Всемирная история как история глобальная (Л. Репина)
На рубеже столетий вновь вырос интерес к исторической
макроперспективе, ориентированной на изучение многообразных
последствий развития глобальных взаимосвязей, сформировалась новая
научная дисциплина – глобальная история, которая опирается на
представление о когерентности мирового исторического процесса.
Принципиальный контекстуализм, способный обеспечить выход за
рамки ставших привычными административных, национальных и
европоцентристских границ, за пределы «имперского и колониального
дискурса», выступает как насущная задача исторической науки.
Становление глобальной / транснациональной истории в ее
современном варианте имеет истоком более общие процессы,
связанные с постнеклассической научной парадигмой, и отражает
развитие мыслительной традиции, в которой принцип целостности
сочетается с учетом различий и многообразия.
Глобальная история
представляет собой попытку на новом теоретическом уровне вернуться от микроисторической оптики к интегрирующему взгляду на историю, охватить человечество как некую структуру в историческом развитии взаимосвязей ее отдельных частей. Глобальная история может быть понята и как осмысление процесса мировой интеграции, исторического движения к более взаимосвязанному мировому порядку, к общемировой культуре, понимаемой как живое взаимодействие локальных и национальных культур. Предмет глобальной истории – это именно взаимосвязи (экономические, политические и культурные) между разными странами и цивилизациями.
Аргументация сторонников глобальной истории, удивительным
образом перекликается с тем, что более века назад Н. И. Кареев,
констатировавший «постепенное объединение судеб отдельных стран и
народов», описывал как «всемирно-историческую точку зрения»:
«Всемирная история не есть только сумма частных историй, т.е.
историй отдельных стран и народов… [Она] является перед нами как
процесс постепенного установления политических, экономических и
культурных взаимоотношений между населениями отдельных стран,
т.е. процесс постепенного объединения человечества, расширения и
углубления связей, мало-помалу образующихся между разными
странами и народами… и таким образом над суммою частных историй
возникает общая, универсальная, всемирная» [Кареев Н. И. Общий ход
всемирной истории. СПб., 1903. С. 5-7].
Сегодня многие специалисты считают, что не следует противо-
поставлять друг другу синонимичные, по сути дела, термины «миро-
вая» и «глобальная» история и в конструировании «генеалогии» глобальной истории обращаются к имеющейся в историографии традиции.
Однако в новом контексте пересматриваются и такие, казалось
бы привычные, понятия, как «всемирная история», «европейская
история», «региональная история» и даже «компаративная история»,
активно обсуждается вопрос о соотношении глобальной истории и
цивилизационного анализа, который делает упор на разнообразие и
уникальность локальных цивилизаций.
Речь, конечно, не идет об
универсальной теории исторического процесса. Современное пони-
мание глобальной истории вовсе не исключает, а – напротив – под-
разумевает наличие множества локальных вариантов и траекторий
развития и далеко ушло от линейных и европоцентристских в своей
основе обобщающих схем в духе христианского универсализма и
классических модернизационных теорий.
Поиск современного взгляда на бесконечное разнообразие ис-
торического опыта формирует новую стратегию компаративной ис-
тории, которая связана не с де-контекстуализацией сходных явлений
в рамках универсалистской, или же эволюционной (европоцентрист-
ской, по своей сути) парадигмы, а с преодолением европоцентризма,
с акцентированием – наряду с обнаруживаемыми аналогиями – кон-
трастов и различий, с последовательным учетом разнообразия ло-
кальных контекстов и культурных традиций. В этой связи простран-
ственно-темпоральные перспективы «новой локальной истории» в ее
социокультурном наполнении, встраиваясь в сетевую структуру
глобальной истории, обретают новый эвристический потенциал.
Знаменательно, в частности, само недавнее возникновение термина
histoire croisée («перекрестная» или «переплетенная» история), при-
званного обозначить новую парадигму, которая в отличие от тради-
ционной компаративной истории, работающей в режиме синхронии,
отдает приоритет изучению динамики межкультурных интеракций,
как между разными обществами, странами, регионами, так и между
интеллектуальными традициями и научными дисциплинами [De la
comparaison à l’histoire croisée / Sous la dir. de M. Werner et
B. Zimmermann. P., 2004]. Параллельно и иногда альтернативно
употребляются и обсуждаются другие близкие по содержанию поня-
тия, прежде всего так называемая связанная история [The Making of
the Modern World: Connected Histories, Divergent Paths / Ed. by
R. W. Strayer. N.Y., 1989]. В последнее десятилетие компаративная
история переживает «второе рождение», новый смысловой сдвиг,
сопровождаемый переопределением исследовательских задач и ба-
зовых принципов. «Новая компаративная история» (в разных верси-
ях) преодолевает («пересекает») границы априорно устанавливае-
мых национальных, региональных и даже локальных контекстов,
сосредоточивает внимание на существующих множественных взаи-
мосвязях, взаимообменах и взаимовлияниях между сравниваемыми
объектами и их культурно-историческими контекстами, нередко ис-
пользуя для концептуализации изучаемых явлений понятие «куль-
турного переноса/трансферта» (отсюда – histoire des transferts) и вы-
являя его медиаторов.
Конечно, глобальная и мировая история сегодня – это не кол-
лекция национальных и региональных нарративов. Сторонники но-
вых макроисторических подходов имеют разные точки зрения по
многим важным вопросам, включая периодизацию мировой истории,
баланс между западными и незападными обществами в разные пе-
риоды истории, соотношение между глобальной и региональными
или национальными историями, но сходятся в понимании насущной
необходимости особой формы истории для исследования глобаль-
ных процессов в их исторической ретроспективе.
Могут ли глобальные модели пронизывать
всю сферу человеческих отношений? Нет, т.к. а) наше знание о про-
шлом ограничено нашим незнанием будущего, важное сегодня может
обернуться тривиальностью в будущем и наоборот; б) всякое крупное
историческое явление – сложное образование, различные аспекты кото-
рого требуют разных исследовательских подходов; любая теория или
модель устанавливает свой объем поля возможностей и механизм их
реализации; в) обобщающие теории устаревают, взрываются новыми
фактами и подвергаются корректировке, а иногда и полностью опро-
вергаются. Тем не менее, они необходимы для апробации форм разви-
тия исторического знания. Глобальная история – это история, «стремя-
щаяся к глобальности, но никогда не могущая стать таковой».
Процессы выработки новой парадигмы истории оказались весьма сложными и противоречивыми. Но к началу XXI столетия стало ясно, что наиболее обнадеживающие перспективы открываются в тех направлениях, которые активно используют категорию культуры, включая культуру политическую.
[1] Пьер Нора (р. 17.10.1931, Париж) – французский историк, член Французской Академии с 07.06.2001, хорошо известный своими работами по идентичности Франции и памяти. Его имя связано с Новой историей. Он возглавляет Ассоциацию «За свободу истории», резко протестующую против появления во Франции новых законов, дающих оценку прошлому и мешающих историческим исследованиям.
[2]Текст закона см.: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=LEGITEXT000006076185&dateTexte=vig
[3] Полный текст доклада П. Нора см. на сайте Франко-Российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве. http://www.centre-fr.net/