Как пользоваться приемами. Разбор ситуации
«Принцип перехода в другое измерение» предлагает заменить перемещение объекта по линии движением в плоскости или в объеме, выполнить компоновку объектов многоэтажной.
Простой иллюстрацией данного приема является любой многоэтажный дом. Когда — то решение о переносе части жилищ из привычной плоскости было несомненно революционным. Сейчас, конечно, такое решение уже нельзя назвать изобретательским. Но не следует думать, что у этого приема не осталось серьезной работы. Рассмотрим пример.
Пример 8.3. На аэродроме авиационного завода скопилось значительное количество изготовленных, но еще не принятых заказчиком самолетов. В связи с приближением осенней непогоды, самолеты потребовалось обязательно укрыть в ангаре, но оказалось, что он может принять только две трети всех машин. На плане ангара проверялись варианты различных компоновок, но приемлемого решения не было. И все-таки с помощью принципа перехода в другое измерение оно было найдено (рис. 8.5).
Конечно, самолеты не стали подвешивать под крышу ангара, ставить вертикально или громоздить друг на друга. У самолетов просто сдули шины на одном из шасси. Все самолеты наклонились на одно крыло и появилась возможность располагать их так, что крылья разных машин в плане совпадали. Размещение всех самолетов в ангаре было произведено в срок.
Рис. 8.5
Здесь видно, что применение приема не снимает необходимости думать. Наоборот, повышается обязательность додумывания в заданном направлении.
Пример 8.4. Известно, что при стрельбе дробью заряд разлетается в стороны. Это связано с тем, что на каждую дробинку действует тормозящая сила, вектор которой зависит от формы этой дробинки. Обычный путь повышения кучности боя — увеличение длины ствола ружья. Но это неудобно по целому ряду причин (увеличивается вес ружья, уменьшается удобство ношения и прицеливания, хранения и т. п.). Нужно обеспечить, чтобы заряд дроби шел узким конусом.
Для того, чтобы эффективно использовать прием, следует обобщить задачу, выявить в ней базовый конфликт. Итак, есть направляющая (труба) и движущееся по ней изделие. Если труба длинная, то изделие попадает туда, куда надо. Но такая труба мешает, она не нужна все остальное время. Следовательно, труба должна быть и ее не должно быть. Она должна возникать только на время транспортировки изделия и исчезать после завершения транспортировки. Как, с помощью чего реализовать этот комплекс требований?
И здесь самое время использовать рекомендованный теорией прием. В нем предлагается вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие, надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные. В приеме ничего не говорится о конкретных технических решениях. Задача приема — подсказать уже найденный ранее людьми путь к преодолению конкретного противоречия: если нужно, чтобы узел то был, то не был, если нужно, чтобы он был внешне большой, протяженный, но в то же время очень мало весил, быстро исчезал, то можно использовать в качестве ресурса воздух, воду, то есть то, что есть в окружающей среде. И в конкретном техническом решении появляется именно такой «воздушный» ствол.
Рис. 8.6
В японском патенте № 44-20959 предлагается на короткий ствол ружья одеть специальный кожух, выбрасывающий пороховые газы в виде кольца, охватывающего заряд. Теперь дробь и после вылета из ствола на протяжении нескольких метров движется в своеобразном газовом канале.
Но предположим, что мы имеем другую задачу, в которой выявили похожее противоречие. Это может быть, например, задача рассеяния дыма, выходящего из дымовых труб. Цель противоположна предыдущей, а средство для решения используется похожее — удлинение транспортирующего канала. Стандартный путь- строительство высокой дымовой трубы. Чем выше труба, тем с большим объемом воздуха смешивается дым, прежде чем его частицы достигнут земли. Но чем выше труба, тем она дороже. Противоречие похоже и потому похоже решение. В авторском свидетельстве № 243809 предлагается на срезе дымовой трубы выполнить сопла и создавать с их помощью «воздушную стенку». Теперь дым сможет подняться значительно выше.
Рис. 8.7
Пример 8.5. На вагоноремонтном заводе большой проблемой была организация перевозки колесных пар из цеха на склад готовой продукции. Колесная пара — достаточно тяжелый узел и для его перевозки необходимы как транспорт, так и подъемные механизмы. Кроме того, в процессе перевозки колесные пары необходимо надежно крепить, а перед разгрузкой снимать этот крепеж. В процессе решения этой задачи был применен принцип эквипотенциальности, предлагающий не совершать многочисленных подъемов и опусканий перемещаемого узла. Прием предлагает процесс транспортировки выполнять на одной высоте. Этот прием в сочетании с использованием принципа идеальности (колесная пара сама перемещается…) позволил найти простое и эффективное решение.
В цехе колесные пары ставили на рельсы и специальным толкателем отправляли в путь до склада готовой продукции.