Урок 9. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Предание «Воцарение Ивана Грозного».
В предании сделана попытка объяснить прозвище царя, конечно совершенно фантастическая. Предание здесь сближается с бытовой сказкой: кроме имени царя и упоминания о его жестокости, реального мало.
«Сороки-ведьмы».
В предании также преобладает вымысел. В этом предании явно выражено отношение к царю: его называют благочестивым, он печется о народе, хочет уменьшить зло на земле.
«Пётр и плотник»
Это предание наиболее похоже на правду: сохранились исторические сведения о том, что Пётр работал вместе с простыми людьми. По форме это предание напоминает бытовую сказку, хотя реальность отражена довольно точно.
Домашняя работа: 1. Подготовить пересказ статьи «Предания» стр. 7-8. 2. Подготовить пересказ одного предания. 3. Подготовить выразительное чтение предания «Петр и плотник».
Урок 3.
Былины, как и предания, - один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XVII веке, а активное их бытование продолжалось до середины ХХ века.
Былины – произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Особенности былин: герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты.
Отличие былины от сказки: сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателем как чудесный вымысел, былина – как рассказ о действительных событиях.
Словарь:
Гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с другой.
Булатный – из булата – старинной, твердой и упругой, с узорчатой поверхностью стали.
Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделенная и окрашенная в яркий цвет.
Соловый – о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).
Домашняя работа: 1. Подготовить сообщение о художниках-иллюстраторах былин. 2.Защита проектов памятников былинным героям. 3. Выполнить задание 4, стр. 23 (Сделать небольшой словарь). 4. Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Урок 4. Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
Сопоставление жанров былины и сказки
Сходство | |
1.И сказки, и былины существовали в устной форме. | |
2.Оба жанра существуют с древних времен. | |
Различия | |
1.Сказка – прозаический худож-й фантастич-й рассказ волшебного или бытового характера. | 1. Описание подвигов богатырей (былины – героический эпос). |
2.Главные черты сказки – вымысел. | 2. Былине несвойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах. |
3.Сказки создаются в прозаической форме. | 3. Былины обладают песенно-стихотворной формой. |
4.Сказка рассказывали, «сказывали». | 4. Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей. |
Домашняя работа: 1. Прочитать былину «Садко». 2. Подготовить характеристики героев былины «Садко». 3. Выполнить свою иллюстрацию к одной из былин. 4. Индивидуально: подготовить сообщения о художниках-иллюстраторах былин. 5. Подготовить выразительное чтение эпизода былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Урок 7. Пословицы и поговорки.
Некоторые пословицы дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собрание пословиц началось в XVI веке. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам.
Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Известными составителями сборников пословиц и поговорок были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев. Самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Больше 30 лет Даль собирал и записывал пословицы и поговорки. Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль издал четыре тома « Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866).
Домашняя работа: 1. Задание 4, стр. 49. 2. Прочитать стр. 51-54.
Урок 8. Древнерусская литература. «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха».
История
Книги пришли на Русь вместе с христианством – в Х веке. Христианство пришло на Русь из Византии. Во второй половине IX века византийские миссионеры Константин и Мефодий были посланы проповедовать христианство в Моравию (современная Чехия). Братья перевели богослужебные тексты на славянский язык. Для записи своих переводов Константин разработал особую азбуку. Этот алфавит был назван в честь своего создателя, а поскольку Константин перед смертью принял монашество и получил новое имя Кирилл, то и название алфавита стало кириллица.
Первой книгой, написанной на Руси, была «Речь философа», в котором рассказывалась история мира от сотворения и до возникновения вселенской церкви.
Древнерусская литература строго придерживалась установки на правдивость изображения, на отсутствие вымысла в произведениях, следовала определенным канонам. Началась она с летописных произведений: жанр летописи в строгом фиксировал важнейшие события, произошедшие на Руси, начиная со времен сотворения мира. Первым летописцем на Руси считается монах Киево-Печерской лавры Никон. В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет». До на дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. «Повесть временных лет» является древнейшим из дошедших до нас древнерусских летописных памятников, общим литературным наследием народа России, Украины и Белоруссии.
Жанры древнерусской литературы.
Летописями назывались погодные (по «летам» - по годам) записи. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год.
Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание XVI века Ивана Грозного Василию Грязному.
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).
Житие – описание жизни святого.
Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Домашняя работа:
Урок 9. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Считается, что повесть написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятелем) дворцового собора Спаса на Бору в Москве, а потом монахом. «Повесть о Петре и Февронии…» была популярна у русских читателей того времени. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве редакций.
До сих пор точно неизвестно, кого можно назвать прототипами князя Петра и благочестивой княгини Февронии. Есть предположение, что это исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века и умершие в 1228 году.
В то же время в повести использована местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда родом была Феврония.