Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Путь к
Материалистической диалектике.
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении. Развитии бытия и познания и основанный на этом метод мышления.
Д. – («выяснять истину», «вести беседу») – метод познания и объяснения дейст-ти, при котором явления мира и понятия отражающих сознаний рассматриваются во взаимодействии и в процессе изменения, порождаемо этим взаимодействием. Развитие – результат противоположных стороны. Переход количества в качество, отрицание старого новым и пр. (Детство и Отрочество Л.Н.Толстого).
Противники – метафизики, софисты, эклектики.
Стихийная Д. Милетская школа. Видели изменения в мире, придавали изменениям вселбщий хар-р, интересовались причиной изменений. Стихии, космос. Главное – как познать эти стихии.
Гераклит – изменчивость есть главный способ существования мира. Спор с элиатами.
Новое время 16 – 18 вв. «Золотой век» метафизики. Ученые-естественники на могли существовать без устойчивости мира, без его систематизации. 17 – 18 вв. метафизика заморозила Ф. она существует как главный способ мышления.
Ф. Гегеля. Он последователь Канта. Категории противоречия и снятия. Антиномии Канта – противоречия –стороны, которые одновременно предполагают и отрицают друг друга. Снятие – разрешение противоречий, которое происходит в области мирового духа.
Сама Ф. Гегеля внутренне противоречива. Система стремиться к вечной истине, абсолютной идее, которая метафизична (Прусская монархия). Это противоречит диалектическому методу – нет остановки в мире, значит нет истины, невозможно ее достигнуть.
Гегель открыл три закона Д. Закон отрицания отрицания (видно не всегда): 1. действует в области познания; 2. действует в прогрессивном направлении; 3. действует всегда, просто не видно второе отрицание.
Марксизм. 1 том «Капитала» - диалектическая т\з. Все категории Д. осмыслены по-новому.
Теория Спенсра. Градуализм. История развития мира: множество актов творения и эволюция (природа сама себя развивает). Вопрос: это диалектика или метафизика? Д. признает и количественные и качественные изменения, метафизики абсолютизируют либо количественные изменения, эволюционные, или скачкообразное развитие.
Энерджентность – «внезапно возникать». Мир возник и развивается в виде скачков. Метафизическя концепция.
Негативная Д. Адорно. Маркс+Фрейд+Гегель. Культура потерпела крах, на земле есть зло. Чел-во с самого начала стояло на пути раскола. Получилось безумие. Гегель наоборот: история развития безумия, а не разума. Главная проблема – природное подавляется социально-рациональным (Фрейд). Чтобы вернуться к себе, надо избавиться от социального прессинга, от давления современного буржуазного общества – революция (Маркс). Лучшая помощь – иррациональное искусство.
Ризоматическая концепция.
Сейчас – есть множество правильных т\з, которые надо правильно взаимосогласовывать.
Развитие. Античность не знает эту категорию, только возвратное движение. Впервые в христианстве (2 пришествие – однонаправленное развитие). Новое время – научное понимание развития.
Декарт – импульс развития природы. Руссо, Вольтер – развитие общества.
Кант – нравственное развитие личности. Гегель – чистая теория развития.
Развитие – кач-е обновление предмета. Необратимость,, закономерность, направленность.
Формы прогресса: линейного типа, ступенчатого хар-ра; спиралевидная форма (Гегель); веерная форма (Тойнби); волновая форма (солнечная ктивность Чижевского); системно-струтурный подход.
Критерии прогресса:
Неорганика – нет прогресса.
Органика – есть. Прогресс и регресс сопутствуют друг другу.
Социум – чем меньше общество связано с природой, тем более прогрессивно.
Законы Д.
Принципы Д. –исходные положения, на основе которых все понятия данной теории синтезируются в единую систему. Пр. объективности, всеобщей связи и всеобщего развития.
Закон – объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся, внутренняя связь м\д явлениями.
1. Единство и борьба противоположностей. Ответ на ? – где находится источник развития? – Внутри данного явления. Что есть развитие? – зарождение внутреннего противоречия и его разрешение, потом возникновение нового противоречия. Нельзя абсолютизировать ни момент единства, ни момент борьбы.
Противоречия: внутренние \ внешние; основные \ неосновные; антагонистические \ неантагонистические.
«Гроза» - быт и бытийность.
2. Переход количества в качество. Ответ на ? – как происходит развитие? – постепенные кол-ые изменения переходят в кач-ые через преодоление меры посредством скачка.
Свойство – неотъемлемое качество предмета, а совокупность основных свойств дает качество.
Количество – хар-ка предмета со стороны объема, величины, массы и пр.
Мера – граница м \д качеством и количеством.
Скачок - рождение нового качества, прерыв постепенности (закипание воды).
Чтение текста – знакомство с сюжетом, действующими лицами и т.п. – с каждым разом все более глубокое понимание идей – поэтика, метауровни, сквозные мотивы и пр.
3. Отрицание отрицания. Ответ на ? – куда направлено развитие? – вперед, назад, общей направленности нет, по кругу (Прокл), по спирали (Гегель).
Тезис – антитезис (первое отрицание) – синтез (второе отрицание). Не абсолютное отрицание предыдущего, а сохранение лучшего, что было в прошлом + отказ от устаревшего.
Не всегда видно второе отрицание: если человек отрицает природу, то кто отрицает человека?
Сталин отбрасывал 3 закон.
Каждая новая интерпретация – отбрасывает не нужное.
Все три закона действуют одновременно.
Категории Д.
Категория – общее фундаментальное понятие, отражающее существенные закономерные связи между реальной дейст-тью и процессом познания.
- форма мышления, которая в концентрированном виде воспроизводит св-ва внешнего мира.
Аристотель: первый систематизировал. Его категории – отражения реального мира, существующие независимо друг от друга.
Кант: категории априорны и неизменны по сути. Это формы активной деят-ти рассудка. Разряды: качество, кол-во, отношения, модальность (возможность\невозможность).
Гегель: категории связаны м\д собой. Разряды: бытие, сущность, понятие (масса категорий.).
Часть и целое.
Самая древняя. Сложен или прост мир, какова его структура.
Меризм – абсолютизация части. Начинается с античности, мат-ая т\з. Часть образует целое в совокупности с другими частями. Целое – сумма частей и больше, чем сумма. В качественном отношении часть = целому. Чтобы познать целое, надо познать части.
Холизм – объективно-идеалистическая т\з. Целое абсолютизируется. Целое – духовный мир, находящийся вне мат-ых предметов, части – предметы мат-го мира. Качественно часть не равна целому, целое не сумма частей.
Диалектический подход – нет доминанты. При взаимодействии частей – их переконструирование.
Типы целостности: структурная (строение био, физ, механических, социальных, духовных , химических объектов), функциональная (то, что делает каждый элемент в системе) и генетическая. Строение мира: Бог – Государь – хозяи дома.
Форма и содержание.
Содержание – что содержится в данной системе. Элементы – из них состоит система; связи элементов, св-ва, тенденции развития.
Форма – способ существования материи. Внешняя форма = конфигурация – способ внешнего выражения содержания. Внутренняя форма = структура – как элементы связаны м\д собой.
Диалектика формы и содержания. Форма содержательна, содержание формально. Они связаны, но не тождественны. Форма м \ иметь разное содержание (лирика) и наоборот (любовная история). Что более консервативно: форма или содержание?
Религиозность Катерины и коренных калиновцев.
Сущность и явление.
Феномен – явление. Внешняя, поверхностная, изменчивая сторона предмета, которая воспринимается органами чувств.
Эссенция – внутренняя, глубинная, неизменная сторона предмета, лоступная абстрактному мышлению. Сущность = закон.
Сущность является, а явление существенно. Явление м \ б адекватное и надекватое (видимость, кажемость). Необъективное выражение сущности обусловлено субъективнымии и объективными причинами.
Гносеологический аспект: от явления к сущности. Восприятие Домостроя в 19 веке.
Единичное и общее.
Отдельное – относительно обособленная вещь.
Единичное – св-во, которое отличает одиночные вещи. Уникальность, особенность.
Общее – категория, которая выражает существенные, сходные черты, присущие группе предметов.
Как определить общее? В средние века – проблема универсалий (номиналисты – реально существует частное, общее – мысли об этих предметах). Метафизики часто абсолютизировали либо единичное, либо общее (позиция славянофилов и западников, которые считали, что надо жить как весь Запад).
Причина и следствие.
Мир упорядочен или хаотичен. Каузальность – теория причинности.
Причина – то явление, которое порождает к жизни другое явление.
Варианты взаимодействия: 1. Изменение уже существующих предметов. 2. Возникновение новых элементов.
Временная последовательность событий не тождественна причинно-следственной связи. Причина не = поводу, повод только ускоряет события.
Типы причинно-следственных связей:
ПР – СЛ –СЛ2 – СЛ3; ПР ↔СЛ; ПР – много СЛ; много ПР – СЛ.
Причинно-следственные связи – цепи – сети – комплексы.
По природе причинно-следственные связи: материальные, идеальные, информационные, энергетические.
Связи м \ б динамические и статистические (однозначного и многозначного действия).
Детерминизм – взаимообусловленность всего мира.
Лаплассовский детерминизм = механистический. Полная предсказуемость всех событий в мире. Все движется только по законам механики. Отказ от случайности.
Вероятностный детерминизм = диалектический. Учет человеческого фактора, случайность и вероятность.
Индетерминизм – при отрицании в объективном мире причинно-следственных связей.
Записка Карамзина – причина (не повод) неверного понимания допетровской культуры.
Необходимость и случайность.
Необходимость – явление, которое обязательно д\произойти, благодаря внутренним причинам.
Случайность – может произойти \ не произойти, т.к. вызвана внешними, не главными причинами.
Фатализм и волюнтаризм (абсолютизация случайности).
Результат пересечения необходимостей во времени и пространстве – случайность.
Причинно-следственные связи не = телеология (учение о целесообразности).
История с реальной женщиной-утопленницей.