженер установил именно этот уровень громкости?», «Нравится ли мне то, что он сделал?», «Как бы поступил я сам?».
Как вам известно, существует ряд причин, по которым устанавливается уровень громкости, основанных на типе музыки, песни и исполнителе. Попытайтесь догадаться, почему инженер установил именно этот уровень громкости. На первых шагах у вас вообще нет никаких предпочтений. Просто заострите ваше внимание на громкости каждого звука, и через некоторое время у вас разовьется собственный вкус – вы будете знать, как устанавливать тот или иной уровень громкости различных инструментов в разных стилях музыки. И когда вы придете в студию, у вас пропадет неуверенность – вы будете знать точно, как устанавливать громкость каждого звука.
Изменения уровня громкости
В течение песни меняется ее громкость: от тихой до громкой, точно так же меняется громкость каждого звука. Когда вы двигаете фейдер во время проигрывания песни, влияние, которое вы создаете этим – очень интенсивное. Ваши действия фокусируют внимание слушателя на том, что вы делаете. Поэтому это должно быть сделано максимально музыкальным образом – в месте, где меняется темп или где происходят другие изменения.
Изменение панорамирования
Передвижения звука слева направо во время движения микса создает настолько интенсивное воздействие, что многие инженеры приберегают его для особых случаев. Вы можете менять панораму с различной скоростью, согласуясь с темпом песни, или кратно ему (в два раза быстрее, медленнее…). Изменение панорамы воздействует настолько интенсивно, что уводит внимание слушателя от самой песни. Если выполнять его умело, оно будет соответствовать музыке и выделять какой-либо инструмент. Если оно соответствует музыке, то это – великолепный эффект.