Тема 2. Природно-географические факторы и их влияние на российский исторический процесс

Методическое пособие

Для подготовки к семинарским занятиям

По дисциплине «История»

Тюмень - 2016
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «История» для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Методическое пособие отвечает требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «История». В методическом пособии содержится необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширяются базовые представления о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством.

Разработчик: Е.В. Турушев, к.и.н., доцент кафедры социально-

экономических наук ГАУсЗ

Содержание

Введение
Раздел 1 Введение в изучение Отечественной истории
Раздел 2 Древняя Русь
Раздел 3 Возникновение и становление единого Российского государства (XV – XVIIвв.)
Раздел 4 Россия в XVIII – XIX веках
Раздел 5 Россия в ХХ веке
Методика написания реферата
Примерные темы рефератов
Вопросы к экзамену

Введение

Предлагаемые методические указания отвечают требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлены в соответствии с примерной программой по Отечественной истории. Свою главную задачу авторы «Методических указаний» видели прежде всего в том, чтобы дать студентам вуза необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила структуру методических указаний.

Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме для изучения предложены задания для самостоятельной работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для самостоятельной работы могут использоваться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.

При составлении «Методического пособия» был предусмотрен различный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом разного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний путем усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, особенностей их протекания в различные исторические эпохи.

В пособии также обозначены темы рефератов и контрольных работ для заочников, которые могут изменяться и дополняться.

Успешному усвоению Отечественной истории будут способствовать:

-внимательное прослушивание и конспектирование лекций;

-тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;

-просмотр и анализ статей по изучаемой теме в периодике;

-обязательное посещение семинарских занятий и активное участие в них;

-написание реферата по теме, имеющий проблемный, дискуссионный характер.

Раздел 1 Введение в изучение отечественной истории

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Взаимодополнительный характер цивилизационного и формационного подходов в курсе истории России

Тема 1. История как наука

Предмет и задачи истории как науки. Основные функции исторического знания.

Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке.

Отечественная историческая наука: прошлое и настоящее.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Общее и особенное в ее историческом развитии.

Вопросы для самоконтроля

Кто считается «отцом исторической науки»?

Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет».

Что такое «формация»? Кто является основоположником формационного подхода к изучению истории общества?

Дайте определение понятия «цивилизация». Назовите признаки и типы цивилизаций.

Определите положительные и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов к изучению истории общества.

Имена каких русских историков XIX века вам известны? Какой вклад внесли они в развитие исторической науки?

Что такое Россия: а) самобытная цивилизация; б) часть восточной цивилизации; в) часть европейской цивилизации? Приведите ваши аргументы.

Согласны ли Вы с мнением Р. Киплинга: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад и они никогда не сойдутся»?

Темы докладов и сообщений

Методы и источники изучения истории.

Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

В.О. Ключевский – историограф, источниковед, наш современник!?

Рекомендованная литература

Основная

История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.

История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.

4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.

5 Орлов А. С. История России. М.: Проспект, 2005.

6 История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.

7 История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

Дополнительная

Алаев Л.Б. Империя: феномен или этап развития // Вопросы истории. – 2000. – №4-5.

Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. – 2000. – №4.

Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепция синергетики в методологии исторических исследовании // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Золотарев В.П. Общая теория истории в понимании Н.И. Кареева // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Ионов И.И. Основные направления и методология глобальной истории // Новая и новейшая история. – 2003. – № 1.

Коломийцев В.Ф. Законы истории или социологические закономерности? Отечественная история. – 1997. – №6.

Кока Ю. Современные тенденции и актуальные проблемы исторической науки в мире // Новая и новейшая история. – 2003. – №3.

Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. – 2001. – №8.

Поздеева И.В. Литургический текст как исторический источник // Вопросы истории. – 2000. – №6.

Ранчин А.М., Лаушин А.В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопросы истории. – 2002. – №1.

Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. – 2002. – №4.

Сили Ш. Возникновение и источники теории «колонизации» С.М. Соловьева // Вопросы истории. – 2002. – №6.

Страда В. Глобализация и история // Новая и новейшая история. – 2002. – № 6.

Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел // Вопросы истории. – 1998. – №1.

Шайкин А.А. Дискурсы летописной строки // Вопросы истории. – 2001. – №9.

Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. – 2000. – №3.

Юрганов А.Л. Опыт исторической дискуссии // Вопросы истории. – 2001. – № 9.

Тема 2. Природно-географические факторы и их влияние на российский исторический процесс

Географическое положение страны и его влияние на историю. Колонизация и её роль в становлении российской цивилизации.

Влияние природно-климатических факторов на историю России.

Культурные предпосылки развития российской цивилизации. Ценностные ориентации народной русской культуры.

Вопросы для самоконтроля

1 Осветите влияние природно-климатических факторов на консервацию общинных, крепостнических порядков и самодержавного строя России.

2 Географическое положение и природно-климатические условия влияют на формирование хозяйственных типов. А влияют ли они на формирование национального характера?

3 Чем в древности измерялась урожайность и что означает этот термин?

4 Какие типы земледелия знали и использовали восточные славяне?

5 Какая система земледелия господствовала в лесной полосе Восточной Европы вплоть до XIII века?

Наши рекомендации