Поиск решения методом функционального анализа прототипа
Функциональный анализ осуществляют с целью получения полного представления об устройстве прототипа как технической системы с функциональной точки зрения. В ходе анализа выясняют состав элементов прототипа, связи между элементами и их параметрами, определяют технические функции выделенных элементов. Строят конструктивную функциональную структуру прототипа.
Одновременно с выполнением операций функционального анализа ведут поиск идей нового технического решения по усовершенствованию рассматриваемой технической системы путем ответов на вопросы:
1) Какие новые функциональные элементы можно ввести для устранения недостатков прототипа или существенного уменьшения их влияния на качество ТО?
2) Какие элементы можно исключить из прототипа с той же целью (устранения недостатков)?
3) Какие элементы целесообразно исключить из прототипа, передав их функции другим элементам?
4) Для каких элементов, имеющих несколько функций, целесообразно разделение функций и введение вместо одного двух и более элементов?
Для повышения результативности поиска идей используют интуитивные и эвристические методы активизации творческой деятельности (метод контрольных вопросов, метод эвристических приемов, приемы инверсии, эмпатии и др.).
Положительные ответы на те или иные вышеприведенные вопросы составляют основу для построения улучшенной конструктивной функциональной структуры технического объекта и последующего синтеза нового технического решения.
Во многих случаях технический объект является элементом в другой, более сложной технической системе. Поэтому независимо от того, получены или нет идеи решения задачи, проводят анализ вышестоящей по иерархии технической системы (надсистемы). Возможно, что такой анализ позволит выявить новые идеи устранения недостатков ТО путем изменений в его надсистеме.
При анализе надсистемы устанавливают объекты, с которыми находится во взаимодействии рассматриваемым техническим объектом, функции этих объектов и их взаимосвязи. Далее, как и при анализе прототипа, поиск идей решения задачи ведут путем ответов на вопросы:
1) Можно ли выполнить функцию рассматриваемого ТО путем внесения изменений в смежные объекты?
2) Нельзя ли какому-либо смежному объекту частично или полностью передать выполнение функций рассматриваемого ТО?
3) Что мешает внесению необходимых изменений и нельзя ли устранить мешающие факторы?
В случае наличия положительных ответов на эти вопросы возникает необходимость в постановке задачи по изменению надсистемы рассматриваемого технического объекта и технико-экономическому обоснованию целесообразности ее решения по отношению к исходной задаче. Если окажется, что решение задачи по изменению надсистемы более перспективно, то вновь прорабатывают этапы 1-2.
Поиск решения методом анализа причин возникновения
Исходного недостатка
Основу метода составляет цель решения задачи – устранить указанный в задаче недостаток (или несколько недостатков). Такой недостаток называют исходным, а задачу по его устранению – соответственно исходной задачей. Данный метод, по своей сущности, представляет обычный инженерный подход, при котором вначале путем логического анализа с привлечением известных научных знаний выявляют причины исходных недостатков. Затем каждая выявленная причина исходного недостатка рассматривается как недостаток, имеющий, в свою очередь, одну или несколько причин, и т.д. При этом последовательно происходит переход с одного уровня анализа недостатков (начиная с недостатков внешнего функционирования системы) на другой, более низкий, уровень – анализа недостатков внутреннего функционирования технического объекта (его подсистем, агрегатов и т.д.). Параллельно с выявлением очередного частного недостатка пытаются ответить на вопрос: можно ли полностью или частично избавиться от установленного недостатка? Это весьма важная процедура метода, так как идея ответа на такой вопрос составляет основу решения общей задачи по устранению или уменьшению исходного недостатка рассматриваемой системы (прототипа).
В результате анализа получают логическую цепь причинно-следственных связей исходного недостатка с его причинами. Поскольку устранение любого недостатка представляет собой определенную техническую задачу, то построенная логическая цепь причинно-следственных связей недостатков с их причинами представляет собой множество частных задач, каждая из которых направлена на устранение конкретного недостатка. Это множество задач может быть отображено в виде дерева задач.
Закономерен вопрос, какая из полученных частных задач должна быть выбрана для ее решения с целью устранения исходного недостатка рассматриваемого технического объекта. Выбор осуществляется путем оценки целесообразности решения каждой из частных задач. При этом критерием выбора могут быть ресурсы времени и сил на получение решения и его последующего внедрения, возможная экономия средств и материалов, степень уменьшения недостатков и т. п.
Необходимо понимать, что эффективность того или иного метода проявляется не только в получении конкретной идеи нового технического решения, но и в способности выявления возможных направлений, путей поиска решений, в способности обострения необходимости получения новых знаний о рассматриваемом объекте.
Лекция 10