Значение Иерусалима для христианина
В приведённом мною выше отрывке из «Пяти книг истории своего времени», обращает на себя внимание и ещё один момент. Евреи, придя к халифу Египта, предупреждали его, что разрушение храма необходимо для прекращения паломничеств христиан, которые вскоре могут отобрать у него страну и власть. Если мы вспомним, что труд Радульфа Глабера датируется приблизительно 1047 годом, то интересна сама мысль, промелькнувшая у автора, о возможности захвата христианами бывших византийских владений. А ведь эти слова написаны задолго до деятельности Григория VII Гильдебранда. Не иллюстрирует ли это, что сама идея об отвоевании гроба господня уже носилась в воздухе, как минимум, ещё в середине XI века? Как бы там не было, но значимость и важность для христиан Палестины со всеми её святынями, оказавшимися в руках неверных, хорошо известны, и прекрасно описаны в трудах историков и церковных писателей. Ф.И. Успенский в своей «Истории Византии», а вслед за ним и А.А.Васильев в «Истории Византийской империи» очень полно показали картину перехода Сирии, Палестины и Египта из рук в руки, и окончательную утрату этих земель для Византии. В их работах прекрасно освещена история отношений Константинополя с Иерусалимом, Антиохией и Александрией, а главное показана вся важность этих центров христианского мира для верующих. Являясь апостольскими кафедрами, и идущими по значимости сразу за Римом, эти города, имеющие во главе своей церковной организации патриархов вместо обычных епископов, воспринимались не только как сосредоточение святости, но и как земли, исконно принадлежащие христианской империи. Поэтому не удивительны реваншистские настроении, часто проскакивающие в литературе периода от утери этих святых мест до крестовых походов. Желание вернуть своё, утерянное в процессе насильственного военного отчуждения, всегда является естественным явлением для народного самосознания, но желание вернуть Иерусалим несёт в себе более глубокие мотивы. В первую очередь, конечно, это одна из главнейших христианских святынь, место, где по представлениям верующих находится гробница Христа, прикосновение к святости которой и получение частички её благодати освобождает ото всех ранее совершённых грехов перед богом. Но в то же время, и для многих это являлось даже более существенным, путешествие в Иерусалим, давало возможность получить реальную реабилитацию за вины перед церковью. Паломничество в святые места, было одним из наиболее лёгких способов снять такие страшные санкции как опала и отлучение. И вот здесь, что бы лучше понять всю опасность отлучения от церкви, и оценить весь объём неприятностей, которые валяться на голову отлучённого после удаления его от церковного общения, нам необходимо вспомнить саму суть этого явления. Для этого лучше всего обратиться к формулам опалы и отлучения.
Опала и отлучение представляли собой два различных вида наказания, формально не связанных между собой, но фактически одно часто следовало за другим. Опала не касалась церковных отношений, отлучение гражданских. Но по каноническим правилам отлучение влекло за собой и потерю гражданских прав. Опальный ставился вне закона, его жена объявлялась заведомой вдовой а дети сиротами, его лен отходил обратно к сеньору а имущество переходило в наследство его потомкам. По сути отлучённый как бы объявлялся мёртвым и лишался защиты закона, любой мог его безнаказанно убить и ограбить, с ним старались не иметь никаких контактов и отовсюду изгоняли[14].
И вот именно это-то обязательное перетекание отлучения, грозящего только лишь ужасными проклятиями и наказаниями в загробном мире которых человек недостаточно богобоязненный мог и не особо опасаться, в опалу, которая была уже действительно реальной карой с действенными механизмами наказания, и делала интердикт столь эффективным и страшным для лиц, подпадающих под его действие. Кроме того, на отлучённого и подвергнувшегося затем опале, общество смотрело как на врага государства, церкви и Бога, и такой человек вызывал естественную ненависть в окружающих. Стать врагом Бога и церкви в глазах насквозь пропитанного религиозными представлениями средневекового общества, было, пожалуй, хуже чем заразиться проказой. От такого человека боялись «заразиться» греховностью, боялись подцепить проклятие и обречь себя на вечные муки в пламени ада. От него бежали или гнали прочь, а могли и попросту растерзать на части в приступе суеверного страха и злости. И вот, что бы освободиться от столь страшных кар, лишающих человека не только общения церковного, но и лишающих его возможности элементарного существования в социуме, можно было предпринять очистительное паломничество по святым местам, предварительно покаявшись и получив благословение церкви. И паломничество в Иерусалим было хоть и очень трудным, но одним из самых эффективных способов получить прощение.
Нельзя отвергать и важность паломничества в Палестину, для масс благочестивых, верующих, не имеющих никаких вин перед церковью. Вера в то, что через посещение святых мест можно получить пропуск в рай, была, да и пожалуй остаётся и по сей день одним из важнейших факторов значимости таких мест как Иерусалим. И для большой массы участников похода бедноты, самым главным побудительным фактором послужила именно уверенность в том, что освобождения Палестины и Сирии из рук неверных действительно «Хочет бог!». Поэтому призыв Урбана II и вызвал столь бурную реакцию среди низов. И исходя из приведённых мной выше причин, мне думается, что именно религиозная экзальтация и фанатичная вера стали главными стартовыми двигателями для бедняцкого движения на Восток. А вот, столь выпячиваемые на первое место советскими историками экономические причины, и борьба низов против богатых феодалов, позволили набрать ему такую огромную мощь и массовость, придав окончательные формы. Нищета, обезземеливание и феодальный гнёт существовали постоянно на протяжении всего средневековья, и пусть возможно они и усилились к началу первого крестового похода. Но главным для людей составившим основу крестоносного движения бедняков, была всё-таки вера в божественную волю. Другое дело, что люди идущие на богоугодное дело надеялись и на получение в качестве вознаграждения за свои праведные труды различных материальных благ. Так же не подлежит сомнению и факт, что, как и к любому предприятию, способному принести какие либо выгоды, к походу бедноты примкнуло множество проходимцев и дельцов, которые сыграли в походе значительную роль, часто вовлекая всех остальных участников в сомнительные авантюры, и подчас меняя само направление движения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Одним из основных источников рассказывающем о Клермонском соборе является «Иерусалимская история» монаха Роберта. В предисловии к своему произведению он сам рассказывает о своей жизни всё, что нам теперь о нёй известно. Но даже на основании этих скудных данных о самом Роберте, современные историки смогли в основном сойтись во мнении что автор «Иерусалимской истории» был очевидцем, лично присутствовавшим на соборе. Это, скорее всего, так и есть, но вот насколько точно и честно передаёт этот церковный писатель суть слов произнесённых Урбаном II. Как отметил Стасюлевич, речь папы помещённая Робертом, находится у всех историков того времени, но каждый однако приводит свою редакцию[15].
Писал же Роберт по прошествии почти 25 лет после собора, и это позволяет заподозрить автора в том, что он добавил постфактум предупреждения папы о нежелательности участия в походе малоимущих, женщин и больных, которые: «составят больше препятствия, чем помощи, и будут тяжестью, а не пользой»[16] с тем, что бы задним числом оправдать папский престол, и снять с него вину в той трагедии, которой окончился поход бедноты. Вряд ли при произнесении своей знаменитой речи Урбан мог предвидеть все её последствия. Церковь желавшая очистить Европу от различного сброда, направив его энергию на достижение выгодных ей целей, вряд ли могла быть заинтересована в бесславном истреблении огромных масс плохо вооружённых людей. Для выполнения задач поставленных католической церковью нужны были боеспособные армии, коими явились отряды Боэмунда Тарентского, Раймунда Тулузского и Готфрида Бульонского, а вовсе не крестьяне возглавляемые гусём или козой. Бедняцкие массы наверняка рассматривались как вспомогательная сила нужная для осуществления фортификационных и прочих чёрных работ, но самостоятельное и своевольное движение черни забрасывавшей свои ремёсла и пашни, не было выгодно не в экономическом отношении, ни в отношении укрепления авторитета церкви. Конечно, надо понимать также, что религиозным воодушевлением бедняков воспользовались многие прагматичные дельцы, погревшие руки на имуществах, продаваемых за бесценок, и снабжении толп крестоносцев провиантом. И такие деловые люди были заинтересованы в бедняцком движении, и помогали ему осуществиться. Но, это были уже сопутствующие факторы, а главным толчком для него была искренняя вера в слова «Так хочет Бог!». От всех своих бед и несчастий бедняцкие толпы уходили не на Восток, они шли не в Иерусалим сам по себе, но они шли прямиком в рай! И освобождение Иерусалима, было лишь непременным условием, открывающим в него дорогу. Они убегали от своих угнетателей и эксплуататоров, и естественно не имели ни малейшего желания брать их с собой в царство божие. Отсюда и непреодолимое, но наивное желание добыть Гроб Господень непременно самим, без помощи военных профессионалов. Отрицание элементарной логики становиться возможным, когда здравый смысл вытесняется слепой верой в чудо. Только убеждённость в том что они являются прямым орудием бога, а значит, по определению не могут проиграть, способна была спровоцировать разбираемое нами явление. Большинству бедняков двинувшихся к Святой Земле нечего было терять на грешной земле, но они могли обрести вечную и счастливую жизнь на небе.
Крестовый поход бедноты явление во многом уникальное, но оно же и очень показательное. Разбирая и понимая истинные его мотивы, мы можем наглядно увидеть как угнетённый и замученный народ способен искать выход из реально существующих ситуаций в своём невежестве и с помощью различных религиозных суеверий. Религия подобна опиуму, и так же как и этот наркотик вызывает зависимость и привыкание. Она даёт уход от реальных проблем, и помогает психике лучше справляться со стрессовыми ситуациями. Но так же как и любой затуманивающий сознание наркотик, при злоупотреблении она способна привести верующих к самоубийственным действиям. И крестовый поход бедноты одна из ярких тому иллюстраций.
Использованная литература
1. Васильев А.А. История Византийской империи — время до крестовых походов (до 1081г.). СПб.: «Издательство Алетейя». 1998г.
2. Васильев А.А. История Византийской империи — от начала крестовых походов до падения Константинополя. - СПб.: «Издательство Алетейя». 1998г.
3. Виппер Р.Ю. Курс лекций. История средних веков. - Издательство: СПб.: СМИОПресс. Год: 2001.
4. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. Учеб. Пособие. - М.: «Высш. Школа». 1977.
5. Заборов М.А. Крестоносцы на востоке. - М.: «Наука», 1980г.
6. Контамин Ф. Война в Средние века / Пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова; Науч. ред., предисл. Ю.П. Малинина. - СПб.: Ювента, 2001.
7. Куглер Б. История крестовых походов. - Ростов н/Д: «Феникс», 1995г.
8. Мишо Г. История крестовых походов. — М.: Алетейа. 2001.
9. Руа Ж. История рыцарства. — М.: Алетейа, 2004.
10. Стасюлевич М.М. История средних веков. - СПб.: Полигон: АСТ. 1999.
11. Успенский Ф.И. История Византии. III том. - М.: Мысль, 1997.
12. Флори Ж. Идеология меча. Предистория рыцарства. - СПб.: «Евразия», 1999.
13. Хрестоматия по истории Средних веков раннего и классического периодов. - М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ. 2006.
[1] Заборов М.А. Крестоносцы на востоке. - М.: «Наука», 1980г.
[2] Куглер Б. История крестовых походов. - Ростов н/Д: «Феникс», 1995г. Стр. 47
[3] Из Хроники Аббата Гвиберта Ножанского «История, называемая Деяния бога через франков». - Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. Учеб. Пособие. - М.: «Высш. Школа». 1977. Стр. 54
[4] Отрывок из «Папство и империя» Ф. Лорана// Стасюлевич М.М. История средних веков. - СПб.: Полигон: АСТ. 1999. Стр. 803.
[5] Стасюлевич М.М. История средних веков. - СПб.: Полигон: АСТ. 1999. Стр. 805
[6] Там же.
[7] Михаил Матвеевич Стасюлевич в своей фундаментальной хрестоматии «История средних веков» назвал весь раздел, посвященный XI веку, веком Григория VII Гильдебранда. И действительно, деятельность этого человека оказала огромнейшее влияние на все последующие отношения церкви и светской власти (Авт.Смирнов С.Н.).
[8] Стасюлевич М.М. История средних веков. - СПб.: Полигон: АСТ. 1999. Стр. 807.
[9] Там же. Стр. 806.
[10] Там же. Стр. 806.
[11] Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. Учеб. Пособие. - М.: «Высш. Школа». 1977 ..стр. 50./ Из хроники Роберта Реймского «Иерусалимская история»
[12] Заглавие в оригинале Glabri radulphi «Cluniacensis monachi, Historiarum sui temporis libri V, ab electione Hugonis Capeti, in regem, ab annum usgue MXLVI»
[13] Стасюлевич М.М. История средних веков. - СПб.: Полигон: АСТ. 1999. Стр.929.
[14] Хрестоматия по истории Средних веков раннего и классического периодов. - М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ. 2006. Стр. 417.
[15] Стасюлевич М.М. История средних веков. - СПб.: Полигон: АСТ. 1999. Стр.954.
[16] Там же. Стр. 955.