Жизненный цикл технических систем
С рассмотренными законами развития техники тесно связана закономерность изменения главных критериев эффективности технических систем (производительности, мощности, скорости и т. д.). А.Ф. Каменев установил, что, несмотря на индивидуальные особенности, присущие разным техническим системам, имеет место одинаковый характер изменения во времени их критериев эффективности. «Жизненный цикл» технической системы представляет собой последовательность трех периодов ее развития и графически отображается в виде S-образной кривой, показывающей, как изменяется во времени ее главный критерий эффективности (рисунок 2):
- период медленного развития созданной системы (период «детства»). Для него характерно медленное возрастание критерия эффективности (участок А на рисунке 2), обусловленное освоением новой технической системы;
- период интенсивного развития системы и ее массового применения (период «зрелости»). В этом периоде наблюдаются высокие темпы роста критерия эффективности за счет использования новых конструкторско-технологических решений (участок В);
- период замедленного развития системы (период «старости»). При этом ее критерий эффективности, медленно возрастая, приближается к своему предельному значению (участок С). Далее техническая система 1 либо деградирует, сменяясь принципиально новой системой 2, либо продолжается ее эксплуатация при сохранении достигнутого системой значения критерия эффективности (участок D).
Эта закономерность имеет большое значение для выяснения резервов дальнейшего развития технических систем и определения целесообразности либо дальнейшего совершенствования применяемой системы, либо создания принципиально новой системы.
Рисунок 2. Линии жизненного цикла технической системы
Лекция 6
Методы активизации творческого мышления
Методы активизации творческого мышления делятся на эвристические и алгоритмические методы.
К эвристическим методам относят метод «проб и ошибок», метод эвристических приемов, метод мозговой штурма, метод синектики, метод морфологического анализа, метод контрольных вопросов и другие.
Алгоритмические (компьютерные) методы поиска новых идей и технических решений основаны на использовании современных компьютеров, работающих по заранее разработанным алгоритмам (программам) с применением различных банков данных, например, алгоритм решения изобретательской задачи.
Метод «проб и ошибок»
Создание орудий труда и удовлетворение потребностей человека невозможно без его активной изобретательской деятельности. По мере накопления опыта и научных знаний о природе и создаваемой технике изменялись представления человека о них и трудности решаемых задач. Однако методы решения изобретательских задач менялись очень мало, и до недавнего времени основным из них являлся метод «проб и ошибок», суть которого заключается в переборе всевозможных вариантов (рисунок 1).
С ростом степени трудности решаемых задач этот метод вошел в противоречие с современными требованиями научно-технической революции, т.е. необходимостью быстрого и эффективного решения. Это потребовало создания методов активизации поиска технических решений, суть которых заключалась в интенсификации этого процесса. Решая задачу методом «проб и ошибок», каждый творческий человек получает при успешном ее решении
два результата:
- методический результат, представляющий собой найденный (изобретенный) способ поиска решения поставленной задачи;
- искомое техническое решение, полученное с помощью
изобретенного способа поиска.
Встречаясь с новой задачей, прежде
всего, пытаются ее решить путем
использования ранее найденных
Рисунок 1. Схема поиска методом способов, приемов. Если это не удается
«проб и ошибок» (встретился иной тип задачи), то опять
ищут решение методом «проб и ошибок». Успешный поиск дает новый способ решения задачи. В итоге постепенно формируется определенный набор способов, приемов, правил поиска решения задач.