Из учебника «Теория и методика воспитания» (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова)
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т. д.
Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. Часть педагогов получает удовлетворение прежде всего от того занятия, на котором ему предлагают сценарий, разработку формы. В то же время мы убедились , что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности.
Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако это не отрицает возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Они нужны как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий.
Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.
Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.
И все-таки вопрос о выборе форм воспитательной работы встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:
1) Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач.
2) На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.
3) Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:
а) принципов организации воспитательного процесса;
б) возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей;
в) материальной базы;
г) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
д) возможностей педагогов, родителей.
4) Организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумав способы:
а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм, ненавязчивого проведения их через участников работы.
5. В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Таким образом педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллективе. Однако каждая форма требует определения совокупности конкретных способов, приемов, методов организации деятельности детей, что также целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности.
Конечно, есть ситуации, когда педагог сам продумывает и выстраивает форму воспитательной работы. Например, в индивидуальных формах работы все зависит от действий педагога, которые он должен продумать, спланировать с учетом конкретной ситуации.
Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности.
Например, возникло желание провести конкурс, КВН или тематический вечер. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание.
Другой способ построения формы более логичен, потому что он вытекает из задач мероприятия: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведения, разрабатывают структуру, способы организации обсуждения.
Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на наш взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и принципов организации, которые разработаны И.Т. Ивановым и его последователями1.
Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:
1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по исполнению неповторимой.
Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми,передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант.
К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий. Методика работы педагога и коллектива на каждой стадии подробно описана в литературе1.
Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.
Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.
Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.
Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.
Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.
Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.
Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.
Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).
Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.
Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы. КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружающем мире.
Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.
В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:
— доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
— определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
— создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
— от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
— создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
— оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.
Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы организации, правила игры разрабатываются в ходе коллективного творчества. Безусловно, этот поиск направляет педагог. Так, например, в школе-интернате № 11 поселка Константиновский Ярославской области дети придумали игру «Шоу-бизнес».
В процессе коллективного планирования внеучебной работы на учебный год родилась идея проведения игры «Шоу-бизнес», в которой имитировались бы современные рыночные отношения.
Цель игры «Шоу-бизнес» — формирование у детей умений пользоваться деньгами, начиная от способов их заработать до умения разумно их потратить.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
—ознакомление детей с простейшими функциями таких организаций, как банк, биржа труда, налоговая инспекция, юридическая контора и т.д.;
—включение ребенка в условия конкурентной борьбы;
— формирование у детей самостоятельности в поступках, умения нести ответственность за них, развитие волевых усилий, чувства уверенности в своих действиях;
- воспитание уважения к окружающим людям и труду.
В игре «Шоу-бизнес» участвовали все дети без ограничения в возрасте. Продолжительность игры составляла около трех часов, хотя требовалась длительная предварительная подготовка.
За неделю до проведения игры участники определили объекты труда, службы, которые выполняли основную функцию в ходе игры: биржа труда, банк, налоговая инспекция, юридическая контора, милиция, пресс-центр, рекламное агентство, магазин, салон красоты, фотосалон, детский мир, скорая помощь и др. Дети по желанию выбрали службы и подготовили их к работе. Были определены следующие правила игры.
Всех участников игры можно условно разделить на две группы: первая — это те, кто работает в названных службах и получает заработную плату; вторая группа — основное количество — это те, кто пользуется их услугами и получает определенную сумму денег за выбранную работу. Для этого участнику игры, желающему заработать, необходимо прийти на биржу труда, где он сможет выбрать работу из списка трудовых и творческих заданий, предложенных ему биржей. Каждому участнику игры выдается чековая книжка, в которой имеется описание работы и сумма оплаты за нее. Например, повесить стенд в кабинете физики — оплата 15—20 тысяч интерн (интерна -название денежной единицы).
После выполнения работы необходимо обратиться к налоговому инспектору для осуществления контроля и уточнения оплаты за работу. Чем выше качество выполнения, тем выше цена. Инспектор заверяет работу штампом на чековой книжке.
Далее участник следует в банк, где получает заработную плату, которую может потратить в магазине, фотосалоне, салоне красоты. При желании он может еще заработать, повторно обратившись на биржу труда.
Кто окажется трудолюбивым и более экономным, тот сможет стать участником аукциона, на котором разыгрывается более ценный товар, чем продается в магазине.
Во время игры работает юридическая контора, которая занимается разрешением конфликтных ситуаций, а также выдачей справок тем, кто не понял условий игры. Милиция следит за порядком и вправе взимать штрафы с нарушителей.
В процессе игры активно работают корреспонденты из пресс-центра. Они берут интервью у участников игры, описывают наиболее яркие события и чрезвычайные происшествия, случившиеся за время игры. Результатом их работы является экстренный выпуск газеты, вышедший в конце игры.
Деятельность рекламного агентства предусматривает предварительную работу за несколько дней до начала игры. Его задача — выполнение заказов клиентов на изготовление рекламы различных служб и товаров. Прием готовой продукции производится во время игры специалистом по рекламе. В зависимости от качества выполнения назначается цена.
Если кто-то почувствовал недомогание, то решить эти проблемы призвана скорая помощь, выдав порцию витаминов.
Для младших детей, живущих в интернате, организуется работа салона «Детский мир». Здесь они смогут заработать деньги за отгадывание загадок, участие в конкурсах, выполнение творческих заданий и т.п.
Все служащие в данных органах получают зарплату за час до окончания игры, когда будет закрыта биржа труда и все задания уже будут выданы. Размер зарплаты установлен заранее. Участники игры также договорились о следующем:
1. Размер оплаты за один вид работы не должен превышать половины заработка служащего.
2. Количество служащих в налоговой инспекции должно быть достаточным для проверки всей работы одновременно.
3. Во избежание очереди в магазине целесообразно сделать несколько торговых точек.
4. Милиционер вправе взять не более трех штрафов за время игры.
5. Фотографу не назначать зарплату, так как он может заработать, получая деньги за фотографии.
Подготовка игры:
1. Педагоги и дети установили:
—необходимый список трудовых и творческих заданий;
—денежную единицу;
—название служб и количество служащих в них, а также размер их зарплаты, их отличительные особенности;
—правила игры, за несоблюдение которых будет взиматься штраф;
—дату и точное время проведения игры.
2. Был вывешен информационный стенд, на котором отражены:
—условия игры;
—список трудовых и творческих заданий и соответственная плата за них;
—список требующихся вакансий и размер зарплаты по каждой из них;
—месторасположение служб, организаций и салонов;
—рекламные плакаты различного характера.
3. Напечатаны деньги и чековые книжки.
4. Подготовлены: а) товар для продажи на аукционе и в магазине;
б) различные инструменты для организации работы участников.
План проведения:
1. Сбор-старт, на котором объявляются условия игры.
2. Начало работы биржи труда, распределение трудовых и творческих поручений.
3. Выполнение работы участниками (1—2 часа).
4. Открытие магазина и начало работы салонов.
5. Закрытие биржи труда и выдача зарплаты служащим.
6. Аукцион.
7. Заключительный сбор для подведения итогов игры.
Часто игра создается на основе формы ее проведения. Так, например, подросткам предлагается придумать игру «Экспедиция X». Форма — экспедиция, а куда и как она будет организована — решают дети, определяя ее направление, символы, правила, форму подведения итогов, названия и роли для участников игры.
На наш взгляд, формы коллективной творческой деятельности являются наиболее эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения. Такие формы способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
1 Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990.