В чем состоят особенности жанра житий в литературе Киевской Руси? Каковы типы житий? Охарактеризуйте с этой точки зрения «Сказание о Борисе и Глебе»
Важным средством религиозно-нравств. воспитания была агиографич.лит-ра—житийная, посвященная жизнеописаниям святых. Она рисовала нравств.идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями. В занимательной форме здесь давался наглядный урок практического применения христианских догм. Агиограф обращался не столько к разуму читателя, сколько к чувствам и живому воображению. Поэтому самые фантастич. эпизоды — вмешательство ангелов или бесов, творимые святым чудеса — описывались порой с детальн. Иногда в житиях сообщались точные географич. или топографич.приметы, назывались имена реальных историч.деятелей — все это тоже создавало иллюзию достов-ти, призвано было убедить читателя в правдивости рассказа и тем самым придать житиям авторитет «историч-о» повествования.
Жития условно разд. на 2 сюж. типа: жития-мартирии - повеств-я о мучениях борцов за веру в языч. Времена («Житие святой Ирины») и жития, в к-х расск-сь о святых, добровольно принявших на себя подвиг затворничества или юродства, отличавшихся необычайным благочестием («легенда о Алексее Человеке божием»).
«Сказание о Борисе и Глебе». Борису и Глебу посвящён целый цикл произв-й в русс.литературе. После смерти Владимира в 1015 г. престол захватывает его сын Святополк. Борис заранее знает о планах Святополка убить его, и перед ним встаёт выбор-либо идти «воевать Киев» и убить его, либо своей смертью положить начало христ.отношениям между князьями-смирения и подчинения старшему. Борис выбирает мучении.смерть. В «Сказании» очень много молитв, особенно вдохновенно Борис молится перед своей смертью. Интонации плача буквально прониз-т «Сказание», определяя главную тональн-ть повеств-я. Глеб неопытнее брата, и с полным доверием относится к Святоп. Позднее Глеб не может подавить в себе страх смерти, молит убийц о пощаде. За совершённое преступл- он несёт заслуженное наказание. Его разбивает Ярослав Мудрый, и Святополк умирает в бегах. Он противопост-н и Борису и Глебу, и Ярославу, ставшему орудием божеств.возмездия убийце.Чтобы окружить героев ореолом святости, автор в конце говорит об их посмертных чудесах и хвалит их, ставя в ряд с известными церковн.деятелями. В отличие от традиц. жития, «Сказание» не описывает жизни героев от самого рождения, а говорит только об их злодейском убийстве. Ярко выраж. историзм также противоречит канонам жития. «Сказание» соч-т в себе и житийные эл-ы, и эл-ты расхождения с каноном, в чём проявл-ся жанровое своеобр.этого произв-я.«Сказание» излагает лишь один эпизод из жизни своих героев — их злодейское убийство. Борис и Глеб изображ-ся идеальными христ.героями-мучениками. Они добровольно принимают «мученич. венец».
11. В чем состоит своеобразие литературного стиля «Поучения» Владимира Мономаха? Какого рода наставления он дает своим потомкам?
Особое место в лит-ре 11-12 в. Занимает ,,Поучение,, Владимира Мономаха, внесенное в Лаврентьевскую летопись под 1096 год. Центр. идея «Поучения» состоит в призыве, обращ-м к детям и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать треб-я феод. правопорядка, руководств-ся ими, а не личными, семейными интересами. «П-е» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобрет-т б.обществ. знач-е.На примере личного жизн. опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли. Характ. особенность «Поучения» — тесное переплетение дидактики с автобиографич. элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только «священным писанием», но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни. В произв-и происходил стык лит-го канона (требовавший самоуничижения) с выс.ур-м самосознания личности.
На первый план выдвигаются задачи общегосуд. порядка. Свящ.обязанность княза-забота о благе своего гос-ва, единое, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен стать примером высокой нравств-ти. Основное положит.качество чел-ка- трудолюбие. А осн. порок это лень. Междоусобные распри подрывают экономич. и политич. могущ-во госуд-ва. Только мир приводит к процвет-ю страны, в обязанность правителя входит сохранение мира.
Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе церкви, она явл-ся верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Сам Мономах предстает в своем «Поучении» человеком необычайно деятельным. Одним из положительных качеств князя является его щедрость, постоянная забота о приумножении и распространении своего доброго имени. В быту князь должен быть образцом для окружающих: посетить больного, проводить покойника, ибо все смертны. Семейные отношения нужно строить на уважении мужей к женам: «Жену свою любите, но не дайте им над собою власти», — наставляет он.
Т.о., в «Поучении» Мономах охватывает шир. круг жизн.явл-й. Он дает четкие ответы на многие соц. и нравств. вопросы своего времени.
Поучение построено по определенному плану, сост-т из вступл-я, с самоуничижением.
Центральная дидактич. часть начинается с общего философского рассужд-я о человеколюбии.
Потом снова возвращается к обращению к детям; рассуждения о молитве, потом практич. наставл-я, касающимся соц.практики князя.
Связь между частями прослеж-ся на уровне лейтмотивов и образов символов. Мысль развив-я от абстр. к конкр., от общего к частному.От филос.рассуж-й с опорой на цитацию авторит-х источ-в, Владимир Мономах переходит к излож-ю конкр.причин, побудивших его взяться за перо.