Российский абсолютизм xviii в. и попытки модернизации страны. эпоха «просвещенного абсолютизма»
(Два семинарских занятия)
Семинар 6.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА I
Цели и задачи семинарского занятия:
Рассмотреть альтернативы выхода России из Смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Дать оценку деятельности первым Романовым. Проанализировать деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России. Показать процесс трансформации государственного устройства – от Московского царства к Российской империи. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы. | 10 мин. |
2. | Царствование первых Романовых (Михаил, Алексей, Федор). | 25 мин. |
3. | Церковь и государство: реформы патриарха Никона. Церковный раскол. | 10 мин. |
4. | Реформы Петра I. Причины, ход, методы и цена петровских преобразований: - в военном деле; - в государственно-административном управлении; - в социально-экономической сфере; - в культурной жизни. | 40 мин. |
5. | Внешняя политика Петра I: цели, направления, итоги. | 15 мин. |
6. | Становление Российской империи. | 10 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Темы докладов и сообщений:
1. Алексей Михайлович - «тишайший» царь «бунташного» века.
2. «Петр для России или Россия для Петра»?
3. Петербург – новая северная столица Российской империи.
4. Культура и быт петровской эпохи – европеизация страны.
Основная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 120 – 142, 145 – 176.
1. Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.52-62.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
3. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
4. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010 и др. издания.
6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010 и др. издания.
7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1005 и др. издания.
8. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
9. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
10. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.
11. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005 и др. издания.
12. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009 и др. издания.
Интернет-источники:
1. http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm-Полные лекции по истории: Ключевский В.О., Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Г.В. Вернадский, Н.И. Костомаров и другие авторы; учебники по истории
2. http://www.tverlib.ru/peter - "...сё есть Петр, отечества Отец..." сайт рассказывает о жизни и деятельности Петра Великого (хронология, сподвижники, реформы, библиография).
Задание для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Охарактеризовать вклад в развитие государства ближайших сподвижников Петра I: Ф.М. и П.М. Апраксины, Б.П. Шереметьев, А.М. и Г.И.Головины, А.Д. Меньшиков, Ф. Прокопович.
2. Прочитать представленные ниже тексты № 1 – № 7 и письменно ответьте на следующие вопросы:
1-й. Какие варианты оценочных позиций (современники, потомки) представлены в текстах?
2-й. Кто, на ваш взгляд, предложил самую резкую критику. Реконструируйте основания для данной оценки.
3-й. Реконструируйте позитивную позицию по текстам.
4-й. Сравните полученные характеристики. Как вы можете объяснить противоречивость оценок? Какие контексты (личность, политик) для оценки Петра I используют авторы?
5-й. Какие деяния авторы ставят в заслуги и ошибки Петру? Согласны ли вы с данными суждениями, как бы вы ответили на этот вопрос?
6-й. Как вы думаете, почему личность и реформы Петра I вызывают столько споров, будь-то у современников или потомков? Почему вопрос о цене петровских преобразований остается открытым до сих пор?
7-й. Предложите и аргументируйте свою оценочную позицию. Как бы вы ответили на вопрос: Петр «чудо» или «чудовище»?
Текст №1
М.В. Ломоносов(1711 – 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк.
Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр. Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю.
Текст №2
В.О. Ключевский(1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор.
Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.
В заключение попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, слабость гражданского чувства, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя, – столь разнородные черты трудно укладываются в цельный образ. Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная.
Текст №3
Н.М.Карамзин(1766 – 1826) – русский писатель, историк.