Как складывалось раннее русское летописание? Каковы особенности «Повести временных лет»: художественные принципы изображения героев, композиция, жанровый состав?
В XI в. рядом с историч. эпосом возникает летописание. Летописание является одним из ведущих лит.жанров, в недрах которого развив-сь русское сюжетное повеств-е, и одноврем. жанром публицистич., чутко откликающимся на политич. запросы своего времени.
Летопис-е возник-т во врем.Ярослава Мудрого. В это время христианизир-я Русь начинает тяготиться византийск.опекой и стремится обосновать свое право на церковн.самостоят-ть, что сочеталось с политич.независ-ю, т.к.Византия была склонна рассм-ть все христианск.гос-ва как вассалов Византийск. империи. Именно этому противостоят решит.действия Ярослава: он добив-ся учрежд-я в Киеве митрополии (что поднимает церковный авторитет Руси),[55] добивается канонизации первых русских святых — князей Бориса и Глеба. В этой обстановке и создается, видимо, первый историч. труд, предшеств-к будущей летописи, — «Свод рассказов о распростр-и христ-ва на Руси». В него вошли рассказы о крещении и кончине Ольги, сказание о первых русских мучениках — варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и обширн.похвала Ярославу Мудрому под 1037 г.
Следующий этап в развитии русского летописания приходится на 60–70-е гг. XI в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона.
ПВЛ. В начале XII в. Нестор — книжник широкого историч.кругозора и большого лит.дарования создает новый летописный свод — «ПВЛ». Нестор поставил перед собой значит.задачу: не только изложить события рубежа XI–XII вв., очевидцем которых он был, но и полностью переработать рассказ о начале Руси — «откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити», как сам сформулир-л он эту задачу в заголовке своего труда.
Источники:
В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской митрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год).
«ПВЛ» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдат-ми событий, а добавляли каж.свои комментарии. В повести опис-ся история Руси с времени её появ-я, рассказ-я вся историко-политич. жизнь Др. Руси. Ей характерны сюжетность, многообр-е жанров и стилей.
«ПВЛ» соединяется идеями
1.Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).
Высокая патриотич.идея могущ-ва Русской земли, её политич.самостоят-ти, религиозн.независ-ти от Византии.
ТемаРодины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.
2.Антивизантийск.направл-ть (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей). Летописцев интересуют судьбы славянс.народов в далёком прошлом, расселение восточн.слав. племён. Они ищут объясн-я происхожд-я названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.
Идеализация в изображении персонажа.
2 метода изображения:
1.Символич.-религиозн. (ведёт к идеализации и к абстрагированию). Чаще всего употреблялся в житийных произведениях.
2.Фактографический (стремление к правдоподобности).
Истоки жанров в ПВЛ.
Для « ПВЛ» характ-но многообразие жанров и стилей. Хронологич.принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал.
Осн. жанры:
1.Сказание (народно-поэтическое произвед-е, получившее обработку, часто политич.. Нар.воззрения на события далёкого прошлого)
2.Историческая повесть
3.Поэтический рассказ
4.Воинская повесть (овеянная героикой дружинной поэзии)
5.Житийные произведения
6.Религиозные и светские поучения (отразившие воззрения верхов феодального общества).
Надо заметить, что каж.жанру характ-на своя манера изложения. Это т.н. «литературный этикет» по мнению Лихачёва.
Фольклорность в ПВЛ.
Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий.
1) К фольклорности можно отнести различные символич.упоминания цифр в легендах.
Например, в легенде о призв. князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпич. числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхожд-е. Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева).
2) Отзвуками обрядовойпоэзии времён родового строя наполнены летописн.известия о славянск.племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.
3) Приёмы УНТ (устного народного творчества) в описании князей:
1.Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может.
2.Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность и становится причиной его гибели.
3.Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство даже греческого императора.
4.Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный, мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов.
4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина.
5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека.
6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками.
Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору.