Разделы дисциплин и виды занятий

Рабочая программа учебной дисциплины

_Русское устное народное творчество

Код и направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль

Русский язык и литература

Литература и история

Русский язык и иностранный

Прикладная филология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва

2012 год

Основные цели и задачи курса

Цели и задачи дисциплины:Фольклор позволяет студенту проникнуть в глубинные пласты традиционной культуры и духовности, познакомиться с истоками национальной литературы, основами исторической поэтики и современного народознания.

Цель дисциплины изучить историю устного народного творчества и становление, развитие фольклористики, проблему взаимодействия фольклора и русской литературы в разные исторические периоды. Выявить закономерности и своеобразие русской культуры, показать значимость и сложность процесса художественного творчества как в теоретическом плане (развитие жанров, направлений, фольклорной традиции),так и поэтики.

Задачи:

- освоение знаний об эстетических, философских, социально-исторических особенностях устного народного творчества, их научная систематизация, позволяющая самостоятельно оценивать художественные ценности русской культуры, формирование представлений о новейших концепциях и категориальном аппарате фольклористики;

- раскрытие своеобразия фольклора как художественной основы русской литературы и всей русской культуры, рассмотрение проблемы взаимовлияния фольклора и литературы;

- нацеливание студентов на самостоятельное творческое осмысление фольклоризма отдельных писателей, направлений и литературы в целом;

- активизирование их участия в научных исследованиях проблем фольклоризма русской культуры.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-2,ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:

- Знать: основные разделы и специфику истории устного народного творчества, историю фольклористики, ее основные направления, быть в курсе фольклористических исследований, понимать жанровые особенности произведений устного народного творчества, их поэтику; представлять взаимодействие фольклора с гуманитарными науками.

- Уметь: самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательского анализа текстов фольклорных произведений; соотносить конкретные знания фольклора с соответствующими разделами культуры, искусства.

- Владеть: основными терминами и понятийным аппаратом, принятым в современной фольклористике; первичными навыками анализа фольклорного текста; основами библиографической грамотности.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем в ЗЕ: _______________2_________________________

Время изучения: курс_____1_______семестр______1__________

Взаимосвязь с другими модулями: __Базовая часть ООП (?) Студент должен владеть историко-культурными знаниями школьного курса литературы, истории, русского языка, навыками работы со справочными изданиями, каталогами библиотек, электронными системами поиска информации; уметь понимать литературные произведения, критические работы, научные статьи и монографии; ОК-2, ОК-6, ОК-10. Фольклор является предшествующей дисциплиной для истории русской литературы, поэтики, народознания. Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История русской литературы, теория литературы

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

- использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа).

2 уровень сложности: реферирование.

3 уровень сложности: эссе.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего) X      
В том числе: - - - - -
Лекции        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)        
Лабораторные работы (ЛР) -        
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа) -        
Расчетно-графические работы -        
Реферат Х        
Другие виды самостоятельной работы 1) контрольная работа; 2) чтение и анализ художественных текстов, ведение “Дневника читателя”; 3) чтение и конспектирование критической литературы; 4) заучивание наизусть; 5) подготовка доклада; 6)подготовка таблицы, наглядного пособия. Х        
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Реферат        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы        
       

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Специфика фольклора как предмета филологиче-ского изучения   Терминология и проблема происхождения фольклора. Фольклор и филологическая фольклористика. Фольклорная традиция. Специфика создания и бытования фольклорных произведений: устность, вариативность, контаминация, коллективность, анонимность, синкретизм. Роды и жанры в русском фольклоре, проблема классификации, циклизации и взаимодействия. Образный универсализм и стилистические каноны фольклорной поэтики. Проблема синкретизма. Традиционность и новаторство, общерусское и локальное, общественное и бытовое, национальное и общечеловеческое в фольклоре. Проблема художественного метода. Русский фольклор и фольклор других народов (чувашский). Фольклорная типология. Значение теории фольклора.  
2. Фольклористика как наука. История и современность Историческое развитие русского фольклора и проблемы его периодизации. Первые записи фольклора, зарождение русской науки (истории и филологии) и изучение народного творчества. События русской истории и фольклор (Киевская Русь, Московская Русь, становление многонационального российского государства). Героические и социальные темы русского фольклора. Записи и исследования русского фольклора в XVII-XVIII вв. (В.Н.Татищев, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Сборники фольклорных материалов XVIII в. и их особенности (В.А.Левшин, М.Д. Чулков, К. Данилов). Общественные направления XIX века и проблемы фольклористики: декабристы, революционные демократы, западники и славянофилы. Этапные научные кружки и публикации фольклора в XIX веке. Кружок П.В. Киреевского. Принципы собирания и публикации. Русские писатели-собиратели фольклора. Собрание В.И. Даля, сб. А.Н.Афанасьева. Сборники И.А. Худякова, Д.Н. Садовникова, Н.Е. Ончукова, Д.К.Зеленина, Б.М. и Ю.М. Соколовых. Собирание и изучение былинной традиции на русском севере (П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг, А.В. Марков, А.Д. Григорьев, Н.Е. Ончуков). Принцип записи фольклорного репертуара сказителя. Фольклорные издания 60-70-х гг. XIX в. (П.А. Бессонов, Е.В. Барсов, Л.Н. Майков, Д.Н. Садовников, П.В. Шейн. Первые собрания частушек. Императорское Русское географическое общество (РГО)). Академические научные направления (школы и теории) в истории фольклористики XIX века: мифологическая школа (Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер). Традиции мифологической теории в современной фольклористике. Школа заимствования (миграционная теория). Т. Бенфей и В.В. Стасов. А.Н. Пыпин «Очерки литературной истории старинных повестей и сказок русских». Деятельность А.Н. Веселовского. Развитие теории заимствования в XX веке. Теория самозарождения сюжетов. Историческая школа. В.Ф. Миллер и его труд «Очерки русской народной словесности». Последователи В.Ф. Миллера. Вклад ученых XX в. в собирание и исследование фольклора (Б.М. и Ю.М. Соколовы, В.И. Чичеров, Э.В. Померанцева, В.П. Аникин, Б.Н. Путилов, Н.В. Чистов, А.М. Новикова и др.). Центры филологического изучения фольклора. Современная фольклористика как новый этап в изучении народного поэтического творчества. Дискуссии о специфике фольклора. Проблема периодизации фольклора в трудах современных ученых (В.П. Аникин, Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан). Многообразие методов и подходов к фольклору в современной науке. Новейшие исследования в фольклористике.
3. Традиционный (классический) фольклор. Древние роды и виды фольклора. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и его традиционных жанрах. Происхождение русского фольклора и его ранние формы. Теория трудового происхождения искусства. Древние русские трудовые песни, их поэтика. Заговоры (заклинания), их классификация. Художественная система заговоров (персонажи, композиция, стиль). Язычество как мировоззренческая система. Общая характеристика обрядовой поэзии. Проблема происхождения и классификации. Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Механизм слияния языческих и христианских традиций. Жанровый состав и поэзия обрядовых песен: колядки, овсени, виноградья, масленичные песни, веснянки, волочебные, вьюнишные, хороводные песни, троицкие, купальские, петровские песни. Песни осенних обрядов. Магия и ритуал. Христианизация народного календаря. Жанровый состав и классификация семейного фольклора. Свадебные песни (величальные, корильные, приговоры), их художественные особенности. Антитеза и художественный параллелизм как принцип построения свадебных песен и причитаний. Причитания как жанр фольклора (похоронные, свадебные, рекрутские). Поэтическое своеобразие причитаний. Трагизм и драматичность (П.В. Шейн, П.В. Киреевский, Н. Майков). Собирание и изучение обрядовой поэзии. Христианство и двоеверие в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.  
4. Устная проза. Сказки как вид народной прозы. Несказочная проза   Проза как разновидность эпического фольклора. Сказки и несказочная проза. Их отношение к действительности. Типизирующая функция сказочного вымысла и конкретно-информативная функция несказочной прозы. Проблема определения жанровых разновидностей сказок и их художественного метода. Проблема классификации сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые (анекдотические, новеллистические). Аарне – Андреев – Томпсон – опыт классификации. Типы героев и особенности поэтического построения. Сказочники-мастера. Фольклорная и литературная сказки. Жанрообразующие качества сказки. Поэтика сказок и стиль жанровых разновидностей сказок. Антитеза – универсальный художественный прием сказок. Герои сказок – образы – типы. Особенности сказочных сюжетов (последовательность, однолинейность, замкнутость) и принципы композиции. Сюжеты одномотивные, кумулятивные и состоящие из замкнутой цепочки мотивов разного содержания. Контаминации. Утроения. Диалоги. Собирание сказок: А.Н. Афанасьев, Д.Н. Садовников, Н.Е. Онучков, Д.Н. Зеленин, Б.М. и Ю.М. Соколовы. Общие признаки произведений несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателей и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность. Формообразующее значение сюжета. Образование циклов. Дискуссионность проблемы выделения жанров несказочной прозы. Приспособляемость произведений несказочной прозы к разным повествовательным жанрам, к местным условиям. Предания, легенды, демонологические рассказы (былички, бывальщины). Жанровые признаки разновидностей несказочной прозы. Собирание и изучение несказочной прозы.
5. Былины. Определение жанра былин. Проблема происхождения и исторической периодизации былин, ее дискуссионный характер в трудах исследователей. Процесс формирования состава русского эпоса. Географическое распространение былин, их циклизация (киевский, новгородский циклы). Историзм былин. Основное содержание русского эпоса. Поэтика былин. Принципы изображения людей и событий. Композиция былинных сюжетов. Антитеза и система утроений. Орнаментовка сюжета (запевы, исходы), общие места (loci communes) в былинах. Система повторений, приемы ретардации (замедления) повествования. Гипербола как основное средство создания образов. Особенности языка, стиля, былинный стих. Собирание и изучение былин. Географическое распространение былин (Север, Урал, Сибирь). Открытие былинной традиции в Поволжье (Языковы, П. Киреевский). Выдающиеся сказители. Важнейшие сборники былин: «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»; «Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года»; «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».
6. Лиро-эпические жанры традиционного фольклора. Исторические песни, баллады, духовные песни и стихи   Определение жанра исторических песен, отображение в исторических песнях народного сознания. Сходство и отличие исторических песен от былин. Художественные формы исторических песен. Основные циклы исторических песен (об Иване Грозном, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре Великом, о событиях 1812 года). Их содержание, типы героев (народный герой, царь, полководец), изображение народа, художественное своеобразие, жанровые разновидности. Происхождение термина «баллада» и определение жанра. Проблема выделения баллад в фольклоре, их тематика и идейная направленность. Историческое развитие народных баллад (особенности сюжета, характер конфликта, принципы изображения героев). Поэтика народных баллад. Собирание и изучение баллад. Определение духовных стихов и песен как комплекса эпических, лиро-эпических и лирических произведений религиозного содержания, неоднородных в жанровом отношении. Происхождение духовных стихов. Среда бытования и репертуар духовных стихов. Основная идея и поэтика духовных стихов как мира христианских чудес. История собирания и изучения духовных стихов.
7. Лирические жанры русского фольклора: песни, частушки Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Характер исполнения. Проблема происхождения народной лирической внеобрядовой песни и историческое развитие репертуара. Основные группы лирических внеобрядовых песен и проблема их классификации (принципы и подходы). В.Я. Пропп, Н.П. Колпакова, Т.М.Акимова и др. Тематика традиционной крестьянской лирики. Содержание, типы героев. Поэтика народной лирики: сюжетные ситуации, параллелизм, приемы композиции: повтор сюжетных ситуаций, ступенчатое сужение образов, ассоциативно-цепочное построение. Монологи, диалоги, повествовательная часть. Приемы изображения персонажей: идеализация, юмор, сатира. Особенности языка и строфики. Собирание народных песен (П.В. Киреевский, Языковы, П.В. Шейн, А.И. Соболевский). Частушка – определение жанра и его свойства. Типы частушек. Проблема возникновения. Тематика и поэтика частушек. Сборники В.И. Симакова, Е.Н. Елонской, З.И. Власовой и др. Русские частушки, записанные в Чувашской Республике.
8. Народное драматическое творчество. Фольклорный театр. Народная драма   Драматический род в фольклоре. Истоки народного театра. Театральные формы фольклора. Скоморохи. Балаганы. Театр передвижных картинок (раек). Драматическое начало в эпических и лирических жанрах. Народный кукольный театр, его виды (театр Петрушки, Вертеп). Народные драмы. Время их создания, особенности бытования. Жанровый состав. Народные бытовые сатирические пьесы «Барин», «Мнимый барин», «Маврух» (тематика, приемы сатирического изображения). Народные героико-романтические драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Проблема происхождения, идейная направленность, образы, поэтика. Сборник Н.Е. Онучкова «Северные народные драмы», антологии П.Н. Беркова, Н.И. Савушкиной, А.Ф. Некрыловой.
9. Эволюция традиционного фольклора в XX веке. Фольклор и современность   Фольклор и историческая действительность. Эволюция традиционных жанровых форм и появление новых (частушки) в новых исторических условиях («новое время – новые песни»). Песни литературного происхождения. Фольклор рабочих. Фольклор советской эпохи: периода революции, гражданской войны и первых пятилеток. Фольклор и самодеятельность. Фольклор периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Жанровое своеобразие. Специфика городской фольклорной культуры. Жанровые разновидности городских песен, их поэтика. Исследователи песен литературного происхождения: И.Н. Розанов, А.М. Новикова, В.Е. Гусев, Я.И. Гудошников и др. Сборники городских песен. Анекдоты и афористические жанры. Проблема происхождения анекдота, его поэтика. Современные присловья, остроты, шутки. Сборники анекдотов. Фольклор постсоветской эпохи. Проблемы изучения и собирания.

Разделы дисциплин и виды занятий

Наши рекомендации