Вопрос о личностном бытии как вопрос о спасении

Богословский и антропологический подход к пониманию

«спасения»

Поскольку человек как свободный субъект отвечает сам за себя, поскольку он представляет собой предмет своего подлинного, изначально единого дела свободы, касающего­ся всей целостности человеческого бытия, то можно сказать, что человек обладает спасением и вопрос о подлинном личностном бытии в действительности есть вопрос о спасении. Если не видеть этой изначальной, субъектной, основанной на существе свободы отправной точки, необхо­димой для понимания спасения, тогда спасение предстанет, вероятно, какой-то странной величиной, отдающей мифоло-гизмом. Но в сущности дело обстоит иначе, ведь истинное богословское понятие о спасении имеет в виду не какую-то будущую ситуацию, которая неожиданно свалится на чело­века откуда-то извне и осчастливит его (а если это противо­положность спасения, то сделает несчастным) или же доста­нется ему как следствие одной только моральной оценки. Речь идет об истинном окончательном понимании себя и об истинном самостоятельном деянии человека в свободе перед Богом через принятие собственного «я» в том виде, в каком оно открыто ему в выборе свободно интерпретированной трансцендентности. Вечность человека может быть понята лишь как подлинность и окончательность давшей свои плоды свободы. За всем остальным может следовать вновь лишь время, а не вечность, та вечность, которая есть не противо­положность времени, а завершенность времени свободы.

Это означает, разумеется, что одна из важнейших и труд­нейших наших задач состоит в том, чтобы постоянно разъяснять: высказывания христианства о человеке, несмотря на то, что они говорят об истории спасения, подразумевают человека в его первой исходности, в его трансцендентальном существе. Поэтому и в последнем счете

-[ 54]-

СЛУШАТЕЛЬ ВЕСТИ

эту тему следует обсуждать таким образом, чтобы избежать неверной категориализации этой трансцендентальности в вопросе, который связывает человека в его трансцендентно­сти с всеобъемлющей тайной.

Спасение в истории

Но человек как личностное трансцендентное и свободное существо одновременно представляет собой внутримировое, временное, историческое существо. Для описания пред­посылок, которые находит в человеке христианская весть, это высказывание имеет основополагающее значение. Ибо, если бы область трансценденции, а тем самым и спасения не охватывала бы бытие человека в истории, в мире и во вре­мени, то вопрос и весть о спасении не могли бы носить исторического характера и подразумевать историческую ре­альность.

С другой стороны, здесь нет необходимости точно различать понятия внутримирового, временного и истори­ческого, тем более что понятие исторического включает в себя два других понятия. Но вот что подразумевается под этими понятиями и важно для верной интерпретации хрис­тианства: это бытие в мире, времени и истории - не просто такие моменты в человеке, которыми он обладает наряду с другими (наряду со своей свободной личностностью и в дополнение к ней), но моменты свободной субъектности лич­ности как таковой. Человек не просто является, помимо прочего, биологическим и социальным живым существом, который реализует во времени эти свои особенности, но его субъективность и свободная личостная самоинтерпретация происходит именно благодаря его бытию в мире, времени и истории, или, лучше сказать, благодаря миру, времени и истории. На вопрос о спасении нельзя дать ответ без учета историчности и социальной обусловленности человека. Трансцендентальность и свобода осуществляются в истории. Исследование истории само также исторично и есть часть

455}-

ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ

именно исторического, а значит, и осуществляющегося реф­лексивно самопонимания человека. Человек обретает свою вечную жизнь как заданную и порученную его свободе и рефлексии, именно в том, что он узнает свою историю, переживает ее и действует в ней. Историчность обозначает ту коренную особенность человека, благодаря которой он поставлен во времени именно как свободный субъект и благодаря которой он может располагать своим миром, и этот мир он должен создавать и переживать, и в том и в другом случае вновь принимая на себя ответственность за него. Бытие человека в мире, то, что он всегда отдан иному в данном и заданном мире, - мире, среди которого и вместе с которым он существует, - это внутренний момент самого этого субъекта, который, хотя и может быть понят и осуще­ствлен в свободе, но именно таким образом обретает вечное значение для данного субъекта. Человек как субъект не слу­чайно попал в этот материальный временной мир как во что-то в конечном счете чуждое ему как субъекту и противо­речащее ему как духу, но самоотчуждение, испытываемое субъектом в мире, и есть тот способ, которым человек обретает и окончательно утверждает самого себя. Время, мир и история опосредуют субъект в отношении к самому себе и к тому непосредственному и свободному обладанию собой, к которому стремится личностный субъект и которое он постоянно предвосхищает.

Если историчность человека - а потому и его конкретная история - есть внутренний конституирующий момент духовного и свободного субъекта, тогда вопрос о спасении, представляющий собой вопрос, обращенный к субъекту как единому и целому в своей свободе, не может пройти мимо истории. В ней это спасение должно действовать таким образом, что субъект находит его там и принимает как дан­ное ему. Если историчность есть условие существования самого субъекта, то должна быть история спасения (или гибели), поскольку вопрос о спасении передан в руки свободы. И наоборот: то, что подразумевается под вопросом

456]-

СЛУШАТЕЛЬ ВЕСТИ

о спасении, может быть понято лишь исходя из этой сущнос­ти свободы. История спасения и история вообще должны поэтому в конечном счете совпадать, хотя в менее важном не исключается их реальное разграничение. Если субъект, мо­гущий обрести спасение, историчен, тогда сама история -пусть скрыто и не достигая еще последней и окончательной интерпретации - есть история этого спасения. Если для ре­ализации собственного бытия, поскольку оно исторично, необходима (не просто как внешний материал, а как внутрен­няя конституирующая основа) коммуникация духовных субъектов в истине, любви и обществе, то единство истории всех людей и единство истории спасения изначально являются трансцендентальной особенностью личной исто­рии каждого, и наоборот, именно потому, что речь идет об истории многих субъектов.

Наши рекомендации