Основы деятельности по направлению
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.А.Лопатина
Т.Н.Сахарова
Е. Г.Уманская
Проект методических рекомендаций
По направлению
«Личностное развитие»
«Творческое развитие»
Москва-2016
Оглавление
Введение
Основы деятельности по направлению
Структура деятельности по направлению
Рекомендуемые мероприятия
Критерии эффективности деятельности по направлению
Примеры моделей деятельности по направлению
Заключение
Список литературы
Редакционный совет:Родионова Е.Г., Пуговкина Т.Н., Лопа Н.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г., Зинченко Ю.П., Арифулина Л.М., Батурин А.К., Матюхина Е.Н., Фришман И.И., Петров А.С.
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности. В общефилософском смысле – это категория, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.
Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство внутреннего мира человека.
Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений – это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.
Творческая деятельность продуцирует «строительный материал» для жизнеутверждающих смыслов и позитивных переживаний. Креативные чувства способны в какой-то степени исполнять роль неуловимой интуиции. Они, с одной стороны, являются закономерным результатом формирования, развития интеллектуальных и нравственно-эстетических эмоций и чувств, с другой, условием и элементом творческого мышления в целом.
Творческое развитие позволяет лучше узнать и понять себя, найти новые решения для стандартных проблем, взглянуть на мир по-новому, повысить собственную эффективность и многое другое. От степени развития творческих способностей во многом зависит восприятие мира и чувство собственной сопричастности к социуму.
В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации.
Цель данного поднаправления – развитие творческого потенциала личности, создание благоприятных условий для развития личности школьника.
Цель реализуется через следующие задачи.
Задачи деятельности:
1. Стимулирование творческой активности школьников.
2. Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание.
3. Координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса.
4. Контроль реализации творческого развития школьников.
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Для решения поставленных задач творческого развития школьников важно понимать, что такое творчество, творческое развитие, какие существуют виды творчества и особенности организации творческого развития на разных возрастных этапах.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности; итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата.
Цель организации творческой деятельности обучающихся – создать условия длявсестороннего и гармоничного личностного развития человека, способствующие реализации потенциала активности человека и решение ближайших задач.
К признакам творческой продуктивной деятельности относятся полезность (ценность) и новизна (оригинальность).
В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности можно определить следующие виды творчества:
1. социальное;
2. научное;
3. техническое;
4. художественное.
Социальное творчество – это действия по созданию новых форм социальной реальности и развитию общественного сознания, деятельность, направленная на создание нового направления в духовной и культурной сферах общественности. Социальное действие – это результат интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества). Проявление нового культурного течения явно прослеживается в молодежных программах, конкурсах, праздниках, показах, КВН и многих других проявлениях.
Научное творчество - это «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания».
Благодаря творческому профессиональному подходу происходит создание новой техники, упрощение механизмов работы, автоматизация процессов. К творческому процессу можно отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки.
Техническое творчество — это объективно обусловленная практически духовная формообразующая деятельность человека, специфическим предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте, это своеобразный синтез духовного и материального производства.
Техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций.