Больная женщина и дочь Иаира
Сочетающиеся чудеса исцеления и воскрешения происходят опять на западном, по большей части иудейском, берегу Галилейского моря. Скрытность действий женщины, страдающей постоянным кровотечением, объясняется тем, что по Моисееву закону она была нечиста в ритуальном смысле74. (Такая женщина не могла входить в храм и принимать участие во многих иудейских обрядах. Не разрешалось ей и прикасаться к другим людям. В Лев. 15 требуется даже изоляция ее от мужа.) При ее исцелении власть Иисуса подчеркнута тем обстоятельством, что тщетные усилия множества врачей только ухудшили ее состояние (эта женщина следовала восточному обычаю призывать как можно больше врачей в надежде, что хотя бы один сумеет вылечить больного), и тем действием, которое возымело простое прикосновение к одежде Иисуса. Ее вера усилила это действие. Иисус призывает Иаира проявить такую же веру при известии, что его дочь только что умерла. Заявление Иисуса плачущим о том, что девица не умерла, но спит, предвосхищает скорое возвращение ее Иисусом к жизни, так что ее смерть оказывается чем-то вроде короткого сна. Горький смех тех, кто оплакивал девицу, лишь выставляет Иисуса в более выигрышном свете, когда Он демонстрирует, что они ошибались, а Он был прав. То, что девица встала и пошла, доказывает, что Иисус вернул ее к жизни. Приказ никому ничего не рассказывать, а вместо этого дать девице поесть, вызван необходимостью укрыться от стоящей снаружи огромной толпы, которая следовала за Иисусом и теснила Его (Мк. 5:24,31). Если бы эти люди услышали, что Иисус только что вернул девицу к жизни, в своем приливе чувств они могли бы задавить Его
Назарет
Вернувшись в Свое отечество, в Назарет, Иисус учит в синагоге. Жители города дивятся Его мудрости и тем чудесам, которые «совершаются руками Его». Они не могли заставить себя поверить, что местный житель способен совершать такие чудеса, и вопрошали Иисуса о происхождении и сущности Его мудрости и чудотворства. Иисус рассматривает подобное отношение как воплощение принципа неуважения к хорошо знакомому. Марк находит нужным отметить, что именно из-за недостатка у них веры, а не из-за ослабления могущества Иисуса Он смог совершить там лишь немногие чудеса. Но даже эти немногие исцеления производят такое впечатление на местных жителей, что Иисусу остается только дивиться их неверию. См. Мк. 6:1-6.
Миссия двенадцати
Иисус, пока странствует по окрестным селениям и учит, расширяет территорию Своего служения с силою и властью благодаря двенадцати апостолам, которых Он собрал к Себе и разослал по двое — потому что, согласно Вт. 19:15, свидетельство считается достаточным только при наличии по меньшей мере двух свидетелей. То, что в своей миссии апостолы наделены властью Иисуса, подтверждается их отправлением в путь налегке: другие люди будут заботиться об апостолах, как если бы принимали в их лице Самого Иисуса. Неприятие апостолов повлечет за собой осуждение. Апостолы уходят и осуществляют власть Иисуса, делая то же, что делает Он: проповедуя, исцеляя и изгоняя бесов.
Обезглавливание Иоанна Крестителя
На Ирода Антипу известия об этом производят такое впечатление, что он думает, будто бы Иисус — воскресший из мертвых Иоанн Креститель. См. Мк. 6:6-29. Ретроспективное отступление о мученичестве Иоанна подчеркивает, как же поразительно велика должна была быть сила Иисуса, коль скоро правитель принял Его за человека, отсеченную голову которого своими глазами видел на блюде в своей пиршественной зале и в зале своей жены и части тела которого были похоронены в разных местах. Иоанн обличал Ирода не в нарушении закона о прелюбодеянии (хотя тот нарушил его), но в нарушении запрета брать в жены жену брата (Лев. 18:16; 20:21)
Насыщение пяти тысяч
По возобновлении повествования Иисус уводит вернувшихся с рассказами о своей миссии апостолов в уединенное место на отдых; но Его притягательность для толп народа, ныне усилившаяся благодаря этой миссии апостолов, препятствует их отдыху. См. Мк. 6:30-44. Контраст между разумностью предложения учеников отпустить людей, чтобы они могли сходить и купить себе еды, и кажущейся неразумностью указания Иисуса дать им какой-нибудь еды, оттеняет свершившееся чудо насыщения целых пяти тысяч человек всего лишь пятью хлебами и двумя рыбами. Выражение «сели рядами, по сто и по пятидесяти» означает, вероятно, что люди разместились рядами и колоннами, образующими прямоугольник: вдоль длинной стороны сто человек, вдоль короткой — пятьдесят (100 х 50 = 5000). Двенадцать коробов остатков говорят об изобилии, характеризующем власть Иисуса.
Хождение по водам
Вифсаида расположена чуть восточней реки Иордан на северном берегу Галилейского моря. См. Мк. 6:45-56. В отличие от того случая, когда Иисус утишил бурю (Мк. 4:35-41), противный ветер не составлял опасности, а только был затруднением. В хождении по морю проявляется божественная власть (Иов 9:8; 38:16; Пс. 76:20); поэтому намерение Иисуса пройти мимо учеников — это намерение показать им Свою божественную славу (ср. Исх. 33:19,22; 34:5-7; 3 Цар. 19:11). Их ужас, однако, заставляет Его войти в лодку. Это происходит в четвертую стражу, в последнюю четверть ночи. Теперь, когда Иисус оказывается на борту, ветер стихает, чтобы обеспечить Ему легкое плавание, точно так же, как вода обеспечивала Ему твердую опору. Ученики изумлены, потому что они даже не поняли чуда с насыщением пяти тысяч (отметим отсутствие каких бы то ни было выражений восхищения в конце Мк. 6:30-44). Но могущество Иисуса продолжает изливаться полноводным потоком во время последующих исцелений в земле Геннисаретской, примыкающей к северо-западному берегу Галилейского моря. Очевидно, противный ветер изменил направление плавания, первоначально совершавшегося на северо-восток, к Вифсаиде.
Очищение всей пищи
В следующем рассказе раскрывается власть Иисуса, оса дившего фарисеев и нескольких книжников из Иерусалима с их вопросом о ритуальной чистоте, а также провозгласившего всю пищу чистой (то есть ритуально дозволенной), вопреки запрету на некоторую пищу в законе Моисеевом (Лев. 11). См. Мк. 7:1-23. Омовение, о котором здесь идет речь, связано не с личной гигиеной, а с ритуальной чистотой, и предписано не Моисеевым законом, а вошедшими в обычай установлениями более поздних иудейских учителей. Такие традиционные установления, колко отмечает Иисус, позволяют не подчиняться данной через Моисея Божией заповеди чтить отца своего и мать свою. Достаточно только назвать то, что следовало бы отдать им, предназначенным в дар Богу — а тем временем продолжать пользоваться этим самому. Изменение закона должно идти в противоположном направлении, от формального ритуала к нравственности. Иисус изменяет закон именно таким образом. Он имеет на это право.