Батюшков Константин Николаевич
Образ его в лирике - "баловень судьбы". Хотя судьба его сложилась непросто.
Литературную деятельность начинает в самом начале 19 века - 1804 год, стихотворение "Мечта". Мечтания как поэтическое воображение, которое помогает противостоять жизненным бедствиям.
1817 - публикует сборник "Опыты в стихах и прозе". Во многом поэзия экспериментаторская.
Периодизация: 1804-1809 (увлечение французским поэтом Парни и итальянским поэтом Тассо, противостояние шишковистам: он не выступает однозначным противником Шишкова; "Мечтание на брегах Леты" - Лету переплывают Карамзин и Шишков), 1810-1812 (подъем известности, эпикурейство - "Мои пенаты"; поклонение Эпикуру - отличительный момент лирики Батюшкова.), 1812 (переломный момент в сознании Батюшкова; эпикурейские настроения уничтожаются громом пушек; участвовал в военных действиях; трижды проехал через сожженную Москву - это было крахом его верований и убеждений, ощущение обмана французскими просветителями, "Послание Дашкову" - клялся, что никогда не возьмется за перо, пока не отомстит за сожженную Москву), послевоенные годы (увлечение религией; для Батюшкова вера - перелом, что-то новое; его одолевают пессимистические настроения - цикл "Подражание жизнью").
Жизнь закончилась печально: Батюшков сходит с ума, умер в 1855 году.
Элегическая линия романтизма (в творчестве Жуковского и Батюшкова).
Граждаский романтизм
Свободолюбие романтизма - константа. Но понимание свободы разнится. Эпоха александровского царствования - эпоха либеральных надежд и быстро следовавших разочарований. Очень активно используется слово "гражданин".
Освободительные настроения воспринимаются гражданским романтизмом как основные. Они совпадают с настроением большей части правительства и императора. Декабристами можно называть только тех, кто вышел на площадь 14 декабря 1825. Но историки литературы называют декабристами также и тех, кто разделял эти идеи: отмена крепостного права; акцент на политическом переустройстве. Поэты-декабристы часто сравнивали крепостное право с рабством негров в Америке.
Часть либералов (наиболее радикальная) вошла в тайные общества. В 1816 возникает первое тайное общество - Союз Спасения. После его распада возникает Союз Благоденствия. Они делали ставку на пропагандистскую деятельность. Возникает литературный круг, который не обязательно входит в тайное общество, но сочувствует им и воплощает их идеи в литературных произведений. Руководители Союза хорошо понимали значимость поэзии. В бумагах декабристов были найдены стихотворения Пушкина, Рылеева, Глинки, Кюхельбекера, отрывки из "Горе от ума".
В эти годы профессиональные литераторы активно обращаются к такому жанру, как агитационные песни. Они пишутся в варианте, приближенному к городскому фольклору (для простоты восприятия). "Уж как шел кузнец с тремя ножами". Вместе с тем развивается высокая поэзия, пропитанная гражданским негодованием и устремлением к свободе. Свобода понимается широко - не только в плане духовном, но и в поэтике - пренебрежение нормами предшествующих эпох, освобождение от канонов. Свобода от подражания канонам и природе. Это приводит к еще большей возможности фантастического. Гражданские романтики отличаются в этом плане от элегического романтизма. Гражданские романтики - младоархаисты. Кюхельбекер называл себя и своих единомышленников "романтиками-славянами" - апеллировал к особенностям русского романтизма, который должен быть связан с высокими гражданскими настроениями; апелляция к славянским древностям (исторические песни (думы), восхваляющие деятелей прежних эпох у Рылеева). "Возбуждать к доблести сограждан подвигами предков". Героика как доминантное чувство.
Развитие гражданского романтизма приходится на 1813(15) - 1825. Ограничивается победой над Наполеоном и восстанием, готовностью пожертвовать собой во имя общества. "Все они красавцы, все они таланты, все они поэты".
Важное место занимает обращение к эстетике архаистов - возвышенные темы, торжественный, высокий язык, одический стиль. Это заметно и у Рылеева, и у Глинки, и у Кюхельбекера.
Появляются литературные общества. "Общество любителей русской словесности, наук и художеств" (1801). Отсюда отделилось в 1816г "Вольное общество российской словесности" (ВОРСЛ) - здесь во главе общества встает Ф.Н.Глинка. Сюда вступают очень многие представители пушкинского поколения. Это не просто салон или литературный кружок, а важный элемент общественной жизни столицы - Петербурга - и общество с очень четкой организацией: заседания, четкая система приема в общество. Внутри общества, при этом, присутствовали разные группы и группки. Можно выделить 2 направления: приверженцы гражданской поэзии и представители "легкой поэзии" (поэзия, которая обращается к частной жизни человека, интимной сфере бытия - переживания, чувства человека; обращение к малым жанрам типа дружеского послания). Гражданские романтики культивируют идею больших жанров и высокой поэзии. В этом ярко проявил себя К.Ф.Рылеев.