Причины поражения царизма в войне
1.Малочисленность русской армии на Дальнем Востоке.
2.Недостаточный подвоз резервов для армии из-за недостроенности Сибирской железной дороги.
3.Строительство укреплений Порт – Артура не было завершено.
4.Воровство и казнокрадство в армии.
5.Высший командный состав, за небольшим исключением, состоял из невежественных в военном деле представителей дворянства.
6.Недооценка сил противника.
7. Отсутствие союзников.
Блок № 2.
Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России в начале 20 века?
Развитию сельскохозяйственного производства в России в начале 20 века мешали:
1.Оскудение центра - в губерниях Центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Товарной продукции они не производили. Поля обрабатывались старым способом, не хватало удобрений, поэтому урожайность была низкой.
2. Малоземелье крестьян. По подсчётам специалистов, для нормального существования семьи из 6 человек в чернозёмной полосе требовалось 10,5 десятины. В действительности на одно крестьянское хозяйство приходилось 7 десятин.
3.Аграрное перенаселение Центральной России- 20 млн. «лишних ртов», не находивших применения в деревне.
4.Сохранение крестьянской общины, которая мешала крестьянам распоряжаться своей землёй (4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании).
Блок № 3.
1.Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.
2.Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в экономику.
3.Флагманский корабль – корабль, с которого командующий управляет подчинёнными силами.
Материалы для зачета.
1. Перечень вопросов для зачёта.
2. Критерии оценки устного ответа.
Перечень вопросов для зачета.
Семестр.
1. Оценки августовских событий. СССР накануне августовских событий.
2. Ход событий. Причины поражения ГКЧП. Последствия поражения ГКЧП.
3. Распад СССР и образование СНГ. Причины распада СССР.
4. Авторитарно-бюрократические режимы. Восточная Европа после социализма.
5. Радикальные реформы 1992-1993 гг. и их последствия
6. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993 года.
7. Принятие Конституции 1993 г.
8. Россия в 1994 -1996 гг.
9. Россия на рубеже тысячелетия (1997-2002 гг.)
10. Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России.
11. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
12. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации.
13. Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России.
14. Военная и экологическая угроза человечеству.
15. Российская Федерация как новый субъект международных отношений. Россия и республики бывшего СССР.
16. Россия и расширение НАТО на Восток
17. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.
18. Современная доктрина внешней политики РФ
19. События 11 сентября 2001 года и их воздействия на российскую внешнюю политику
20. Развитие науки. Научно-техническая революция. Развитие техники и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы и пути их преодоления.
Критерии оценки устного ответа:
Оценка «5» (отлично) ставится, если студент:
· грамотно, в полном объеме раскрывает содержание вопросов; хорошо и легко ориентируется в них; умеет делать выводы из всего сказанного и подводить итоги.
· Свободно владеет политической лексикой
· Хорошо ориентируется в хронологии событий;
· Активно владеет навыками устной речи;
· Отвечает на дополнительные, возможно, предложенные преподавателем вопросы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если студент:
· грамотно раскрывает содержание вопросов; хорошо и легко ориентируется в них;
· Владеет политической терминологией;
· Ориентируется в хронологии событий;
· Владеет навыками устной речи;
· Отвечает на дополнительные или наводящие вопросы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если студент:
· В полном объеме раскрывает содержание вопросов
· Имеет понятие о смысле тех или иных политических терминов
· Владеет навыками устной речи
· Отвечает на наводящие вопросы преподавателя.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент:
· Не может раскрыть содержание вопросов
· Не имеет понятия о значении тех или иных исторических терминов
· Слабо владеет навыками устной речи
· Не отвечает на наводящие вопросы преподавателя.
8. Литература:
Основные источники:
1. История. Среднее профессиональное образование. Под ред. П.С. Самыгина. Ростов - на -Дону «Феникс» 2007.
2. Данилов А. А. Косулина Л. Г. Брандт М. Ю. История России 20-начало 21 века. М, 2005.
3. Данилов А.А. , Косулина Л.Г. История государства и народов России. Часть 1-2. М., «Дрофа» 2005.
4. Дмитриев В.. П. Шестаков В. П. Есаков В. П. История Отечества 20 век.
- Н.В.Загладин Всемирная история ХХ век. М., «Русское слово» 2006.
- Отечественная история ХХ – начала ХХI века. Под ред. А.О. Чубарьяна. М., « Просвещение» 2005.
Дополнительные источники:
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ век. Мультимедийный учебник. – М.: «Клио Софт», 2005.
- Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. Электронный учебник. ЗАО «КноРус», 2009.
- Чубарьян А.О. Отечественная история ХХ - начало XXI –М.: «Просвещение», 2005, - 360 с.