Творческая личность — определение и возможность самовоспитания
Курс ТРИЗ начинается с вопроса о том, что представляет собой творческая личность, что такое творчество. Курс включает в себя большое количество инструментов, правил, методик, обеспечивающих выход на новые решения, облегчающих получение необычных идей. Однако тот же вопрос о сути творчества завершает курс.
Инструменты не работают сами по себе, они являются только подспорьем для человека, решающего задачу. Творческого человека можно определить так: — это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.
В рамках курса по ТРИЗ рассматривается большое количество задач. Их решение на занятиях дает возможность слушателям проверить себя, свои возможности. И при этом, конечно же, где — то на втором плане, скрытый самим процессом поиска решения, постоянно стоит вопрос о творческом уровне полученных идей. Очень тесно к нему примыкает вопрос о творческом уровне личности, обеспечивающей нахождение этих решений. Что обязательно должно включать в себя понятие творческой личности? Можно ли стать творческой личностью и что для этого нужно?
Вопрос о том, что такое творческая личность можно сформулировать и по другому — какими качествами должна обладать личность, чтобы ее можно было определить как творческую.
Поиск этих качеств проводился Г. С. Альтшуллером через традиционные в ТРИЗ процедуры — сбор информации и ее анализ. Собирались биографии значительного количества ученых, инженеров, общественных деятелей, внесших наиболее заметный позитивный вклад в развитие нашей цивилизации. В результате был определен перечень требований, предъявляемых к человеку, стремящемуся к тому, чтобы его жизнь не прошла даром, не оказалась бесплодной. Этих качеств — требований оказалось шесть.
Наличие достойной цели. Именно цель, задача определяют человека. Цель не оправдывает средства, но в то же время выбор средств зависит от цели.
Каковы критерии, по которым можно оценить «достойность» выбранной цели? Важнейший вопрос — ведь неверный ответ на него может привести к тому, что многолетние усилия окажутся тщетными, результат никому не нужным. Вот что пишут об этом авторы основнойработы по теории развития творческой личности Альтшуллер и Верткин.
«Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни. Или: положительные результаты достижения цели должны быть глобальными, а отрицательные — если они все же неизбежны — локальными.
Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня.
В то же время цель не должна быть излишне узкой: надо хорошо видеть надсистему, наднадсистему — следующие этапы работы. Конкретная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам, Великая. Достойная Цель должна быть недостижимой, бесконечной. Как сочетать два эти, на первый взгляд противоположные, требования: конкретность и недостижимость? Каждая поставленная цель должна быть конкретной и вполне достижимой, но число надсистемных переходов бесконечно, и потому конечной, последней цели быть не может. Таким образом, недостижимость — это требование скорее к системе достойных целей, нежели к единичной цели.
Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Поэтому масштаб, значительность предполагаемых результатов характеризуют „цену“, в которую человек сам оценивает себя: ведь на достижение цели тратится время собственной жизни. Отсюда и важность этого качества — масштаба цели — для человека: время нашей жизни ограниченно, значит ограниченно и число целей, которые нам удастся достичь. Приходится выбирать, а для этого нужен достойный критерий, чтобы не растратить свою жизнь на достижение мелочей.
Новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что зачастую воспринимается окружающими как еретическая. Достойная цель или полученные результаты обязательно должны казаться еретическими… „Еретичность“, однако, хотя и является свойством достойной цели, характеризует не саму цель, а типичное отношение окружающих к революционной идее. Пройдет время и восприятие изменится…
Именно поэтому при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция. Это обеспечивает доброкачественную работу: без спешки, без халтуры…
Достойная цель — это личная цель человека или небольшой команды, группы сподвижников.
Достойная цель должна быть независимой от сложного, дорогого, дефицитного оборудования, которое может быть только у больших коллективов разработчиков… Независимость от сложного оборудования, от больших средств — это способ ведения разработок при любых обстоятельствах; способ снятия преград, мешающих продвижению к цели.
…выбирая достойную цель надо стремиться к тому, чтобы цель была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека, за нее берущегося. Это не означает, что цель останется не достигнутой: человеку доступно все. Но достижение такой цели — это спор человека с самим собой. Самая тяжелая битва, которую человек должен выиграть…»
Итак, необходима достойная цель. Выбор здесь имеет свою цену — это жизнь человека. И потому требование выбора цели — это требование номер один, несомненно, важнейшее. Кроме того, есть еще группа правил — требований к творческому человеку. Их наличие позволяет обеспечить достижение поставленной цели.
Требование номер два — это наличие комплекса реальных рабочих планов достижения поставленной цели. Стремление к цели без плана — стремление хаотичное. Больше всего оно похоже на абстрактные мечты, не подкрепленные ни волевым настроем, ни реальными делами. Наличие достойной цели, поставленной на пределе возможностей и сил человека, непременно требует мобилизации всех его ресурсов, всего времени и сил. Ведь взрослый человек вынужден распределять свое время между достижением цели, обычной работой, семьей, воспитанием детей, заботой о родителях…
Третье качество — требование — это высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. (Само по себе наличие плана может помочь только в том случае, когда есть волевой настрой на его постоянное и неуклонное выполнение). Обеспечение такой работоспособности на протяжении длительного времени само по себе является для большинства людей труднейшей задачей. Огромное количество препятствий, соблазнов встают на пути выполнения поставленных планов. Важнейшим и эффективным средством обеспечения планомерной работы является учет проведенной работы. Отсутствие такого учета позволяет многое себе прощать. Наличие учета заставляет трезво глядеть на происходящее.
Несомненным лидером и первопроходцем в области организации планомерного учета времени был Александр Александрович Любищев — биолог, математик и историк. Еще в юности, в 1918 году Любищев поставил перед собой цель — разработать естественную систему классификации живых организмов. Эта задача по грандиозности сопоставима с той, что была решена Менделеевым, создавшим периодическую систему химических элементов. Для выполнения поставленной задачи требовалось переработать и осмыслить огромный материал. И Любищев начинает вести подробный учет своего времени. Он не просто учитывает, на что тратится время, наличие системы контроля позволяет совершенствовать технику работы, быть более экономным.
Систему учета времени Любищев использовал на протяжении всей своей долгой жизни, в течение 56 лет. И каждый год эффективность его работы возрастала, росло и количество выполненных работ. Подробно о жизни этого замечательного человека можно прочитать в повести Даниила Гранина «Эта странная жизнь».
Качества, необходимые творческой личности: техника решения, умение держать удар, результативность.
Вернемся к качествам — требованиям. Четвертое необходимое требование — это хорошая техника решения задач Даже наличие больших резервов времени не гарантирует решения задачи без техники решения специальных задач, без освоенных приемов мастерства. Писатель или поэт обязательно должен знать грамматику того языка, на котором он пишет, знать в совершенстве. В противном случае не будет легкости выбора требуемых языковых конструкций. Аналогичная ситуация с инженером, ведущим проектирование сложного устройства. В арсенале обязаны быть все возможности, все достижения инженерной науки, иначе конструкция может оказаться морально устаревшей еще до своего появления на свет.
И, конечно же, это требование в первую очередь относится к человеку, взявшему на себя труд достижения совершенно новой цели. ТРИЗ относится к таким инструментам, знание которых совершенно необходимо любому новатору. Знание ТРИЗ, его инструментов, законов развития технических систем, позволяет эффективно и быстро получать решения, лежащие в русле основных направлений развития техники.
Пятое качество — умение «держать удар». Испытания человека, предлагающего новое, не завершаются в момент, когда найдено новое решение, новый принцип. Скорее, они только начинаются. Новая точка зрения, принципиально новое решение, не могут войти в жизнь общества без борьбы. Умение «держать удар» — это умение противостоять мнению авторитетов, косности и привычке основной массы людей к привычному, устоявшемуся.
Новое пугает, требует от специалистов переучиваться, сводит на нет казавшиеся незыблемым авторитеты. Примеров, когда авторитеты выступают против нового витка развития науки или техники, можно привести множество.
В начале века академик Крылов выступил с революционной идеей повышения живучести корабля. При попадании снаряда в герметичный отсек корабля, отсек заполняется водой. Возникает крен, который чаще всего и является причиной последующего крушения. Крылов предложил разработать систему мер по затоплению водой симметричного отсека. В этом случае увеличится глубина осадка, но крена не будет и корабль сможет продолжать участвовать в бою или двигаться в порт. Идея была прекрасна — по сути, она была самовнедряема. Корабли не требовалось переделывать, нужны были только таблицы затопления. Крылов долго и упорно пробивал стену непонимания и косности. Но его идея была встречена в штыки и нашла применение только после поражения российского флота в Цусимском сражении. И этот же человек, новатор, полной мерой вкусивший горький хлеб изобретателя, так же опрометчиво и неверно судил о достоинствах разработок К. Э. Циолковского, считая их совершенно бесполезными.
Не редки ситуации, когда авторитет ученого настолько силен, что мешает следующим поколениям двигаться вперед (Более двух тысяч лет тому назад Аристотель написал, что жуки имеют восемь ног. Эта точка зрения не подвергалась сомнению почти полторы тысячи лет. Хотя, кажется, чего проще — сосчитать, что их шесть. Не требуется длительных дискуссий, системы доказательств, не нужна аппаратура… Наверное, кое кто так и делал. Но авторитет Аристотеля был настолько велик, что вопреки истине во всех книгах по биологии продолжали цитировать только его).
Однако умение «держать удар» потребуется не только в ситуации борьбы за новое. Трудности — это не только вода и огонь. В народе издавна поняли, что одним из наибольших препятствий для роста человека являются «медные трубы» — например факт признания новшества или разработки. Именно факт признания заслуг очень часто приводит к остановке развития.
И потому важным представляется последнее, шестое требование — результативность. Достижение ранее поставленной цели не должно приводить к остановке работ. Как уже ранее говорилось, цели должны быть связаны друг с другом, каждая решенная задача должна открывать новые горизонты. Резерфорд считал, что новые сотрудники его лаборатории имеют право только один раз задать вопрос о том, чем им предстоит заниматься. Тот же вопрос, заданный после решения первой задачи говорит о том, что задающий его — не ученый. Резерфорд считал, что первая решенная задача — это только начало цепочки задач, возникающих при движении к истине. Человеку, не понимающему этого, в науке делать нечего.
Итак, поиск новых, оригинальных решений с помощью комплекса инструментов ТРИЗ — это всего лишь тактика борьбы за достижение достойной цели. ТРИЗ позволяет решать задачи высокого уровня, но не дает инструмент для внедрения полученных решений. Овладение комплексом качеств, перечисленных выше, это более высокий уровень. Назовем его оперативным искусством. Здесь можно говорить о выходе на внедрение, о достижении поставленной перед собой цели. Но как должна в этом случае выглядетьстратегия жизни творческой личности?
Этот вопрос был глубоко исследован также с использованием стандартного для ТРИЗ подхода — через изучение накопленного массива информации — биографических описаниях революционеров в науке и технике. Здесь мы опять воспользуемся теоретическими разработками и богатым биографическим материалом на эту тему, собранным в книге Альтшуллера и Верткина «Как стать гением».
«Вот типичный пример творческой жизни. За всю историю на поверхность Земли не упало двух одинаковых снежинок — все они отличаются друг от друга величиной, формой, рисунком и числом молекул воды. Но все они прекрасны. Уилсон Бентли посвятил жизнь изучению и фотографированию снежинок. Он начал свою работу в 1885 году и пятьдесят лет спустя опубликовал результаты своих наблюдений с приложением двух тысяч снимков. Эта книга — до сих пор основной источник знаний о снежинках.
Четко видно парадоксальное сочетание двух особенностей:
•цель достаточно ясна, не надо быть гением, чтобы ее увидеть;
•достижение цели требует работы на протяжении всей жизни.
Это, разумеется, не абсолютно необходимое сочетание особенностей. Но частое. Для творческой тактики главное — зажечь огонь идеи. Для творческой стратегии главное — пронести огонь через всю жизнь».
Мы уже говорили о том, что главное требование к творческой жизни — это наличие достойной цели. Достижение этой цели не одномоментно. Подготовка к решению занимает годы, включая в себя многочисленные промежуточные этапы, попытки решения, отступления и периоды поиска новой тактики. Роберт Пири, первооткрыватель Северного полюса, сравнивал свою жизнь, свою борьбу за достижение полюса с шахматной партией. Подобная аналогия может быть использована и для описания всей жизни творческого человека. В этом случае имеет смысл говорить об Игре, о ее правилах, о типовых этапах и ходах. Запись такой партии и приводится в книге «Как стать гением». Против человекаиграют внешние и внутренние обстоятельства. Авторы отмечают при этом, что в реальной жизни внешние обстоятельства не всегда играют против человека, они могут и создавать фон, благоприятный для творчества. Но в рамках «сводной» партии предполагается, что человек максимально стремится прожить достойную жизнь, а внешние обстоятельства максимально ему мешают.
20.2. Описание и основные принципы Игры. Внешние обстоятельства как варианты препятствий
«Игра условно разделена на дебют, миттельшпиль, эндшпиль и постэндшпиль. Дебют состоит из двух частей. Первая часть завершается окончательным выбором цели, вторая посвящена отражению „молодежных“ соблазнов. Дебют имеет огромные скрытые резервы по совершению упреждающих ходов, именно в дебюте есть еще время на тщательную подготовку к проведению игры на достаточно высоком уровне — потом будет некогда.
Миттельшпиль, как и полагается, самый длинный раздел: он состоит из трех частей. В первой части результатов еще нет, ведется разработка, но и движение к цели само по себе остроконфликтно. Начало второй части: получены первые результаты, следуют первые попытки внедрения, игра обостряется… Именно здесь творческая личность может совершить сильнейший ход, перейдя к более общей (надсистемной) цели… Именно здесь изобретатель превращается в Изобретателя.
Если движение к цели вызывало конфликты, то движение к надцели проходит через сплошные и острейшие схватки. Ходы внешних обстоятельств становятся более злыми, хитрыми, изощренными. Человеку приходится не только преодолевать противодействие, но и уклоняться от „объятий“ внешних обстоятельств. Творческая смерть имеет много различных форм; одна из самых трагичных — превращение творца в большого начальника… В эндшпиле следует очередной переход в надсистему целей: конкретная первоначальная техническая задача, ставшая при первом надсистемном переходе научно — технической, теперь, при втором переходе, превращается в цель общечеловеческую. Изобретатель превращается в Мыслителя (так было с Циолковским) — накал противостояния растет…
„Сводная партия“ — необычная игра; ее продолжение возможно и в момент проигрыша, и после проигрыша. Сама смерть может быть обращена в очень сильный ход — вспомним нежелание Джордано Бруно отречься от своих взглядов и героическую смерть, ставшую победой над инквизицией».
Рассмотрим основные моменты Игры, типовые действия внешних обстоятельств и ходы, найденные с целью противодействия этим обстоятельствам.