Дебют». Главный конфликт этапа. Обстоятельства и ходы
Дебют — это чаще всего детство, хотя бывают и случаи позднего включения человека в дело, которое становится делом всей своей жизни. Например, М. К. Чюрленис начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, будучи известным музыкантом. При этом ему пришлось пожертвовать ради живописи всем — достатком, карьерой.
Главный конфликт, вокруг которого в дебюте идет борьба и развитие личности, связан с настойчивыми попытками внешней среды придать личности управляемое, «нормальное» поведение, поведение «массового» человека. Стандартное воздействие внешних обстоятельств направлено на подготовку специалиста в уже известной области. У человека формируются интересы и потребности, которые может удовлетворить система образования, построенная на принципах массового обслуживания. Здесь уже заложено основное противоречие — ведь для того, чтобы найти новое знание или создать новую техническую систему, человек должен мыслить нестандартно, должен уходить от шаблонов и стереотипов. Сложность ситуации состоит в том, что человек сталкивается с ней в тот период, когда он еще не стал личностью, не стал самостоятельным. И все же выход есть.
Ходы в данной ситуации во многом зависят от узкого круга, окружающего человека. Это родители, учителя. Важно здесь обеспечить ребенку или взрослому человеку, входящему в новую специальность, возможность самостоятельного ознакомления с накопленной человечеством сокровищницей знаний. При этом для детей критически важно ранее начало самостоятельного чтения. Важно уметь самостоятельно работать с литературой, разбираться в новых для себя вопросах, и для взрослого населения.
Трудности жизни обладателей нестандартного взгляда на мир в детстве познаются в полной мере. Детские коллективы безжалостны в своем отношении к «чужакам». И потому на этом этапе идет огромный отсев, значительное количество малышей уже с раннего детства прекрасно воспринимает науку мимикрии, приспособленчества. Борьба за сохранение себя здесь очень трудна. Ребенок стоит перед выбором — остаться один на один против огромного и жестокого мира, или стать «как все».
В качестве предлагаемых эффективных вариантов поведения на данном этапе предлагается выработка умения давать отпор. Для этой цели подходит занятия спортом.
Важно, чтобы уже в детском возрасте было сформировано стремление вырваться из неблагоприятных условий, приобрести интересную профессию.
Ключевым моментом дебюта является «встреча с чудом». Так в Игре названы внешние обстоятельства, которые ребенок воспринимает как чудо — то, что увлекает, выделяется ярким пятном на фоне остальной жизни. И вновь обильно процитируем книгу Г. С. Альтшуллера и В. М. Верткина «Как стать гением».
О физике П. Н. Лебедеве:
«Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготовлена иная стезя — коммерция… Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи — инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Кронштадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12 летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году, отвечая Бекневу на поздравления в связи с присвоением звания приват-доцента, Лебедев писал: „До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток…“»
(Кляус Е. М. Поиски и открытия М.: Наука, 1986. С. 98.)
О Роберте Вуде:
«Одной из причин, способствовавших его раннему гаргантюанскому развитию, было то, что в возрасте, когда дети любят играть с игрушками… ему попала в руки одна из самых мощных и опасных „игрушек“, когда-либо в истории бывших в руках ребенка… Это был огромный завод воздуходувных машин В. Ф. Стэртеванта в Ямайка Плейн, недалеко от Бостона.
Доктор Вуд рассказывает: „Когда мне было около десяти лет, он (Стэртевант, сосед Вудов) взял меня на завод и показал мне все: огромные двигатели Корлисса, литейный цех, токарные станки с ремнями невероятной длины и маховиками, механические мастерские, столярные цеха — словом все. Он представил меня начальникам цехов и приказал им пускать меня в цеха и позволять мне делать все, что я захочу, — только чтобы я не покалечился…“
Скоро он буквально делал все, что хотел. Литейщики даже научили его приготовлять формы для литья, и заливали чугун в те, которые он делал»
(Сибрук В. Роберт Вуд. М.: Наука, 1980. С. 15, 16.)
О Н. К. Рерихе:
«Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский, чтобы провести в ее окрестностях археологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее обаяние. „Ничто и никаким образом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственная раскопка“, — писал впоследствии художник, вспоминая изварские курганы…»
(Беликов П., Князева В., Рерих. М.: Мол. гвардия, 1972. С. 10.)
Следует отметить, что «встреча с чудом» может проходить и не на таком замечательном фоне, как в приведенных примерах. Фоном для нее могут быть страдания, болезни, стихийные бедствия. Например, врач Илизаров принял решение заниматься медициной в тот момент, когда его — умирающего подростка, фельдшер вылечил с помощью каких — то порошков. Но все это не отменяет самого главного — огромного впечатления от произошедшего, впечатления, полностью меняющего всю ориентацию, весь дальнейший жизненный уклад. Из приведенных выше примеров видно, какую роль играют в организации таких впечатлений окружающие ребенка люди.
После того, как произошло «включение» созидательной программы, появился интерес к исследованиям, к собственной плодотворной творческой работе, важнейшим элементом развития становится самообразование. Личность должна накопить огромный объем знаний, необходимых для эффективной последующей деятельности. Трудности, возникающие на этом пути, связаны с тем, что предлагаемая обществом система образования рассчитана на подготовку специалистов в массово требуемых областях. Декларация собственного пути развития наталкивается на непонимание, высмеивание. Уже на этом этапе может произойти встреча со специалистами, которые посчитают поставленную личностью цель несбыточной, опасной, еретической и погубят новое начинание.
Аллен Бомбар вспоминал:
«…Весь этот опыт с начала и до конца противоречил общепринятым нормам. С точки зрения так называемого здравого смысла это была сплошная ересь.
Я считался еретиком по многим причинам. Во — первых, потому, что мы хотели доплыть до заранее определенного пункта на лодке, которую все признали неуправляемой и неприспособленной для такого рода плавания. Эта первая ересь непосредственно затрагивала судостроителей и моряков. В самом деле, многие специалисты уверяли нас, что мы не уплывем дальше Иерских островов. Но гораздо страшнее была вторая ересь, которая заключалась в том, что я ломал общепринятые представления, утверждая, что человек может жить одними дарами моря и пить соленую воду. И, наконец, третья ересь, о которой в одной „серьезной“ газете было сказано следующее: „даже опытные моряки на кораблях не считают, что они всегда могут справиться с бушующим морем, ветром и течениями. И в то же время какой — то новичок без колебаний доверяет свою жизнь и жизнь своего товарища обыкновенной ореховой скорлупке, которая не была даже осмотрена морским инспектором!“
После всего этого я дал нашей лодке имя „Еретик“».
(Бомбар А. За бортом по своей воле. М. Мысль, 1975. С. 38.)
Мы знаем, что Бомбар победил в этом споре. Победил и тем самым помог огромному числу людей, ежегодно терпящих кораблекрушения. Но подготовка к серьезной борьбе часто занимает долгие годы. Мы уже говорили, что важными требованиями, предъявляемыми к творческой личности, является наличие плана работы и его неуклонное выполнение. Этаработа должна начаться уже в дебюте. Именно таким должен быть наиболее эффективный ответ личности на отсутствие необходимой информации, на невозможность приблизиться к своей цели напрямик, через систематическое обучение у компетентных специалистов (часто по причине их полного отсутствия).
О. Ю. Шмидт, вспоминая начало своей студенческой жизни, рассказывал, что он тогда составил список литературы, которую считал необходимым прочитать. А затем прикинул, сколько на это уйдет времени.
«Я сел подсчитывать — ведь все же я был математиком. Оказалось, что необходимо 1000 лет, чтобы все необходимое одолеть… Тысячу лет прожить нельзя и все знать невозможно. С болью в душе стал я вычеркивать то, что хотя бы и интересно, и нужно, но без чего все же можно обойтись. Оставил только то, без чего не мыслил себе пути в науку. Вновь подсчитал… Осталось еще на 250 лет! Ясно, что и 250 лет прожить невозможно». Шмидт приходит к выводу о необходимости увеличить количество часов для занятий. Это пришлось сделать за счет сна: в молодые годы «потеря» примерно одной трети жизни в виде сна казалась неоправданной. И Отто Юльевич пытался сократить время сна до 5–6 и даже до 4 часов.
(Яницкий Н. Ф. Отто Юльевич Шмидт. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 18.)
На этом же этапе формируется и стиль работы, закладываются основы выносливости и способности трудиться в различных условиях, при наличии помех.
Из интервью Ч. П. Сноу:
«Вопрос: Интересно, какие условия для работы вы предпочитаете?
Ответ: Пожалуй, я предпочитаю тишину, покой, одиночество, но на самом деле редкий профессионал получает такие условия. Одно из непременных свойств профессионала заключается в способности как можно меньше поддаваться всяким внешним раздражителям в процессе работы. Если это свойство не развить в себе, нужных условий работы вы никогда не добьетесь. Если вы можете писать лишь в атласном халате, в комнате окнами на северо-восток, при комфортной температуре, то ваши шансы на успех невелики».
(Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С. 320.)
Итак, ключевой момент данного этапа — самостоятельная работа в рамках выбранной цели требует огромного количества знаний и, следовательно, затрат времени.
Длительная работа — это постоянная проверка на выносливость, на преданность делу. Стандартные в этой ситуации конфликты связаны с тем, что, прикоснувшись к проблеме в реальности, познакомившись с тем, какой путь предстоит пройти, человек может не выдержать, спасовать. Ощущения человека, стоящего у подножия огромной горы, на которую предстоит взойти.
«Когда я студентом — медиком впервые зашел в библиотеку нашей кафедры биохимии, то увидел целую стену, целиком заполненную томами „Справочника по биологическим методам“ Абдерхальдена и „Справочника по органической химии“ Бейльштейна. Я был просто ошарашен этим зрелищем. Никогда ранее я не ощущал столь отчетливо ограниченность своих возможностей. Каждый том мне как биохимику был нужен, но с первого же взгляда стало ясно, что, проживи я хоть сто лет, овладеть всем этим мне не под силу…Подобные обескураживающие факты порой отпугивают от науки многих талантливых людей. Я преодолел в себе чувство неполноценности, постоянно повторяя: „Если другие смогли это сделать, почему я не смогу?“ Для такого оптимизма по аналогии у меня, в общем — то, не было оснований, однако этот способ сработал».
(Селье Г. От мечты к открытию М.: Прогресс, 1987. С. 166.)
Это ощущение предстоящей бесконечности дел хорошо преодолевается с помощью подробных планов. План позволяет разбить бесконечность на кванты, увидеть реальность движения к цели через факт выполнения маленьких этапов.
Великий писатель-фантаст Г. Уэллс начинал с должности помощника учителя.
«На стене его комнаты висели два листка бумаги. На одном было написано строжайшее расписание занятий и чтения. В пять часов утра помощник учителя, вскочив с постели, переворачивал набок стоящий в комнате сундук, который не мог быть использован по назначению за отсутствием у постояльца вещей, засовывал внутрь ноги, чтобы было удобнее сидеть, и раскладывал на нем книги. Заниматься полагалось все свободное время, включая обед. Прожевывая пищу тоже можно было усвоить полезные сведения. На отдых отводилось час двадцать минут в день.
Другой листок содержал более дальние планы. Здесь были расписаны все будущие житейские, научные, общественные успехи молодого учителя, которому предстояло точно в намеченные сроки перешагивать с одной ступеньки общественной лестницы на другую, чтобы в конце концов достичь ее вершины — положения видного ученого и высокопочитаемого автора трудов в защиту либерализма. Два лозунга, вывешенные там, где полагалось висеть библейским прописям, — „Знание сила“ и „Чего добился один, может добиться другой“ — должны были ежечасно поддерживать рвение обитателя комнаты».
(Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс. М.: Гослитиздат, 1963. С. 14.)
На этом этапе работы закладывается и основа собственной информационной базы, необходимой для достижения поставленной цели.
«Для своих фантастических романов Жюль Верн использовал громадное множество фактических данных. Поэтому он, что называется, заготовлял материалы впрок. Читая книги, журналы, газеты, французский романист регулярно делал выписки по физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории и т. д. К концу его жизни накопилось более двадцати тысяч связок с выписками…»
(Рисс О. В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С. 27.)
Внешние обстоятельства стремятся перемолоть человека, превратить его в потребителя массовой культуры, культуры потребления. Исследования показали, что за время обучения, американские школьники тратят на прослушивание рок — музыки около 11 тысяч часов. Борьба с оглупляющим действием навязываемой масс — культуры может вестись разнообразными способами.
Родные и близкие творческой личности зачастую пытаются спасти его, увести от неизвестности к спасительному стандартному поведению, стандартной специальности.
«В августе 1831 года Чарльзу Дарвину, незадолго до того окончившему университет, предложили отправиться в плавание на „Бигле“ в качестве ученого — натуралиста — знаменитое плавание, которое в итоге привело к созданию теории эволюции…
Отец и так уже смотрел на него как на пустого человека, бездельника, который никак не может угомониться и найти свое место в жизни…
Мистер Дарвин утверждал, что:
•в будущем, когда Чарльз станет священнослужителем, участие в плавании может повредить его репутации;
•это дикий план;
•должность натуралиста, возможно, уже предлагали многим другим; они не приняли эту должность, значит у них были серьезные возражения против экспедиции или корабля;
•Чарльза всегда потом будет тянуть в море; условия плавания очень суровые;
•это бессмысленное мероприятие». Ясно, что пробиться сквозь такой вал противодействий, может не каждый.
Финансовые трудности — это понятное всем препятствие на пути к цели. Но для творческой личности, идущей к одному ему понятной цели эти трудности усиливаются из — за того, что окружающие не понимают самой сути работы. Родственники, члены семьи могут лишить своей поддержки. Ведь прозябанию в данном случае есть альтернатива — пойти работать как все и будешь хотя бы сыт… Упорство человека, не желающего тратить хоть сколько — нибудь времени на то, что привычно окружающим, является, конечно, источником раздражения. Творческая личность, поглощенная своей задачей, конечно, странно выглядит в глазах окружающих.
«Я получал из дому 10–15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее.
Я помню отлично, что кроме воды и черного хлеба, ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом я проживал 90 копеек в месяц.
…Благодаря главным образом кислотам я ходил в штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчишки на улице замечали мне: „Что, мыши, что ли съели ваши брюки?“ Ходил я с длинными волосами просто оттого, что некогда стричь волосы. Смешон был, должно быть, страшно. Я все же был счастлив своими идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал».
Циолковский К. Э. Черты из моей жизни. Приок. кн. изд-во, 1986. С. 398.
Итак, образ жизни выбран. Не обязательно он связан с лишениями и испытаниями в финансово — материальной сфере. Но он обязательно приводит к частичной самоизоляции человека, его отстраненности от суеты окружающего мира. Человек строит систему правил, позволяющих успешно действовать в сложных внешних обстоятельствах. И уже с помощью этой системы ведет работу над тем, что стало главным делом всей жизни.
Здесь игра в дебюте завершается. Дебют можно считать выигранным, если человек смог выбрать для себя цель, поставить себе творческую задачу и накопить знания для штурма этой задачи.