Ленин. «К вопросу о диалектике»
Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть диалектика.
Тождество противоположностей есть признание противоречивых, взаимоисключающих тенденций во всех явлениях и процессах природы и духа. Условие признания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спотанейном развитии, есть признание как единства противоположностей. Две основные концепции развития: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение
развитие как единство противоположностей.
1.Остается в тени самодвижение, его мотив, источник, его деятельная сила. Сухая концепция.
2. Главное внимание устремлено на познание источника самодвижения. Жизненная концепция.
У Маркса в «Каптале» сначала анализируется самое массовидное явление – обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении все противоречия современного общества.
Диалектика буржуазного общества у Маркса лишь частный случай диалектики. Начать с амого простого: листья дерева зелены, Жучка есть собака, Иван есть человек и.т. п. Уже здесь – диалектика: отдельное есть общее. Значит, противоположности тождественны: отдельное не существует иначе, как в связи с общим. Общее существует в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть общее. Всякое общее есть частичка отдельного… Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, процессами). Уже здесь – зачатки понятия необходимость.
Случайное и необходимое, явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака и др., мы отбрасываем ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являющегося.
В любом предложении можно вскрыть зачатки элементов диалектики, показав тем самым, что познанию чел-ка вообще свойственна диалектика. А естествознание показывает нам объективную природу в тех же качествах, превращение отдельного в общее, случайное в необходимое… Диалектика и есть теория познания марксизма.
Фил-ий идеализм есть только чепуха с т\з метафизического мат-ма. С т\з диалектического мат-ма фил-ий идеализм есть односторонее, преувеличенное развитие одной из сторон познания в абсолют, оторванный от материи, обожествленный. Идеализм есть поповщина. Но идеализм фил-ий есть дорога к поповщине через один из оттенков бесконечно сложного познания человека.
Познание человека не есть прямая линия, оно приближается к спирали. Любой кусочек этой кривой может быть односторонне превращен в самостоятельную линию, которая ведет в поповщину (в болото). Прямолинейность, односторонность. Субъективизм и субъективная слепота – гносеологические корни идеализма.
11. Русская Ф.
Центральный вопрос – определение исторического смысла и места Р. в общечеловеческой цивилизации. Мы азиаты или европейцы?
Плеханов: «Русский человек похож не кентавра».
Вопросы Русской фил-ой идеи: 1. в чем историческая миссия Р? три силы, которые спасут мир: православная церковь, православный царь и особый русский народ. 2. каковы взаимоотношения церкви и гос-ва? У кого руководящая роль в историческом процессе? 3. интеллигенция и власть. 4. интеллигенция и народ. Стоит ли просвещать народ или просвещение его губит?
Проблема периодизации. Раньше считалось, что пик – проникновение марксистских идей.
1. 11-17 вв. донациональная Ф. Восточно-христианский тип фил-ия. 11-15 вв. – древнерусская Ф., 15-17 вв. – средневековая Ф.
2. 18 в. – Просвещение. Идеи Ренессанса. Собственно русское самосознание – до 19 века.
Связь с мировой Ф.
Т\з Полякова. Для русской Ф. актуальны проблемы категорий диалектики, особенно общего и единичного. Это идет от славянофильства: уникальность России – уникальность русской Ф.
Мировая Ф.: африканская, латиноамериканская – европейская – русская – нет ничего общего!
Т\з Коменского. Нет национальных фил-ий, есть Ф. вообще. Есть общемировые вопросы и национальные особеннсти.
Соотношение Ф. с другими формами общественного сознания.
1. русская Ф. тождественная всей духовной культуре России (широко)
2. русская Ф. – религиозная форма сознания (узко).
Это метафизические крайности. Русская Ф. связана с другими формами общ. Сознания. У нее свой объект изучения.
Основные черты русской Ф.
1. антропологичность. Каково самому человеку.
2. гуманистичность. Добро, зло, свобода совести, веры, разума.
3. связь с литературой и искусством.
4. историософичность. Понять судьбу человека в контексте истории России.
5. русский космизм. Человек в центре вселенной, у которой нет центра. Фантастический вариант – Николай Федоров «Ф. общего дела». Естественно-научный вариант- ученые.
6. отсутствие рационального категориального аппарата. У нас много восточного, иррационального. Эмпатии = сочувствие.
Направления.
Материалисты и идеалисты (консервативные – Леонтьев: судьба Ромсии связана с руской православной церковью; демократические – Толстой, Достоевский: освобождение России это духовное освобождение народа; либеральные – Соловьев, Бердяев: освобождение одной личности).
Классификация:
1. исторический провиденциализм Чадаева
2. цивилизационный подход Данилевского и Леонтьева
3. экзистенциальная философия истории Бердяева и Достоевского
4. теократия Соловьева
5. классическая фил-ия истории Чернышевского и Герцена
6. историософия формационного типа марксистов
Особенности религиозной русской Ф.
1.софийность – невербальность при выражении бож-ной сути (храм, икона, религ. музыка).
3. призвание русского филососфа не учить мыслить, а учить жить.
4. мистическое богословие. Центр фил-ой мысли – монастырь.
5. гносеология сердца. Тертуллиановская концепция веры.
6. аскетизм.
7. идея соборности. Соборность – духовная общность людей, в которой преодолеваются крайности индивидуализма и коллективизма. Ответственность всех за всех. Проявление во всех сферах, эсхатологическая цель, единство монарха с народом (соц-полит план), связь с экономикой (некая идеальная модель гос-ва), мессианство русского народа (от Иллариона до Бердяева).
23. Роль практики в процессе познания. Структура и формы практической деят-ти.
Роль:
1. пр. – исходный пункт познания. Потребности чел-ка движут познание.
2. пр. – цель познания. Что м\дать действующие сейчас науки?
3. пр. – один из критериев истины.
Декарт – критерием истины является ясность и отчетливость нашего мышления. Но тогда люди будут иметь разные истины, ибо что ясно для одного – мутно для другого.
Фейербах – критерий истины чувственность и непосредственность восприятия явлений органами чувств. Но истинное от ложного так не отличить (кажется, что солнце вращается).
Махисты (Беркли) – истинны те положения, которые происходили со многими людьми. (Если факт превращения воды в вино наблюдался многими – это истина). Богданов – истинно то, что укладывается в причинно-следственные связи. (Но учение о домовых тоже укладывается – есть социальные и гносеологические причины).
Прагматики (Дьюи) – истинно то, что выгодно.
Джемс – истинно то, во что мы верим.
Диалектический материализм – истинно то, что подтверждается практикой, т.е материальной производственной деят-тью людей. Чтобы проверить истинность того \ иного положения, необходимо разработать определенное практическое мероприятие, и если реализуется то, что мы предполагали, мы тем самым доказываем истинность того положения, из которого мы исходили.
Диалектика теории и практики: одна теория это схоластика, одна практика – ползучий эмпиризм. Надо соединять!!!
Метафизики-материалисты – недооценивали пр., сводили ее к потреблению пищи, питья.
Объективные идеалисты – мировой разум управляет миром, как он себя реализует – пр-а.
Субъективные идеалисты – пр. это деят-ть, которая обусловлена волей и интуицией человека. Они отделяли теорию познания от практики. Согласно их учениям, явления внешнего мира не являются объективной реальностью, а представляют собой совокупность ощущений. Практика же свидетельствует об обратном.
Домарксистская Ф. Бэкон – под практикой понимал только эксперимент, т.е. опытную проверку положений. Марксисты включают эксперимент в практику, но не сводят ее к нему.
Марксисты – пр. это чувственно-предметная деятельность, направленная на непосредственное преобразование объективной дест-ти с целью удовлетворения потребностей самого субъекта.
Структура практики определяется структурой потребностей самого человека (потребностей много).
Формы пр.: материальное производство, производство духовных ценностей, полит. деят-ть, повседневная деят-ть, научно-экспериментальная деят-ть.
Человек в процессе познания начинает с практики, переходит к абстрактному мышлению, от него снова к практике и так, проходя цикл за циклом, обогащает свое знание вещей, проникает глубже в мир явлений.
Относительность практики – познание может обогнать практику и наоборот.
Абсолютность практики – только на основе практики можно установить объективную истину.
24. Чувственное и рациональное в познании. Роль иррационально. Роль интуиции.
Познание – переход от внешних свойств предмета, которые фиксируются в явлениях, к внутренним свойствам, который выражаются в сущности.
Основные ступени познания:
1. чувствственная ступень. Ощущение – отражает локальные св-ва предмета, которые воздействуют на наши органы чувств. Отражают качества предмета.
Восприятие – множество св-тв предмета, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. Представление – образное знание о непосредственно не воспринимаемых предметах. Мост м\д чувственным и рациональным познанием.
Сенсуализм – учение, которое абсолютизирует чувства (Локк).
2. рациональная ступень. Абстрагирование и обощение. Отражение глубинных свойств.
Абстрагирование – отвлечение от внешних св-тв предмета.
Обобщение – выделение существенных св-тв предмета.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма, отражающая внутренние сходные черты данных предметов.
Суждение – совокупность понятий, в которых что-либо утверждается \ отрицается.
Умозаключение – новое рассуждение, в ходе которого возникает новое суждение, основанное на логических предпосылках.
Рациональное познание – Парменид, Декарт, Гегель, Маркс. «Чувства без мыслей слепы, мысли без чувств пусты».
Иррациональное познание – 1. иррациональное и пока не рациональное.
2. в принципе непознаваемое. Вещь, которая не нуждается в познании (у Шопенгауэра – Мировая воля). Сейчас эта тема рассматривается как сверхъестественное и естественное.
Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без логического обоснования. Она либо чувственная, либо интеллектуальная.
Платон: И. – созерцание идей, внезапное озарение через длительную подготовку.
Декарт: продукт ясного и деятельного, внимательного ума.
Фейербах: ясное, как солнце, чувственное озарение.
Фрейд: скрытый, бессознательный первопринцип творчества.
Бергсон: инстинкт человека.