Тема 2. Природно-географические факторы и их влияние на российский исторический процесс
Методическое пособие
Для подготовки к семинарским занятиям
По дисциплине «История»
Тюмень - 2016
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям
по дисциплине «История» для студентов всех специальностей и всех форм обучения.
Методическое пособие отвечает требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «История». В методическом пособии содержится необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширяются базовые представления о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством.
Разработчик: Е.В. Турушев, к.и.н., доцент кафедры социально-
экономических наук ГАУсЗ
Содержание
Введение | |
Раздел 1 Введение в изучение Отечественной истории | |
Раздел 2 Древняя Русь | |
Раздел 3 Возникновение и становление единого Российского государства (XV – XVIIвв.) | |
Раздел 4 Россия в XVIII – XIX веках | |
Раздел 5 Россия в ХХ веке | |
Методика написания реферата | |
Примерные темы рефератов | |
Вопросы к экзамену |
Введение
Предлагаемые методические указания отвечают требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлены в соответствии с примерной программой по Отечественной истории. Свою главную задачу авторы «Методических указаний» видели прежде всего в том, чтобы дать студентам вуза необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила структуру методических указаний.
Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме для изучения предложены задания для самостоятельной работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для самостоятельной работы могут использоваться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.
При составлении «Методического пособия» был предусмотрен различный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом разного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний путем усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, особенностей их протекания в различные исторические эпохи.
В пособии также обозначены темы рефератов и контрольных работ для заочников, которые могут изменяться и дополняться.
Успешному усвоению Отечественной истории будут способствовать:
-внимательное прослушивание и конспектирование лекций;
-тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;
-просмотр и анализ статей по изучаемой теме в периодике;
-обязательное посещение семинарских занятий и активное участие в них;
-написание реферата по теме, имеющий проблемный, дискуссионный характер.
Раздел 1 Введение в изучение отечественной истории
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Взаимодополнительный характер цивилизационного и формационного подходов в курсе истории России
Тема 1. История как наука
Предмет и задачи истории как науки. Основные функции исторического знания.
Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке.
Отечественная историческая наука: прошлое и настоящее.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Общее и особенное в ее историческом развитии.
Вопросы для самоконтроля
Кто считается «отцом исторической науки»?
Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет».
Что такое «формация»? Кто является основоположником формационного подхода к изучению истории общества?
Дайте определение понятия «цивилизация». Назовите признаки и типы цивилизаций.
Определите положительные и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов к изучению истории общества.
Имена каких русских историков XIX века вам известны? Какой вклад внесли они в развитие исторической науки?
Что такое Россия: а) самобытная цивилизация; б) часть восточной цивилизации; в) часть европейской цивилизации? Приведите ваши аргументы.
Согласны ли Вы с мнением Р. Киплинга: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад и они никогда не сойдутся»?
Темы докладов и сообщений
Методы и источники изучения истории.
Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.
В.О. Ключевский – историограф, источниковед, наш современник!?
Рекомендованная литература
Основная
История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.
История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.
История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.
4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.
5 Орлов А. С. История России. М.: Проспект, 2005.
6 История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.
7 История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.
Дополнительная
Алаев Л.Б. Империя: феномен или этап развития // Вопросы истории. – 2000. – №4-5.
Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. – 2000. – №4.
Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепция синергетики в методологии исторических исследовании // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.
Золотарев В.П. Общая теория истории в понимании Н.И. Кареева // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.
Ионов И.И. Основные направления и методология глобальной истории // Новая и новейшая история. – 2003. – № 1.
Коломийцев В.Ф. Законы истории или социологические закономерности? Отечественная история. – 1997. – №6.
Кока Ю. Современные тенденции и актуальные проблемы исторической науки в мире // Новая и новейшая история. – 2003. – №3.
Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. – 2001. – №8.
Поздеева И.В. Литургический текст как исторический источник // Вопросы истории. – 2000. – №6.
Ранчин А.М., Лаушин А.В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопросы истории. – 2002. – №1.
Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. – 2002. – №4.
Сили Ш. Возникновение и источники теории «колонизации» С.М. Соловьева // Вопросы истории. – 2002. – №6.
Страда В. Глобализация и история // Новая и новейшая история. – 2002. – № 6.
Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел // Вопросы истории. – 1998. – №1.
Шайкин А.А. Дискурсы летописной строки // Вопросы истории. – 2001. – №9.
Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. – 2000. – №3.
Юрганов А.Л. Опыт исторической дискуссии // Вопросы истории. – 2001. – № 9.
Тема 2. Природно-географические факторы и их влияние на российский исторический процесс
Географическое положение страны и его влияние на историю. Колонизация и её роль в становлении российской цивилизации.
Влияние природно-климатических факторов на историю России.
Культурные предпосылки развития российской цивилизации. Ценностные ориентации народной русской культуры.
Вопросы для самоконтроля
1 Осветите влияние природно-климатических факторов на консервацию общинных, крепостнических порядков и самодержавного строя России.
2 Географическое положение и природно-климатические условия влияют на формирование хозяйственных типов. А влияют ли они на формирование национального характера?
3 Чем в древности измерялась урожайность и что означает этот термин?
4 Какие типы земледелия знали и использовали восточные славяне?
5 Какая система земледелия господствовала в лесной полосе Восточной Европы вплоть до XIII века?